Картотека Нейропсихологических игр
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 231»
Составитель: Кузнецова Ксения Юрьевна
Название упражнения Методика выполнения | Стихотворное Сопровождение | Рисунок |
1. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. | | |
2. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. | Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. | |
3. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз. | Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. | |
4. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение | Ёжик топал по дорожке, И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать Нужно пальцы загибать. | |
5. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют четверостишие несколько раз. | Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём,. Мы по-шире их раздвинем, Посильнее напряжём. | |
6. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз | Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можем Крепко-накрепко сожмём. | |
7. Упражнение «Елочка» Пальцы сцеплены в замок, кисти на столе, ладонями к себе. Поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»). В положении «елочки» пальцы натянуть, держать в этом положении два счета, затем расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п. Повернуть кисти ладонями к себе, образуя «елочку» вершинкой вниз, просчитать два счета, обратным движением вернуться в и.п. Выполнять упражнение от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая количество повторений. На «раз» - поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»), пальцы натянуть; на «два-три» - удерживать пальцы в положении «елочка»; на «четыре» - расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п.; на «пять-восемь» - проделать то же, поворачивая «елочку» вершинкой вниз. | | |
8. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими Повторяют упражнение несколько раз. | Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно! Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. | |
СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз. | Палец очень удивлялся, Как он главным оказался? Мы-то знаем хорошо - Потому что он большой! | |
СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом. | Два большие пальца спорят: Кто главней из них двоих? Не дадим случиться ссоре И помирим тут же их. | |
СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз. | Покажите пальцем зайца, Книжку, яблоко, орех. Указательному пальцу Всё известно лучше всех | |
СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец. Если не получается совсем, можно сгибать их одновременно. Затем проделывают то же самое другой рукой. Повторяют упражнение несколько раз. | Безымянный и мизинец Очень сильно подружились. Безымянный спину гнёт, А мизинец лишь кивнёт. Если же согнуть мизинец, Безымянный выгнет спину | |
СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ВМЕСТЕ И ПО ОЧЕРЕДИ Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. | Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет? Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают. | |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько | Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук – стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. | |
ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦАМИ Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону. Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз. | Почему же наш большой Крутит, вертит головой? Он на судне капитан – Изучает океан. | |
ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦАМИ Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону. Затем, то же самое, проделывают левой рукой. | Палец указательный Умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он - помощник капитана | |
РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу. Повторяют четверостишие несколько раз. | Пара ножниц есть у нас, Пригодятся нам не раз. Кто из нас такой отважный, Что разрежет лист бумажный? | |
РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ Дети сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. Произнося две последние строчки четверостишия, поднимают два растопыренных пальца вверх. Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз. | Идёт по парте человек, Переставляет ножки. А если ножки смотрят вверх, Что получилось? Рожки. | |
РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой - к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами. Продолжают упражнение в быстром темпе. | Мы бежим сегодня кросс. Кто обгонит? Вот вопрос. Обогнать мы всех хотим И бежим, бежим, бежим. | |
ПОДТЯГИВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ОДНОЙ РУКИ ДРУГОЙ РУКОЙ Упражнение «Сбор ягод» Расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца «снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют: «ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки. | Самый маленький из пальцев Хочет вырасти чуть-чуть. Надо, братцы, постараться И мизинчик потянуть | |
ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ОДНОЙ РУКИ С ПОМОШЬЮ ДРУГОЙ РУКИ Дети берут мизинец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую сторону. Затем меняют руки и то же самое проделывают с мизинцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз. | Чтоб писать мизинчик мог, Крутим пальчик, как волчок. Пальчик ходит вверх и вниз -Ну-ка, пальчик, не ленись! | |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз. | Посмотрите, луноход По Луне легко идёт. Он шагает очень важно, В нём сидит герой отважный. |
|
РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ «Цепочка» Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами. Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев. Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом. Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии. | | |
Упражнение «Шар» Кисти перед собой, правая сверху. Руки вытянуть вперед, одновременно развести пальцы врозь на обеих руках и соединить кончики пальцев - большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.: полусогнутые пальцы принимают форму «шара». В этом положении напрягаем мышцы пальцев, кисти и предплечий, а затем поворачиваем кисти ладонями то от себя, то к себе: вращаем «шарик». После нескольких поворотов расслабить кисти и вернуться в и.п. То же проделать с закрытыми глазами, акцентируя внимание на точности соединения пальцев. | | |
«Солнышко» Кисти ладонями внутрь. На счет «раз» - кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь; на счет «два» - руки скрестить запястьями, правая перед левой; на счет «три» - правую кисть повернуть ладонью к себе; на счет «четыре» - правую кисть повернуть ладонью от себя; на счет «пять» - смена положения рук, левая перед правой; на счет «шесть» - левую кисть повернуть ладонью к себе; на счет «семь» - левую кисть повернуть ладонью от себя. Затем повторить, начиная с положения «левая кисть перед правой». Повторить упражнение от 3 до 5 раз. | | |
Упражнение «Крючки» Кисти сжаты в кулаки. На «раз» - сцепить мизинцы крючком; на «два-три» - с силой тянуть руки в стороны; на «четыре» - расслабить руки и принять и.п. На следующие четыре счета повторять те же движения с другими пальцами. Закончить упражнение потряхиванием и растиранием кистей. Упражнение повторить 2–3 раза сначала с открытыми, потом - с закрытыми глазами. | |
|
Упражнение «Стул» Ладони внутрь. К основанию пальцев левой руки приставить средние фаланги правой руки так, чтобы проксимальные фаланги были горизонтальны относительно пальцев правой руки (получается «ровное сиденье стула»), большой палец правой руки плотно прижать к ладони. Разгибая правую кисть, вернуться в и.п. Повторить те же движения, но приставляя левую кисть к правой. Акцентировать конечные положения в каждом движении. То же проделать с закрытыми глазами, затем - под счет. И.п. - то же. На счет «раз» - изобразить сиденье стула с помощью правой руки; на «два» - принять и.п.; на «три» - изобразить «сиденье стула» левой рукой; на «четыре» - принять и.п. Затем на каждый счет происходит смена положений рук. | | |
«Дерево» | руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками. |
«Лес» | руки вверх, пальцы растопырены в стороны |
«Фонарики» | фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух-пальцы сжать. |
«Дом» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. |
«Дом с трубой» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить – это труба. |
«Солнышко» | пальцы расставлены от себя |
«Окошко» | большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук |
«Бутон» | руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу-«бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону |
«Колечки» | поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. |
«Лодочка» | обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням. |
«Рыбка» | пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец. |
«Замок» | ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести. |
«Олень» | 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены |
«Ежик» | поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. |
«Зайчик» | 2 пальца (указательный и средний вверх |
«Кулачок-ладошка» | левая рука кулачок, правая – ладошка, одновременная смена рук |
«Оладушки» | правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки» |
«Кулак» - «ладонь» - «ребро») | поочередная смена |
«Лезгинка» | левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). |
«Кошка» | последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» |
«Кольцо» | поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» |
«Лягушка» | последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» |
«Дождик»: | встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз |
«Улитка с домиком» | исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади |
«Ухо - нос» | левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот |
«Шипы» | руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны |
«Гости» | «шагают» пальчиками по коленям или по столу |
«Бабочка» | руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки |
Сказка «Городской парк»
Текст сказки | упражнения |
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. | «Деревья» |
Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. | «фонарики» |
Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. | «солнышко» |
Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. | «бутоны» |
Дети очень любили этот парк, потому, что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. | «колечки» |
А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. | «лодочка» «рыбки» |
Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. | «замок» |
Сказка «Две обезьянки» (дети сидят за столами, руки на коленях)
Текст сказки | упражнения |
«Жили-были две озорные обезьянки - Мики и Кики. | левый кулачок на стол Правый кулачок на стол |
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. | «кулачок-ладошка» |
По дороге они встретили, ежа с ежатами. | «ежик» |
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. | «колечки» |
Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: | «оладушки» |
Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им. | «кулак» - «ладонь» - «ребро» |
Сказка «В гости к бабушке» (дети сидят за столами)
Текст сказки | упражнения |
Топ-топ | ладони хлопают по коленям или по столу |
В гости бабушка звала. Внуков очень поджидала | ладони на щеках, качаем головой |
По дорожке пять внучат, в гости к бабушке спешат | «гости» |
Прыг-прыг | кулачки стучат по коленям или по столу |
Чики-брики, | ладони хлопают поочередно по коленям или по полу |
Чики-брик. | кулачки стучат поочередно по коленям или по столу |
Стоит дерево высокое | «лес» |
Дальше - озеро глубокое | волнообразные движения кистями |
Птицы песенки поют | ладони перекрестно - «птица» |
Зернышки везде клюют | ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак |
Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут | «кулачек-ладошка» |
А потом друзья стали танцевать | «лезгинка» |
Сказка «Новые приключения маленького щенка» (дети сидят за столами)
Жил-был маленький щенок. Однажды он уснул на крылечке. И тут ему на нос села маленькая жёлтая бабочка. | «бабочка» |
Щенок открыл глаза, увидел бабочку и радостно залаял. Бабочка испугалась, полетела в сторону леса и скрылась за высокими деревьями. Наш щенок был очень любопытным, и он побежал за ней. На полянке в кругу сидели зайцы. «Как сосновые верхушки Зайцы к солнцу тянут ушки. Лапки поднимаются, Ушки распрямляются. А сосны, лесные подружки, Сверху улыбаются, Зарядкой занимаются». | «зайчик» |
Щенок выбежал на полянку с радостным лаем: «Ав-ав-ав!». Он стал носиться по кругу, виляя хвостиком. Но зайцы его восторга не поняли и ускакали. Щенок сначала огорчился, но потом его внимание привлекли какие – то звуки. Щенок огляделся вокруг. Как красиво было на полянке! А какие запахи кружились в воздухе! Он глубоко вдохнул воздух. Тут мимо него пробежал ёжик. | «ёжик» |
Рядом над цветком кружилась пчёлка. Малыш замер и стал внимательно следить за ней глазами. Жужжание пчелы стало ближе, щенок насторожился и зарычал. На всякий случай он решил спрятаться в траве. Каких только ягод не было вокруг! | «колечко» |
«Раз, два, три Сколько ягод посмотри. Раз – малина, Два – калина, Три – черника, А четыре – ежевика» Тут наш щенок услышал далёкий голос хозяина. Да, что-то он проголодался! И он с радостным лаем помчался домой. | «кулачок – ладошка» |
Сказка «Два котёнка» (дети сидят за столом)
Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок. | Дети показывают правый кулачок |
Он очень любил прогуливаться по своему саду. | «кошка» |
В саду росли высокие деревья | «деревья» |
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться | «кошка» - правой рукой |
И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок. | «кошка» - левой рукой |
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. | «кошка» в быстром темпе |
Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом. | «кошка» с одновременной сменой позиции |
И тут Снежок нашёл на траве кольцо. «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» | «кольцо» |
Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять. | «кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой» |
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним. | «кошка» |
И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру. | «ладушки-оладушки» |
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать. | «лезгинка» |
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд. | «лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» |
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой. | «кошка» |
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды. | «фонарики» |
Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули. | вытянуть пальцы из кулачка |
Сказка «Лесные истории» (дети сидят за столами, руки на коленях)
Жил-был зайка – длинные уши. | («зайчик») |
А жил он в маленькой избушке. На краю леса. | («дом») («лес») |
Рано утром просыпалось солнышко и своими лучами будило нашего зайку. | («солнышко») |
Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал. | («колечки») |
Каждое утро зайка выглядывал в окошко, чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе. Он брал леечку и поливал розу. | («окошко») («бутон») («дождик») |
Солнышко пригревало и цветок распускался. | («солнышко») («Бутон-цветок») |
