Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников
Методические рекомендации по речевому развитию дошкольников в условиях ФГОС
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных методов и приемов развития детской речи.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Литературный центр
Возрастная группа |
Оснащение книжного уголка
|
Вторая группа раннего возраста |
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: 1) книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов; 2) книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.); 3) книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки; |
Младшая группа |
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг: 1) книги с твердыми листами, что и в 1 младшей; 2) книги с обычной листовой структурой; 3) эстампы на темы русских народных сказок. 4) сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям. |
Средняя группа |
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу): 1) книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; 2) альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»; 3) открытки для рассматривания по произведениям; 4) портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин; 5) тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал); 6) материал для ремонта книг |
Старшая группа |
1) 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками); 2) портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский; 3) книги, рекомендованные программой; |
Подготовительная группа |
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка книжками – малышками. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребѐнка, учѐтные карточки на каждую книгу и др.) |
Речевой центр
Возрастная группа |
Наполняемость речевого уголка |
Младший дошкольный возраст |
1. Наборы картинок и открыток по основным лексическим темам и для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детѐнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода и др. 2.наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). 3 Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). 4. . Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). 5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). 6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) 7. Лото различного типа («Домашние животные и птицы», «Дикие животные» и др.). 8. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек). 9. Пособия и игры для формирования правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки и др. 10. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; погремушки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 11.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др.энциклопедии («умные» книжки), словари; |
Средний дошкольный возраст |
1. Наборы картинок по лексическим темам и для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Набор кубиков с буквами. 13. Набор карточек с изображением предмета и названием. 14. Игрушки (дидактические, образные, наборы игрушек). 15. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности 16. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и др. 17. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для активизации и автоматизации звуков. 18. Пособия для развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. |
Старший Дошкольный возраст |
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, «Листочки»; «Бабочки» и др.). 2. Пособия и игры для формирования фонематического восприятия и слуха: шумовые инструменты; звуковые коробочки; предметные, сюжетные картинки для автоматизации звуков и их; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса. 6. Наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте 7. Результаты творческой деятельности детей: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев и др., сделанные детьми в процессе проектной деятельности 8. Пособия и игры для закрепления правильного речевого дыхания: «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. 9.Развитие мелкой моторики: массажные мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; мозаики; игры-шнуровки и др. 10. Аудиозапись со звуковыми эффектами. 11. Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др. |
На мой взгляд, краткие памятки для педагогов будут хорошими помощниками, особенно для молодых специалистов.
Памятка1
Требования к детскому рассказу
- рассказ должен быть достоверным (ребенок не должен искажать факты и явления);
- рассказ должен излагаться ребенком самостоятельно (не следует перебивать ребенка, лучше потом вместе оценить его содержание);
- в процессе рассказа ребенок не должен отходить от темы;
- дошкольник должен уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- предложения должны быть распространенными (если ребенок употребляет простые конструкции, после рассказа можно задавать уточняющие вопросы и просить повторить предложения);
- рассказ должен быть достаточно выразительным. Для этого перед составлением рассказа, на этапе анализа иллюстраций можно попросить найти выразительные, точные слова, которые передают поведение героев. Ребенок повторяет предложение с этим словом, а затем переходит к составлению рассказа.
- культура рассказывания (не нужно ходить при рассказывании, не следует резко менять положение, отвлекаться; стараться смотреть на слушателя, не говорить слова "ну", "вот". "итак")
Методические советы при подготовке к рассказыванию.
1. Для того чтобы получился связный рассказ, необходимо решить три задачи.
1.1- ребенок должен понять, о чем нужно рассказывать. Воспитатель подробно объясняет, о чем нужно говорить. В работе со старшими дошкольниками не следует самому воспитателю подробно объяснять тему. Вместо этого сообщаем тему и вместе с детьми обсуждаем, о чем нужно рассказать. В процессе предупредить ошибки, которые помешают раскрытию темы.
