Доклад «Формирование ключевых компетентностей учащихся на основе метода проектов на уроках физики»
Доклад на семинаре городского методического объединения
учителей физики
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
Подготовила
учитель физики
ГУ «Луганская школа
I-III ступеней № 18»
Карасёва Ирина Дмитриевна
Слайд 1
Формирование ключевых компетентностей учащихся
PPT / 2.92 Мб
Условия современной жизни, растущий объем информации требуют, чтобы школа готовила учащихся, умеющих самостоятельно добывать знания, выделять главное, быстро ориентироваться в конкретной ситуации. Реформирование системы образования в Украине приобрело ныне глобальный характер. Сейчас мы являемся свидетелями и участниками процессов, которые непосредственно связаны с реформированием содержания образования - утверждением Государственных стандартов начального и базового полного среднего образования. На первое место выходит не информированность ученика, а владение им ключевыми и предметными компетециями, умениями разрешать возникающие проблемы. Перед учителем возникает проблема - как направить развитие ребенка на формирование творческой, интеллектуально развитой личности, которая достигла бы жизненного успеха?
Нельзя птицу научить летать в клетке. Нельзя вырастить человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения.
Широкие возможности для осуществления компетентностного подхода предоставляет метод проектов - педагогическая технология, позволяющая развить у школьников способность к самостоятельному познанию нового, интеграцию уже имеющихся знаний, формировать умение решить жизненную проблему, создать новый практически значимый образовательный продукт.
Метод проектов помогает формировать личностные черты, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Во время работы над проектом дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной деятельности. (Слайд 2)
В своей совокупности метод проектов:
стимулирует учащихся к решению проблем, которые требуют определенной суммы знаний;
развивает критическое мышление;
формирует навыки работы с информацией;
помогает решать познавательные и творческие задачи сотрудничества, где учащиеся выполняют различные социальные роли. (Слайд 3)
С точки зрения учащегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. (Слайд 4)
С точки зрения учителя, с помощью метода проектов возможно формировать у учащихся такие компетенции, как:
коммуникативная – ученик стремится быть понятым;
социальная – ученику нравится работать в группе, занимая определенное положение в ней; он способен взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения и участвовать в их реализации
предметная – проявление интереса и способностей в физике;
информационная – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
когнитивная - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию. (Слайд 5)
У Николая Рыленкова есть такое стихотворение:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
И я считаю, что последние строки можно отнести к методу проектов, ибо основной тезис современного понимания метода проектов: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где, и как я могу эти знания применить»
Ни для кого не секрет, что у большинства учащихся низкая мотивация к обучению физике, низкая познавательная активность, недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике, неумение применить знания, полученные на уроках физики, на уроках по другим предметам.
Поэтому я поставила перед собой задачи: помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки; способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
При обучении физике я выбрала метод проектов, который является средством формирования ключевых компетентностей учащихся.
Во время изучения темы «Звук» в 8 классе учащиеся заинтересовались вопросом, оказывает ли звук влияние на человека. И я предложила им самим найти ответ, но начать с того, чтобы разобраться сначала, а что же такое звук, каковы его характеристики. Моё предложение заключалось также и в том, чтобы, изучив материал, как-то его оформить и представить для рассмотрения одноклассникам. Мы вместе составили перечень вопросов, на которые ребята должны были найти ответы.
Что представляет собой звук?
Каковы характеристики звука?
Как звук доходит до нас?
Как ухо воспринимает звук?
Как звук влияет на организм человека? (Слайд 6)
План проведения проекта :
1. Формулирование темы исследования для учеников. Формирование групп и
выдвижение гипотез решения проблем.
2. Выбор творческого названия проекта, обсуждение плана работы.
3. Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий.
4. Подготовка презентации, публикации, буклета, стенгазеты.
5. Защита полученных результатов и выводов.
Поиск ответов на эти вопросы зажёг в ребятах огонёк исследователей, заставил их поднять огромный пласт материала из различных источников. Всем нашлось дело по душе. Во время работы с информацией у ребят возникли новые вопросы: об истории звука, инфразвуке и ультразвуке, их отрицательном и положительном воздействии на живые организмы.
