Картотека Нейропсихологических игр

3
1
Материал опубликован 9 March 2023

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 231»





t1678388764aa.gif


t1678388764ab.png












Составитель: Кузнецова Ксения Юрьевна






Название упражнения

Методика выполнения

Стихотворное

Сопровождение

Рисунок

1. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают

и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.



t1678388764ac.png

2. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз.

Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом) и кладут ладони на стол.

Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на

стол.

Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.


t1678388764ad.png

3. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.



t1678388764ae.png

4. СЖИМАНИЕ – РАЗЖИМАНИЕ КУЛАЧКОВ

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

Повторяют упражнение

Ёжик топал по дорожке,

И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать Нужно пальцы загибать.


t1678388764af.png

Картотека упражнений с пальчиками

5. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы, напрягают их как можно сильнее, а затем расслабляют, опускают руки и слегка трясут ими.

Повторяют четверостишие несколько раз.

Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём,. Мы по-шире их раздвинем, Посильнее напряжём.


t1678388764ag.png

6. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее.

Потом опускают руки и слегка трясут ими.

Повторяют упражнение несколько раз

Наши пальчики сплетём И соединим ладошки.

А потом как только можем Крепко-накрепко сожмём.


t1678388764ah.png

7. Упражнение «Елочка» Пальцы сцеплены в замок, кисти на столе, ладонями к себе.

Поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»). В положении «елочки»

пальцы натянуть, держать в этом положении два счета, затем расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п.

Повернуть кисти ладонями к себе, образуя «елочку» вершинкой вниз, просчитать два счета, обратным движением вернуться в и.п. Выполнять упражнение от 3 до 7 раз, постепенно увеличивая количество повторений.

На «раз» - поворачивая кисти ладонями от себя, пальцы пропускаются под углом друг к другу («елочка»), пальцы натянуть; на «два-три» - удерживать пальцы в положении

«елочка»;

на «четыре» - расслабить пальцы и вернуть кисти в и.п.;

на «пять-восемь» - проделать то же, поворачивая «елочку» вершинкой вниз.



t1678388764ai.png

8. СЖИМАНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают.

Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими Повторяют упражнение несколько раз.

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом.



t1678388764aj.png

СГИБАНИЕ -

РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают.

Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Палец очень удивлялся, Как он главным оказался? Мы-то знаем хорошо - Потому что он большой!


t1678388764ak.png

СГИБАНИЕ -

РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.

Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.

Два большие пальца спорят: Кто главней из них двоих? Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.





t1678388764al.png

СГИБАНИЕ -

РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают.

Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Покажите пальцем зайца, Книжку, яблоко, орех.

Указательному пальцу Всё известно лучше всех


t1678388764am.png

СГИБАНИЕ -

РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец.

Если не получается совсем, можно сгибать их одновременно.

Затем проделывают то же самое другой рукой.

Повторяют упражнение несколько раз.

Безымянный и мизинец Очень сильно подружились. Безымянный спину гнёт,

А мизинец лишь кивнёт. Если же согнуть мизинец, Безымянный выгнет спину


t1678388764an.png

СГИБАНИЕ - РАЗГИБАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ВМЕСТЕ И ПО ОЧЕРЕДИ

Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук

перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

Кто из пальчиков ловчее? Ручку кто держать умеет? Пальцы дружно отвечают, Головами все кивают.



t1678388764ao.png

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ

Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно.

Четверостишие повторяют несколько

Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук

стучались в дверь. Только дверь им не открыли:

Думали, там страшный зверь.


t1678388764ap.png

ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦАМИ

Дети сжимают правую руку в кулачок,

вытягивают большой палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Почему же наш большой Крутит, вертит головой? Он на судне капитан – Изучает океан.



t1678388764aq.png

ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦАМИ

Дети сжимают правую руку в кулачок,

вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.

Затем, то же самое, проделывают левой рукой.

