12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлана Владимировна Лукина523
Россия
Материал размещён в группе «Классные руководители»

















КЕЙС-МЕТОД


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ





Лукина Светлана Владимировна

педагогический стаж 30 лет

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







2020



КЕЙС-МЕТОД

в развитии ключевых компетентностей

школьников на уроках экономики


Кейс-метод, как форма обучения экономических и бизнес-дисциплин получил широкое распространение в университетах и школах бизнеса Западной Европы. Своими корнями уходит в Гарвардскую бизнес школу в Бостоне. В 1908 году преподаватели этого вуза отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев из экономической практики.

В Германии кейс-метод нашел распространение при подготовке менеджеров, также на экономических факультетах вузов. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев применяется в общеобразовательных и профессиональных школах на занятиях по предмету «экономика и труд», по обществознанию, истории и географии.


Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения.

Они

обсуждают этот случай,

ищут альтернативы для его решения,

предлагают собственный вариант решения,

обосновывают это решение,

потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.


Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений.


ХОД РАБОТЫ ПО КЕЙС-МЕТОДУ


ФАЗА

ЦЕЛЬ

Знакомство с конкретным случаем.

Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно.

Обсуждение возможностей альтернативных решений.

Резолюция. Принятие решений в группах.

Диспут. Группы защищают свое решение.

Сопоставление итогов. Сравнение решений, принятых в группах, с решениями, принятыми в действительности.

Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения.

Развивать альтернативное мышление.


Сопоставить и оценить варианты решения.

Аргументировано защищать решения.

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.


Варианты кейс-метода:

анализ скрытых проблем;

проблемы ясно названы;

информация предоставляется с пробелами;

проблемы называются.


Анализ скрытых проблем.

Главная задача – анализ скрытых проблем. С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и принимаются решения. Сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Проблемы ясно названы.

Главная задача – с помощью названных проблем и представляемой информации разрабатываются варианты решения и принимаются решения. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Информация предоставляется с пробелами.

Главная задача – самостоятельное получение информации.

Проблемы называются.

Главная задача – оценка (критика) принятых решений.


Кейс-стади (английское «case-stady») - это реальный пример, учебная ситуация, которая описывает события из реальной жизни, демонстрирующие теорию.

Цель кейс-стади как средства обучения – в привлекательной для учащихся форме, иллюстрируя примерами из реальной жизни, продемонстрировать теоретические понятия и концепции.


Дидактические требования к кейс-стади.

Кейс должен быть приближен к жизни и действительности.

Кейс должен представлять возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.

Кейс должен содержать проблемы и конфликты.

Кейс должен быть решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.

Кейс должен допускать различные варианты решения.


С точки зрения дидактики хорошо оформленные кейсы отличаются тем, что в них, кроме языка, применяются таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, сценарии ролевых и деловых игр.

С помощью звукозаписей и видеозаписей изучение кейса может быть оформлено таким образом, что описание приобретает живой характер.


Реальные примеры сталкивают учащихся с «сырыми» экономическими данными, ставят проблемы. Кейс может содержать актуальные конфликтные ситуации, требующие принятия решения.

Благодаря возможности вмешательства в реальные процессы такое «прямое участие» в процессе принятия решения приобретает характер специфической формы проведения уроков по проектному методу.

Анализ конкретной социально-экономической ситуации развивает у школьников способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем. Обучаемый должен определить, в чем состоит проблема, свое отношение к конкретной социально-экономической ситуации.


В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решения.

Процесс принятия решения организован интерактивно. В маленьких группах (по 4-6 человек) изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всеми. С помощью кейс-метода можно анализировать действительность во всей ее комплексности на основе конкретного случая.


Выбор содержания и тем ориентируется не столько на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек.

По мнению зарубежных специалистов, составление кейс-стади – это процесс творческий, поэтому нет единой формы кейсов.



Но существует определенный алгоритм создания кейса.

Определить подходящую тему или событие исследования.

Выделить основные понятия и концепции данной темы.