1.2- нужно составить план рассказа. Для этого с помощью вопросов подумать, о чем ребенок расскажет вначале, как продолжит повествование, каким образом закончить рассказ.
1.3- с вниманием отнестись к отбору языкового материала (использование синонимов, подбор слов для более выразительных речевых конструкций).
2. Большую роль играет образец речи воспитателя (раскрывает тему выразительно, последовательно, связно).
Памятка 2
Методические приёмы при руководстве беседой
Не давать детям удаляться от главной темы.
Неуклонно вести к конечным выводам.
Не прерывать детей без безусловной необходимости. Относить замечания и поправки к концу.
Не требовать полных ответов. Беседа должна вестись естественно и непринуждённо. Краткий ответ, раз он логичен и грамматически верен, может быть убедительнее распространённого.
Не злоупотреблять вопросами. Обходиться без них, если возможно достигнуть такой же цели путём краткого указания, напоминания.
Побуждать детей к вопросам.
Привлекать к оценке высказываемых мыслей и их словесного изложения всех детей.
Вызывать соревнование в желании высказаться ясно и изысканно. Эти рекомендации можно отнести к проведению беседы на любую тему.
Памятка 3
Методика заучивания стихотворения.
При заучивании стихотворения с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:
-вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
-помочь понять содержание;
-обеспечить запоминание;
-научить выразительно читать;
-воспитывать любовь к поэзии.
Построение занятия по заучиванию стихотворения имеет много общего со структурой занятий по пересказу.
В начале занятия желательно провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей. Можно показать игрушку, картину, близкие теме стихотворения.
Выразительное чтение воспитателем стихотворения, повторное его чтение.
В старших группах, перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить, и проводят небольшую разъяснительную работу, беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.
После беседы вновь звучит чтение воспитателя.
Чтение детьми стихотворения. Стихотворение заучивается целиком. Повторение стихотворения индивидуально, а не хором.
В начале занятия стихотворение повторяют быстро запоминающие дети. Воспитатель по ходу подсказывает текст.
Закончить занятие по заучиванию стихотворения можно наиболее ярким исполнением.
Памятка 4
Игровые пособия в речевом развитии детей.
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях.
Применение колец Луллия решает следующие задачи:
ознакомление с окружающим миром,
развития фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя речи,
развитие высших психических функций интеллектуальное развитие ребенка.
Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
« Найди детёныша»
Цель :формирование знаний о животных
и их детёнышах
«Один – много»
Цель :закрепление и различие
понятий «один – много»
«Кто что ест»
Цель: закрепление знаний о животных и о их пищевой потребности
«Детские игрушки»
Цель: закрепление знаний о игрушках, умение разделять их по половому различию
Памятка 5
Использование сказочного сюжета на занятии
Часто на занятии педагоги используют сказочный сюжет. Сказочный сюжет представляется, как последовательность определённых событий.
Обнаружение нехватки какого-то предмета (нарушение запрета, в результате чего какой-то персонаж пропал, похищен), неосуществлённого желания; отсылка (или самостоятельный уход) героя за недостающим объектом.
2.Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.
3.Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути к недостающему объекту.
4.Встреча героя с обладателем недостающего объекта; основное испытание героя.
5.Победа героя и получение им искомого объекта.
6.Возвращение героя и получение им награды.
Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия, получится новая, придуманная вами сказка.
Памятка 6
Роль дыхательной гимнастики на занятиях по развитию речи.
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Не забудьте! Ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.
«Футболисты»
Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
«Кораблики»
Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Памятка 7
Роль игровых пособий по развитию мелкой моторики .
Пальчиковые и жестовые игры в развитии речи неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Предлагаю вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести.
Игры с макаронами
Игры с макаронами развивают мелкую моторику, зрительное восприятие, творческие способности и чувство композиции.
Игры с крышками
Цель: Подбирать по цвету крышки, выложить рисунок.
Фигурки из прищепок
В группе имеются прищепки. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает прищепки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
Игры с каштанами, грецкими орехами.
Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями.
Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.