Палец указательный Умный и внимательный. Занят делом постоянно. Он - помощник капитана


t1678388764ar.png

РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ

Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

Повторяют четверостишие несколько раз.

Пара ножниц есть у нас, Пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, Что разрежет лист бумажный?


t1678388764as.png

РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ

Дети сжимают правую руку в кулачок,

затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте.

Произнося две последние строчки четверостишия, поднимают два растопыренных пальца вверх.

Затем, то же самое, проделывают левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

Идёт по парте человек, Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, Что получилось? Рожки.


t1678388764at.png

РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ

Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой -

к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами.

Продолжают упражнение в быстром темпе.

Мы бежим сегодня кросс. Кто обгонит? Вот вопрос. Обогнать мы всех хотим И бежим, бежим, бежим.



t1678388764au.png

ПОДТЯГИВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ ОДНОЙ РУКИ ДРУГОЙ РУКОЙ

Упражнение «Сбор ягод» Расслабленная кисть левой руки (пальцы опущены вниз) изображает ветку с ягодами. Пальцы правой руки по очереди с каждого пальца

«снимают с ветки ягоды», начиная с мизинца. Затем положение рук меняют:

«ягоды с ветки снимают» пальцы левой руки.

Самый маленький из пальцев Хочет вырасти чуть-чуть.

Надо, братцы, постараться И мизинчик потянуть


t1678388764av.png



t1678388764aw.png

ВРАЩЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ОДНОЙ РУКИ

С ПОМОШЬЮ ДРУГОЙ РУКИ

Дети берут мизинец левой руки правой рукой

и вращают его в одну и в другую сторону.

Затем меняют руки и то же самое проделывают с мизинцем правой руки.

Повторяют упражнение несколько раз.

Чтоб писать мизинчик мог, Крутим пальчик, как волчок. Пальчик ходит вверх и вниз

-Ну-ка, пальчик, не ленись!


t1678388764ax.png

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДУШЕЧЕК ПАЛЬЦЕВ

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой.

Повторяют четверостишие несколько раз.

Посмотрите, луноход По Луне легко идёт.

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.



t1678388764ay.png

РАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦАМИ


«Цепочка»

Колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук, сцепляются так, чтобы пальцы одной руки были в кольце другой. Цепочку вяжут дальше с безымянными, средними и указательными пальцами. Выпрямить все пальцы и начать вязать цепочку в обратном порядке, начиная с больших и указательных пальцев.

Вначале цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счет в темпе и ритме, заданном педагогом.

Повторить упражнение от 2 до 4 раз в одном занятии.



t1678388764az.png

Упражнение «Шар» Кисти перед собой, правая сверху. Руки вытянуть вперед, одновременно развести пальцы врозь на обеих руках и соединить

кончики пальцев - большой палец с большим, указательный с указательным и т.д.: полусогнутые пальцы принимают форму «шара». В этом положении напрягаем мышцы пальцев, кисти и предплечий, а затем поворачиваем кисти ладонями то от себя, то к себе: вращаем «шарик».

После нескольких поворотов расслабить кисти и вернуться в и.п. То же проделать с закрытыми глазами, акцентируя внимание на точности соединения пальцев.



t1678388764ba.png


t1678388764bb.png

«Солнышко»

Кисти ладонями внутрь. На счет «раз» - кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь; на счет «два» - руки скрестить запястьями, правая перед левой;

на счет «три» - правую кисть повернуть ладонью к себе; на счет «четыре» - правую кисть повернуть ладонью от себя;

на счет «пять» - смена положения рук, левая перед правой;

на счет «шесть» - левую кисть повернуть ладонью к себе;

на счет «семь» - левую кисть повернуть ладонью от себя. Затем повторить, начиная с положения «левая кисть перед правой». Повторить упражнение от 3 до 5 раз.



t1678388764bc.png

Упражнение «Крючки» Кисти сжаты в кулаки.