Проведение обширного исследования.

Необходимо использовать все источники для сбора информации (газетные вырезки с отрывками из статей, журналы, книги, общение с друзьями, коллегами). Можно организовать учащихся для поиска и подбора информации.

Обработка информации. Проанализировать кейс, определить актуальность примера для данной теоретической темы.

Подготовить вопросы для учащихся и возможные варианты ответов.

Вопросы должны

следовать друг за другом в порядке возрастания сложности,

охватывать все теоретические концепции данной темы,

быть направлены на применение учащимися аналитических навыков,

прогнозировать ситуации,

могут содержать задания проведения анализа таблиц и диаграмм,

предполагать развернутые ответы.

Учащийся должен знать, что будет принят всякий ответ, даже если он неверный, главное, чтобы он был аргументированным и исчерпывающим.

Размножить кейс.


По объему кейсы могут быть от нескольких абзацев до двадцати и более страниц.

Использовать кейсы можно

на лекции, когда школьники изучают теорию,

в дискуссии для анализа и выстраивания стратегии или прогнозирования ситуации.

Если есть необходимость, к кейсу прилагаются основные положения теории (понятия, концепции, тезисное изложение лекционного материала).

Анализ кейса не должен подводить учащихся к однозначным выводам и единственному решению. Появление различных взглядов, точек зрения, провоцируют дискуссию. По окончании дискуссии преподаватель формулирует выводы.

За основу классификации конкретных ситуаций нами взята классификация М. Новик:

ситуации-проблемы,

ситуации-оценки,

ситуации-иллюстрации,

ситуации-упражнения.


Ситуация-проблема – определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социально-экономическая ситуация, которая имела положительные и отрицательные последствия.

Учащиеся должны

вычленить проблему,

сформулировать проблему,

определить, каковы были условия,

какие выбирались средства решения проблемы,

были ли они адекватны и почему.


Проблемная ситуация создает условия свободного осознанного выбора, через который происходит углубленное познание субъективных и объективных экономических реалий.

«Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости сделать выбор, принимать решения» (Рубинштейн С.Л., 1976, с.201).

Принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает школьника искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации.

«В образовательном пространстве личности должна воссоздаться система таких жизненных ситуаций, которые востребуют проявления, а, следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащихся, своего рода личностного способа жизнедеятельности» (Сериков В.В., 1999, с. 89).


ПРИМЕРЫ

Ситуация-проблема.

«В свое время правительство России для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Моно ли считать такое использование сокровищ выгодным?»

«Можно ли остановить инфляцию, если заменить бумажные деньги золотыми монетами?»


Ситуация-оценка описывает социально-экономическую ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.

Школьниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же социально-экономической ситуации углубляет опыт школьников.


Тема «Проблема выбора. Альтернативная стоимость».

Задачи урока:

определить альтернативную стоимость решения как наиболее ценную альтернативу, от которой приходится отказываться, принимая данное решение;

проанализировать факторы, влияющие на компромиссный выбор при принятии решений о расходах.




Ситуация 1

В городе существует большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универсам, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание.


Учащиеся делятся на 4 группы:

мнение работников здравоохранения,

жители, живущие вблизи этого участка,

родители часто болеющих детей и живущих рядом с пустырем,

сотрудники фирм, магазинов, которым необходимо ставить транспорт на автостоянку.


Ситуация-иллюстрация проясняет какую-либо экономическую проблему или социально-экономическую ситуацию, относящуюся к определенной теме.

Предъявление таких заданий усиливает у школьников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.


Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений.

Носят тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных экономических задач.


ПРИМЕР

Ситуация-упражнение

Тема «Инфляция и семейная экономика».

Понаблюдайте в течение нескольких недель за изменением цен на товары, входящие в «потребительскую корзину».

Проанализируйте факторы, влияющие на это изменение, и последствия для семейного бюджета, из этого вытекающие.

Объектом наблюдения могут быть курсы валют, коммунальные услуги, проезд на транспорте, оплата телефона.



Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.