Полюбоваться прекрасной розой приползала улитка. | («улитка с домиком») |
Приходил гордый олень – ветвистые рожки, Мишка-топотышка, Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек. | («олень») («колечки» с нажимом на подушечки) («ежик») |
Подкралась однажды к заячьей избушке лиса – хитрая плутовка, рыжая головка. | («колечки» с нежным нажимом) |
Мягко, неслышно ступала она лапками, хвостиком заметая следы. | (плавные движения кистью правой и левой руки вправо-влево) |
Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает. | («ухо - нос») |
Захотела она сорвать красивый цветок. Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы. | («Бутон», «Шипы») |
Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала. | («колечки» с нежным нажимом в быстром темпе) |
А звери на опушке разбили сад. То-то стало весело, то-то хорошо! | (Хлопать в ладоши) |
Сказка «Лесной домик» (дети сидят за столами)
Стоял с лесу домик. Бежал мимо ёжик. Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза, зашел в него и стал в нем жить. | («дом») («ёжик») («кулак-ребро-ладонь») |
Бежала мимо лягушка-квакушка. Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика | («лягушка») («ёжик») |
Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки. | («ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). |
Каждый день им светило ласковое солнышко, вокруг порхали красивые бабочки, а деревья шелестели своими листиками на ветру | «солнышко» («бабочка») («дерево») |
Однажды они услышали, как кто – то плачет. Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка. | (рука сжата в кулак, лежит на столе) |
они позвали котенка, и он подбежал к ним | («кошка» со словами: «Кулачок- ладошка, так гуляет кошка»). |
Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили котенка жить к себе в дом. | («дом»). |
Котенок с радостью забежал в чудесный домик и стал жить вместе с лягушкой и ёжиком. Ладони под углом друг к другу. | («кошка» со словами: «кулачок- ладошка, так гуляет кошка») («лягушка») («ёжик») |
Стихи для Су-Джок по лексико-грамматическим тема
Су-Джок игры/упражнения позволяют
воздействовать на биологически активные точки по системе Су–Джок; стимулировать речевые зоны коры головного мозга;
нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
стимулировать речевые области в коре головного мозга;
повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность; развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке Дети между ладонями катают шарик Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого.
Наша Зина – молодец! Показывают большой палец.
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас, Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, надевая колечко.
Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит?
Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большие пальцы вытягивают вперед.
МебельМебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.
Поочередно андевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот сколько мебели назвал.
Постираю чисто, с толком: (Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.) Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Вот устали мои руки! Встряхивают обе руки.
ПосудаДевочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су–Джок между ладонями. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны бить в салфетнице, Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!». Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит, Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает он от лисицы.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
Праздник приближается, ёлка наряжается.
Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Пять пальцев мы в кулак зажмем, Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.
За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебренок,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
За кем же торопится каждый ребенок.
Животные Севера Тепы-тяпы, тепы-тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Дети катают Су–Джок между ладонями.
Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок. Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! Катают шарики между ладонями.
Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья - поросятами! Довольна коза своими козлятами,
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами!
Тили-тели, тиле-тели,
С юга птицы прилетели! Дети катают Су-Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж.
Поочередно надевают колечко на пальчик, начиная с мизинца правой руки.
Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели!
Этот пальчик - дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этот пальчик - бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец) Этот пальчик - папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Этот пальчик - маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг? Дети катают Су–Джок между ладонями.
Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда, Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.
Дружно пальчики считаем – насекомых называем:
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит !
«На лужок»
На лужок пришли зайчата,
Межвежата, барсучата, Лягушата и енот. (Поочередно надеваем кольцо на каждый палец.)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок! Катаем шарик по ладошке
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, Перекидывать шарик из руки в руку
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке! Сжимать, разжимать шарик в кулачке
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок.
Поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Интернет-ресурсы:
Веселые упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей https://vk.com/doc26826474_621615206?hash=9bebb0b3c869aab5c4&dl=ee3d694471529dda03
Иллюстрация к упражнению «Не та рука» https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0deb/00053e0a-27a18814/img13.jpg
Нейроигры с карандашамина развитие межполушарного взаимодействия
Самомассаж карандашами формирует навык произвольности (осознанности); развивает координацию движений;
увеличивает объем улучшению переключаемости, точности удержания позы; уменьшает общую психологическую нагрузку;
снимает общую усталость;
даёт возможность переключения на другой вид деятельности;
способствует обучению планирования правильной последовательности выполнения движений, формированию мотивации к обучению,
приобретению уверенности в себе и в своих действиях.
Самомассаж следует проводить сначала для одной руки, затем для другой с целью равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.
Упражнение «Шарики»
Вариант 1
Выполняем задание сначала правой рукой, затем левой рукой.
Двигаемся сверху вниз по строчкам. На каждый шарик в строке нужно поставить пальцы. Количество шариков в каждой строке чередуется, соответственно и количество пальцев будет чередоваться (от 1 до 3).
Стараемся выполнить задание с максимальной скоростью. Аналогично известной всем игре
«классики».
Для усложнения задания:
добавить произнесение определенного звука для каждого цвета шарика. Например, когда пальцы на желтом, произносим [А], на красном – [О] и на зеленом [И] и т.д.
не касаться шариков, а показать столько пальчиков, сколько шариков в строке. Вариант 2
Выполняем задание двумя руками одновременно.
Поле с левой стороны используем для левой руки, поле с правой стороны - для правой. Двигаемся сверху вниз по строчкам. На каждый шарик в строке нужно поставить пальцы. Количество шариков в каждой строке чередуется, соответственно и количество пальцев будет чередоваться (от 1 до 3). Стараемся выполнить задание с максимальной скоростью
Идея https://vk.com/doc26826474_627071209?hash=zYF7jzugQBlxeNybm8SrxNThxvRu6UO7sXfzFbV69BP&dl=FYjwsKioT4enTCHtZJ8VF5QD6QV V7IrdHb0jaEZJFFX
Вариант 1
Вариант 2
Посчитаем до 5
Произнеси слово, чётковыделяя голосом звук [Ль] и одновременно покажи его пальчиками.
Назови картинку слева, чётко выделяя голосом звук [Р], и покажи её левой рукой Найди такую же картинкусправа, назови её и покажи правой рукой.
Назови картинку, чётко выделяя голосом звук [Р]. Покажи это слово пальчиками.
Повтори слоги, назови картинку. Покажи их так:
Литература:
Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога- психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50
Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. : ил.
Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. - (Культура здоровья с детства).
Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)
Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007.—474 с.
Мустафина Юлия Николаевна, Методическая разработка "Физкультминутки как одна из форм работы по здоровьесбережению младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования"
https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-fizkultminutki-kak-odna-iz-form-raboti-po- zdorovesberezheniyu-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchrezhd-275971.html
Смирнова Л., Упражнения для пальцев. Журнал «Дошкольное образование», N10 (274), 16- 31.05.2010, https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=201000916
Кинезеологические сказки https://vk.com/doc347263849_592459556?hash=ejcR7C4ihsttxvNfWIOfvTO7tB1BEdHJjWPu UKhcdyw&dl=WzqJJ7ZvnNHoHruq4lbNNNgEZ3qNQHDd6PG88Qe5NYz
Демидова Галина Владимировна Картотека стихов к массажу рук Су-Джок массажёрами https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/11/13/kartoteka-stihov-k-massazhu- ruk-su-dzhok-massazhyorami
1
Потамошнева Наталья Алексеевна