На «раз» - сцепить мизинцы крючком;

на «два-три» - с силой тянуть руки в стороны; на «четыре» - расслабить руки и принять и.п.

На следующие четыре счета повторять те же движения с другими пальцами.

Закончить упражнение потряхиванием и растиранием кистей.

Упражнение повторить 2–3 раза сначала с открытыми, потом - с закрытыми глазами.



t1678388764bd.png

Упражнение «Стул» Ладони внутрь.

К основанию пальцев левой руки приставить средние фаланги правой руки так, чтобы проксимальные фаланги были горизонтальны относительно пальцев правой руки (получается «ровное сиденье стула»), большой палец правой руки плотно прижать к ладони.

Разгибая правую кисть, вернуться в и.п.

Повторить те же движения, но приставляя левую кисть к правой. Акцентировать конечные положения в каждом движении.

То же проделать с закрытыми глазами, затем - под счет.

И.п. - то же.

На счет «раз» - изобразить сиденье стула с помощью правой руки;

на «два» - принять и.п.; на «три» - изобразить

«сиденье стула» левой рукой;

на «четыре» - принять и.п. Затем на каждый счет происходит смена положений рук.





t1678388764be.png







Кинезиологические сказки Инструкция к работе с кинезиологической сказкой Перед выполнением кинезиологических упражнений во время чтения сказки, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время чтения сказки каждое движение выполнять по 3-5 раз, в зависимости от его сложности Кинезиологические упражнения


«Дерево»

руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать

руками.

«Лес»

руки вверх, пальцы растопырены в стороны

«Фонарики»

фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух-пальцы сжать.

«Дом»

пальцы рук соединить под углом друг с другом.

«Дом с трубой»

пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный

палец одной руки выпрямить это труба.

«Солнышко»

пальцы расставлены от себя

«Окошко»

большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук

«Бутон»

руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими

основаниями, образуя чашу-«бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону

«Колечки»

поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.

«Лодочка»

обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком,

большие пальцы прижаты к ладоням.

«Рыбка»

пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец

опирается на большой палец.

«Замок»

ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести.

«Олень»

1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены

«Ежик»

поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы

одной руки между пальцами другой.

«Зайчик»

2 пальца (указательный и средний вверх

«Кулачок-ладошка»

левая рука кулачок, правая ладошка, одновременная смена рук

«Оладушки»

правая рука лежит ладонью вниз, а левая ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки,

кушайте оладушки»

«Кулак» - «ладонь» -

«ребро»)

поочередная смена

«Лезгинка»

левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу

левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

«Кошка»

последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со

словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»

«Кольцо»

поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять весело колечко будем

примерять!»

«Лягушка»

последовательно менять два положения руки «кулак» - «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со

словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»

«Дождик»:

встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз

«Улитка с домиком»

исходная позиция «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади

«Ухо - нос»

левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до

наоборот

«Шипы»

руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны

«Гости»

«шагают» пальчиками по коленям или по столу

«Бабочка»

руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как

крыльями бабочки


Сказка «Городской парк»

Текст сказки

упражнения

В одном городе был красивый парк, там росли большие

деревья.

«Деревья»

Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на

окраине этого парка.

«фонарики»

Когда рано утром вставало солнышко, смотритель

открывал окошко и шел гасить фонари.

«солнышко»

Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали.

«бутоны»

Дети очень любили этот парк, потому, что там

продавали вкусные баранки большие, средние и маленькие.

«колечки»

А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке

и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми.

«лодочка»


«рыбки»

Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал

парк на замок и ложился спать.

«замок»


Сказка «Две обезьянки» (дети сидят за столами, руки на коленях)

Текст сказки

упражнения

«Жили-были две озорные обезьянки - Мики и Кики.

левый кулачок на стол Правый кулачок на стол

Однажды они отправились в сад за яблоками и

заблудились.

«кулачок-ладошка»

По дороге они встретили, ежа с ежатами.

