Доклад на тему «Использование кейс-метода на уроках литературы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня успех образовательного процесса не может быть обеспечен только посредством традиционной передачи знаний. Современные реалии остро ставят вопрос о том, в какой степени выпускники образовательных учреждений способны применять полученные знания в каждой конкретной ситуации. Одной из форм адаптации обучающихся к условиям «реального мира» и развития у них необходимых навыков является кейс-метод.
Родина метода - США. Появившийся в 1870 году, в начале ХХ века он стал использоваться в практике преподавания отдельных дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, а в 80-е годы прошлого века благодаря Московскому государственному университету им. М.В. Ломоносова пришёл в Россию.
Сущность метода проста: обучающиеся получают пакет заданий, не имеющих точного решения. От работающих над кейсом требуется или определить проблему и пути ее решения, или разработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Первоначально кейс-метод применялся только при преподавании дисциплин, связанных с финансами, экономикой, менеджментом. Сегодня его широко используют и в других предметных областях.
Применение кейс–метода на уроках литературы делает процесс преподавания более эффективным, так как позволяет вызвать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, развивает их познавательную самостоятельность, творческие способности, эмоционально – волевые качества.
Как правило, кейс включает в себя следующие структурные элементы:
- тема, проблема;
- описание ситуации, требующей оценки;
- вопросы, задания;
- иллюстративный материал;
- основная и дополнительная литература;
- режим работы с кейсом;
- критерии оценки работы.
В зависимости от возраста обучающихся и уровня подготовки класса можно использовать кейсы различной степени сложности.
Задания базового уровня сложности предполагают наличие в материалах, предоставляемых обучающимся, практической ситуации и ее решения. Работающей над кейсом группе предлагается определить, подходит ли предложенное решение для данной ситуации и возможно ли иное решение.
Например:
Согласны ли вы с утверждением В.Г. Белинского о том, что Онегин – человек, «которого убили воспитание и светская жизнь которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось…».
Согласны ли вы со мнением А.Н. Добролюбова о том, что «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно... родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях..."
Можно ли назвать Владимира Дубровского «благородным разбойником»?
Кейсы повышенного уровня сложности предполагают наличие практической ситуации, решение которой необходимо найти самим обучающимся.
Например:
Чем отличается изображение маленького человека в произведениях А.С. Пушкина и Н.В.Гоголя?
Каким предстаёт Петербург в произведениях Ф. М. Достоевского?
Кейсы высокого уровня сложности предполагают, что есть определённая практическая ситуация, в процессе анализа которой обучающимся необходимо самостоятельно определить проблему и предложить пути её решения.
Так, в начале работы над тем или иным произведением можно предложить выявить главную проблему, идею произведения.
Кейсы различаются не только уровнем сложности, но и объёмом. Над полными кейсами (20-25 страниц) работа ведётся, как правило, индивидуально или в небольших группах, в течение длительного периода времени как на учебных занятиях, так и дома. Сжатые кейсы (3-5 страниц) и мини-кейсы (1-2 страницы) можно использовать на уроке для организации работы группах или парах.
Результаты работы над заданиями кейса обучающиеся презентуют не только учителю, но и одноклассникам, которые принимают деятельное участие в оценке полученного продукта деятельности. Формы представления итогов работы над предложенными заданиями разнообразны. Это может быть творческая презентация, проект, сочинение, опорный конспект, кластер.
Обратимся к уроку литературы в 5 классе на тему «Изображение природы в стихотворениях русских поэтов» с использованием кейс-технологии.
Класс делится на 4 группы, каждая из которых получает свой кейс с заданиями.
Кейсы для каждой группы имеют одинаковое содержание:
1. Стихотворения русских поэтов о природе:
1-я группа – зимняя природа;
2-я группа – весенняя природа;
3-я группа – летняя природа;
4-я группа – осенняя природа.
2. Вопросы:
1) Какой предстаёт (зимняя/весенняя/летняя/осенняя) природа в стихотворениях?
2) Какие образы привлекают внимание поэтов? Почему именно эти образы ассоциируются у писателей с данным временем года?
3) Какие чувства вызывают у вас прочитанные стихотворения?
3. Задания:
1) Составьте из предложенных стихотворений поэтический сборник, добавьте иллюстрации.
2) Подготовьте выразительное чтение нескольких понравившихся стихотворений.
3) Ответьте на предложенные вопросы.
4. Правила работы в группе.
5. Критерии оценки ответа.
По окончании работы над кейсом группы представляют результаты своей работы, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.
Применение кейс - технологий в обучении литературе позволяет создать на уроке атмосферу творчества, которая в свою очередь способствует всестороннему развитию личности каждого обучающегося.
Список литературы
- Лебедев П.В. Использование кейсов и кейс-метода в учебном процессе. Методические указания для преподавателей магистратуры по направлению «Менеджмент». - М.: МИИТ, 2011
- Сборник кейсов для вузов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического цикла: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2015.
- Дзатцеева Т.С. Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы/ http://открытый урок.рф/статьи/605044/
- Завгородняя Е.Г. Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций/ http://открытый урок.рф/статьи/623682/
Приложение 1. Правила работы в группе
1. Выберите лидера группы.
2. Обсудите пути достижения целей, распределите обязанности между членами группы.
3. Убедитесь, что у каждого есть задание.
4. При выполнении заданий внимательно выслушивайте друг друга, не перебивайте товарищей, старайтесь договориться.
5. Следите за временем, не тратьте его на посторонние разговоры, не отвлекайтесь.
6. Будьте готовы представить результаты своей работы классу. Помните: каждый должен принять участие в представлении результатов работы.
Приложение 2. Критерии оценки работы группы
- Соответствие ответа предложенному заданию.
- Логика изложения, последовательность, чёткость.
- Участие в работе над заданиями кейса и в представлении результатов работы всех членов группы.
- Речевое оформление ответа.
- Культура изложения материала.