Всех желающих участвовать в создании презентации по тому или иному вопросу я разбила на группы. Каждой группе было выдано задание в виде вопросов для рассмотрения: «историки» занимались изучением истории звука, «физики» выясняли, что же такое звук и каковы его характеристики, «медики» готовили рекомендации по спасению от шума, «дизайнеры» занимались подбором картинок, рисунков для оформления презентаций, ди-джеи подбирали аудиозаписи с различными звуками.
По всем интересующим вопросам учащиеся обращались ко мне, то есть я выступала в роли консультанта: как найти источники информации по теме исследования - в библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Работала фронтально с группами. Моей целью было: задать направление поиска информации, консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
Ребята работали в группах, где шло также обсуждение задания каждого в группе.
Например, как результат обсуждения составлялся план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Форму презентации учащиеся выбирали сами, например: доклад 3 - 4 мин. с иллюстрациями, раздачей созданного информационного бюллетеня, представление составленного буклета, стенгазеты. Затем каждой группой проводилась защита проекта.
Еще до защиты учащиеся были ознакомлены с критериями оценки результативности проектной деятельности: (слайд 7)
деятельность каждого участника группы;
качество и количество информационных источников;
продукт проекта;
качество презентации отчёта (искусство оратора);
качество оформления проекта.
На подготовку презентации проекта ушло около месяца.
Учащиеся защищали свои проекты, делились информацией. Представители групп могли задавать выступающим интересующие их вопросы, на которые ребята старались ответить.
Некоторые из презентаций данного проекта хочу вам показать.
(Демонстрация презентаций)
Учащимся 7-х классов была предложена тема проекта «Радуга – волшебство или реальность?». Данный проект был краткосрочным. Я хочу показать вам пару работ, на мой взгляд, выполненных детьми, заинтересованными в конечном результате: «Всегда ли радуга – дуга?» и «Откуда берётся радуга?»
Радуга - всегда ли дуга
PPT / 3.16 Мб
Откуда берётся радуга
PPT / 3.77 Мб
(Демонстрация презентаций)
В 9 классе учащиеся готовили к защите темы «Электрический ток в различных средах» и «Электрический ток и безопасность человека»
Электрический ток и безопасность человека
PPT / 916.5 Кб
(Демонстрация презентации)
Применяю метод проектов и во внеклассной работе по физике. К 50-летию первого полёта человека в космос были созданы электронная презентация «Знаете, каким он парнем был…» и выпущена стенгазета «Звёздная сюита», для которой ребята изучали биографии космонавтов, их впечатления от полёта в космос, подбирали фотографии, стихи и т.д. (показ презентации)
Знаете, каким он парнем был?!
PPT / 5.74 Мб
Ко Дню Земли учащиеся также готовят газеты и презентации об экологических проблемах нашей планеты. К годовщине аварии на ЧАЭС 10-11-х учащиеся участвовали в совместном проекте «Чернобыль - чёрная боль». Защита работ состоялась в актовом зале школы. На защиту были приглашены девятиклассники.
К Декаде физики готовились все: от мала до велика. Была задействована начальная школа (для них проводилась выставка рисунков и поделок), одна из поделок, а точнее модель космического корабля, была представлена на мероприятии по защите проектов. И, не стесняясь взрослых, ученик Иван Хлебников, рассказывал всем нам о том, как они с папой мастерили космический корабль. А старшеклассники защищали свои проекты.
Таким образом, на основе метода проектов я, как учитель, формирую у учащихся следующие компетенции:
социальную, т.к. учащиеся делают выбор темы, сами определяет себе роль в проекте, работают в группе, выполняя работу в соответствии со своими индивидуальными особенностями, учатся оценивать свою работу и работу товарищей;
коммуникативную, т.к. учащиеся принимают участие в диалоге, учатся высказывать свои мысли и аргументировано их доказывать, учатся оформлять конечный продукт в виде газеты, буклета, электронной презентации с целью популяризации физических знаний;
информационную, т.к. учащиеся добывают информацию из разных источников – учебной, справочной, научно-популярной литературы, Интернета и т.д., учатся систематизировать свои знания и критически оценивать информацию;
самообразования и саморазвития, т.к. учащиеся имеют познавательные потребности, умеют самостоятельно добывать знания.
Опыт работы показывает, что метод проектов наиболее эффективно создает условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.
Забелина Маргарита Владимировна
Карасева Ирина Дмитриевна
Трунтаева Светлана Юрьевна
Карасева Ирина Дмитриевна