«ежик»

Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут

яблоньку.

«колечки»

Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне,

а за это обезьянки угостили ежей оладушками:

«оладушки»


Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их

домой. Тогда еж с ежатами помогли им.

«кулак» - «ладонь» - «ребро»

Сказка «В гости к бабушке» (дети сидят за столами)


Текст сказки

упражнения

Топ-топ

ладони хлопают по коленям или по столу

В гости бабушка звала. Внуков очень

поджидала

ладони на щеках, качаем головой

По дорожке пять внучат, в гости к бабушке

спешат

«гости»

Прыг-прыг

кулачки стучат по коленям или по столу

Чики-брики,

ладони хлопают поочередно по коленям

или по полу

Чики-брик.

кулачки стучат поочередно по коленям

или по столу

Стоит дерево высокое

«лес»

Дальше - озеро глубокое

волнообразные движения кистями

Птицы песенки поют

ладони перекрестно - «птица»

Зернышки везде клюют

ладони перед собой, поочередно

сжимаем и разжимаем кулак

Внуки к бабушке идут и гостинцы ей несут

«кулачек-ладошка»

А потом друзья стали танцевать

«лезгинка»


Сказка «Новые приключения маленького щенка» (дети сидят за столами)

Жил-был маленький щенок. Однажды он уснул на крылечке.

И тут ему на нос села маленькая жёлтая бабочка.


«бабочка»

Щенок открыл глаза, увидел бабочку и радостно залаял. Бабочка испугалась, полетела в сторону леса и скрылась за высокими деревьями. Наш щенок был очень любопытным, и он побежал за ней. На полянке в кругу сидели зайцы.

«Как сосновые верхушки Зайцы к солнцу тянут ушки. Лапки поднимаются,

Ушки распрямляются.

А сосны, лесные подружки, Сверху улыбаются, Зарядкой занимаются».





«зайчик»

Щенок выбежал на полянку с радостным лаем: «Ав-ав-ав!». Он стал носиться по кругу, виляя хвостиком. Но зайцы его восторга не поняли и ускакали. Щенок сначала огорчился, но потом его внимание привлекли какие – то звуки.

Щенок огляделся вокруг. Как красиво было на полянке! А какие запахи кружились в воздухе! Он глубоко вдохнул воздух. Тут мимо него пробежал ёжик.






«ёжик»

Рядом над цветком кружилась пчёлка. Малыш замер и стал внимательно следить за ней глазами.

Жужжание пчелы стало ближе, щенок насторожился и зарычал.

На всякий случай он решил спрятаться в траве. Каких только ягод не было вокруг!

«колечко»


«Раз, два, три

Сколько ягод посмотри. Раз – малина,

Два – калина, Три черника,

А четыре ежевика»

Тут наш щенок услышал далёкий голос хозяина. Да, что-то он проголодался!

И он с радостным лаем помчался домой.

«кулачок – ладошка»


Сказка «Два котёнка» (дети сидят за столом)



Жил-был на свете белый, пушистый котёнок

по имени Снежок.

Дети показывают правый кулачок

Он очень любил прогуливаться по своему саду.

«кошка»

В саду росли высокие деревья

«деревья»

И вот однажды Снежок вышел из своего дома

прогуляться

«кошка» - правой рукой

И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок.

«кошка» - левой рукой

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться.

«кошка» в быстром темпе

Котёнка звали Уголёк. Они подружились и

стали бегать друг за другом.

«кошка» с одновременной сменой

позиции

И тут Снежок нашёл на траве кольцо. «Раз,

два, три, четыре, пять весело колечко будем примерять!»

«кольцо»

Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.

«кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой,

ой, ой»

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке

котята за ним.

«кошка»

И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её

развеселить и показали ей интересную игру.

«ладушки-оладушки»

Но лягушка не стала веселей, тогда котята

предложили ей станцевать.

«лезгинка»

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд.

«лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»

Котята попрощались с ней и тоже отправились

домой.

«кошка»


По дороге они наблюдали, как на небе

мерцают звёзды.

«фонарики»

Вот они дошли до дома, уставшие, они

улеглись на коврике и уснули.

вытянуть пальцы из кулачка




Сказка «Лесные истории» (дети сидят за столами, руки на коленях)


Жил-был зайка длинные уши.

(«зайчик»)

А жил он в маленькой избушке.

На краю леса.

(«дом»)

(«лес»)

Рано утром просыпалось солнышко и своими

лучами будило нашего зайку.

(«солнышко»)

Он быстро вскакивал с кровати, делал зарядку, умывался и завтракал.

(«колечки»)

Каждое утро зайка выглядывал в окошко, чтобы проверить, как растёт роза на его клумбе.

Он брал леечку и поливал розу.

(«окошко»)

(«бутон»)

(«дождик»)

Солнышко пригревало

и цветок распускался.

(«солнышко»)

(«Бутон-цветок»)

Полюбоваться прекрасной розой приползала

улитка.

(«улитка с домиком»)

Приходил гордый олень – ветвистые рожки, Мишка-топотышка,


Колючий Ёжик – ни головы, ни ножек.

(«олень»)

(«колечки» с нажимом на подушечки) («ежик»)

Подкралась однажды к заячьей избушке лиса

хитрая плутовка, рыжая головка.

(«колечки» с нежным нажимом)

Мягко, неслышно ступала она лапками,

хвостиком заметая следы.

(плавные движения кистью правой и

левой руки вправо-влево)

Ушки у лисоньки слушают, нос всё вынюхивает.

(«ухо - нос»)

Захотела она сорвать красивый цветок.

Свернулась роза в бутон от страха, обнажила свои иголки-шипы.

(«Бутон», «Шипы»)

Уколола лиса свои лапки и ни с чем убежала.

(«колечки» с нежным нажимом в

быстром темпе)

А звери на опушке разбили сад. То-то стало

весело, то-то хорошо!

(Хлопать в ладоши)



Сказка «Лесной домик» (дети сидят за столами)

Стоял с лесу домик. Бежал мимо ёжик.

Увидел он чудесный домик, и обошел вокруг него 3 раза, зашел в него и стал в нем жить.

(«дом»)

(«ёжик»)

(«кулак-ребро-ладонь»)

Бежала мимо лягушка-квакушка.

Увидела она домик, очень он ей понравился, попросилась она у ёжика

(«лягушка»)

(«ёжик»)


Пустил ежик лягушку в домик и стали они жить там вдвоем. Весело было им жить пекли они оладушки и играли в ладушки.

(«ладушки-оладушки»: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть

начнем»).

Каждый день им светило ласковое солнышко, вокруг порхали красивые бабочки,

а деревья шелестели своими листиками на ветру

«солнышко» («бабочка»)

(«дерево»)

Однажды они услышали, как кто то плачет.

Ёжик и лягушка выглянули в окошко, и увидели маленького котенка.

(рука сжата в кулак, лежит на столе)

они позвали котенка, и он подбежал к ним

(«кошка» со словами: «Кулачок-

ладошка, так гуляет кошка»).

Котенок рассказал, что потерялся и не знает, что ему делать. Лягушка и ёжик, пригласили

котенка жить к себе в дом.

(«дом»).

Котенок с радостью забежал в чудесный домик

и стал жить вместе с лягушкой


и ёжиком.

Ладони под углом друг к другу.

(«кошка» со словами: «кулачок- ладошка, так гуляет кошка») («лягушка»)

(«ёжик»)


































Стихи для Су-Джок по лексико-грамматическим тема


Су-Джок игры/упражнения позволяют

воздействовать на биологически активные точки по системе Су–Джок; стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);

активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

стимулировать речевые области в коре головного мозга;

повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность; развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.


Овощи

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке Дети между ладонями катают шарик Вот пузатый кабачок положила на бочок, Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец. Дети надевают колечко на пальцы, начиная с большого.

Наша Зина молодец! Показывают большой палец.


Фрукты

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас, Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, надевая колечко.

Фрукт для вас и для нас. Дети катают шарик по ладошке.


Грибы

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!» Показывают удивление, разводят руки в стороны Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке. Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.


Ягоды

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я молодец! Большие пальцы вытягивают вперед.

Мебель

Мебель я начну считать: кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, шкаф, комод и табурет.

Поочередно андевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот сколько мебели назвал.


Одежда

Постираю чисто, с толком: (Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.) Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку,

А ещё футболку, джинсы, свитерок и брюки.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Вот устали мои руки! Встряхивают обе руки.

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила. Дети катают Су–Джок между ладонями. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны бить в салфетнице, Масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль, конечно, в солонке!». Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.


Дикие звери зимой

Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит, Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится – убегает он от лисицы.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки

Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.


Новый год

Праздник приближается, ёлка наряжается.

Мы развешали игрушки: бусы, шарики, хлопушки. А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.


Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.


Транспорт»

Будем мы с тобой играть, будем транспорт называть Автомобиль и вертолет, трамвай, метро и самолет,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

Пять пальцев мы в кулак зажмем, Пять видов транспорта мы назовем. Дети сжимают пальцы в кулачок.


Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок, За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебренок,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

За кем же торопится каждый ребенок.


Животные Севера Тепы-тяпы, тепы-тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Дети катают Су–Джок между ладонями.


Дикие животные весной»

Это зайчонок, это бельчонок, это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.


Домашние птицы

Есть у курицы цыпленок, у гусыни есть гусенок, У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок. Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

У каждой мамы малыши Все красивы, хороши! Катают шарики между ладонями.


Домашние животные

Довольна корова своими телятами, Овечка довольна своими ягнятами, Кошка довольна своими котятами, Кем же довольна свинья - поросятами! Довольна коза своими козлятами,

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.

А я довольна своими ребятами!


Перелетные птицы

Тили-тели, тиле-тели,

С юга птицы прилетели! Дети катают Су-Джок между ладонями.

Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко. Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж.

Поочередно надевают колечко на пальчик, начиная с мизинца правой руки.

Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели!


Семья

Этот пальчик - дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этот пальчик - бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец) Этот пальчик - папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец) Этот пальчик - маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик - Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .


Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь, милый друг? Дети катают Су–Джок между ладонями.

Здесь прозрачная вода, плывет морской конек сюда, Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.


Насекомые

Дружно пальчики считаем – насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит !



«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Межвежата, барсучата, Лягушата и енот. (Поочередно надеваем кольцо на каждый палец.)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок! Катаем шарик по ладошке


Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде, Перекидывать шарик из руки в руку

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке! Сжимать, разжимать шарик в кулачке


Игрушки

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок.

Поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.


Интернет-ресурсы:

Веселые упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей https://vk.com/doc26826474_621615206?hash=9bebb0b3c869aab5c4&dl=ee3d694471529dda03

Иллюстрация к упражнению «Не та рука» https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0deb/00053e0a-27a18814/img13.jpg

Нейроигры с карандашами

на развитие межполушарного взаимодействия


Самомассаж карандашами формирует навык произвольности (осознанности); развивает координацию движений;

увеличивает объем улучшению переключаемости, точности удержания позы; уменьшает общую психологическую нагрузку;

снимает общую усталость;

даёт возможность переключения на другой вид деятельности;

способствует обучению планирования правильной последовательности выполнения движений, формированию мотивации к обучению,

приобретению уверенности в себе и в своих действиях.


Самомассаж следует проводить сначала для одной руки, затем для другой с целью равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.

t1678388764bf.gif



t1678388764bg.gif

t1678388764bh.gif


t1678388764bi.gif

t1678388764bj.gif


t1678388764bk.gif

Нейроигры

Упражнение «Шарики»

Вариант 1

Выполняем задание сначала правой рукой, затем левой рукой.

Двигаемся сверху вниз по строчкам. На каждый шарик в строке нужно поставить пальцы. Количество шариков в каждой строке чередуется, соответственно и количество пальцев будет чередоваться (от 1 до 3).

Стараемся выполнить задание с максимальной скоростью. Аналогично известной всем игре

«классики».

Для усложнения задания:

добавить произнесение определенного звука для каждого цвета шарика. Например, когда пальцы на желтом, произносим [А], на красном – [О] и на зеленом [И] и т.д.

не касаться шариков, а показать столько пальчиков, сколько шариков в строке. Вариант 2

Выполняем задание двумя руками одновременно.

Поле с левой стороны используем для левой руки, поле с правой стороны - для правой. Двигаемся сверху вниз по строчкам. На каждый шарик в строке нужно поставить пальцы. Количество шариков в каждой строке чередуется, соответственно и количество пальцев будет чередоваться (от 1 до 3). Стараемся выполнить задание с максимальной скоростью

Идея https://vk.com/doc26826474_627071209?hash=zYF7jzugQBlxeNybm8SrxNThxvRu6UO7sXfzFbV69BP&dl=FYjwsKioT4enTCHtZJ8VF5QD6QV V7IrdHb0jaEZJFFX

t1678388764bl.jpg

Вариант 1

t1678388764bm.jpg


t1678388764bn.jpg Вариант 2

Посчитаем до 5

t1678388764bo.jpg



Автоматизация звука [Ль] в начале слова

Произнеси слово, чётковыделяя голосом звук [Ль] и одновременно покажи его пальчиками.


t1678388764bp.jpg

Автоматизация звука [Р] в середине слова

Назови картинку слева, чётко выделяя голосом звук [Р], и покажи её левой рукой Найди такую же картинкусправа, назови её и покажи правой рукой.


t1678388764bq.jpg

Автоматизация звука [Р] в середине слова

Назови картинку, чётко выделяя голосом звук [Р]. Покажи это слово пальчиками.

t1678388764br.jpg



t1678388764bs.jpg

Автоматизация звука [Р] в середине слова

Повтори слоги, назови картинку. Покажи их так:


t1678388764bt.jpg

Литература:

Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога- психолога. Детский сад. – 2019. - №6. – с.43-50

Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 1/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. -М. : АЙРИС-пресс, 2018. -416 с. : ил.

Нейропсихологические занятия с детьми: В 2ч. Ч. 2/ В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. - М. : АЙРИС-пресс, 2018. - 144с.: или. - (Культура здоровья с детства).

Нейропсихология. Игры и упражнения/Ирина Праведникова. -М. : АЙРИСпресс, 2018. - 112с.: или. +вклейка 8 с. - (Популярная нейропсихология)

Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2007.—474 с.


Интернет-ресурсы:


Мустафина Юлия Николаевна, Методическая разработка "Физкультминутки как одна из форм работы по здоровьесбережению младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования"

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-fizkultminutki-kak-odna-iz-form-raboti-po- zdorovesberezheniyu-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-uchrezhd-275971.html


Смирнова Л., Упражнения для пальцев. Журнал «Дошкольное образование», N10 (274), 16- 31.05.2010, https://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=201000916


Кинезеологические сказки https://vk.com/doc347263849_592459556?hash=ejcR7C4ihsttxvNfWIOfvTO7tB1BEdHJjWPu UKhcdyw&dl=WzqJJ7ZvnNHoHruq4lbNNNgEZ3qNQHDd6PG88Qe5NYz



Демидова Галина Владимировна Картотека стихов к массажу рук Су-Джок массажёрами https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/11/13/kartoteka-stihov-k-massazhu- ruk-su-dzhok-massazhyorami










1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это буклет? (В каталоге материалов читаю,,,) не похож!

9 March 2023