Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии

2
0
Материал опубликован 21 April 2020

 

Пендик Ю.Н., учитель географии

МОУ «Ракитянская СОШ № 2 имени А.И. Цыбулева»

Ракитянского района Белгородской области

 

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе коммуникативно – диалоговой деятельности

Пояснительная записка

В педагогике на протяжении всего XX в. обсуждалась проблема коммуникационных отношений между участниками образовательного процесса.

Устная речь современных учеников бедна, невыразительна, односложна. Большая их часть пассивна на учебных занятиях, дети не умеют общаться и не желают говорить во время урока. Учителям устных предметов, в том числе и географии, приходится сталкиваться с этой ситуацией на каждом уроке.

Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Проблема формирования коммуникативной компетенции актуальна, поскольку отвечает возрастным задачам и является условием успешного личностного развития обучающихся.

Актуальность данных методических рекомендаций обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, которые ориентируют педагогов на необходимость обеспечения развития речемыслительных способностей обучающихся, формирования коммуникативной компетенции. Обществом востребована активная коммуникативная личность, которая проявляется в общении, отношениях с другими людьми и постижении мира. Владение коммуникативными компетенциями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.

Целью данных рекомендаций является повышение профессионального уровня педагогов по развитию коммуникативных компетенций учащихся на уроках географии через внедрение методов и приемов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности.

Новизна состоит в создании адаптированной системы упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего и среднего общего образования.

Методические рекомендации адресованы не только учителям географии, но и учителям различной предметной направленности, реализующим основные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования.

Настоящие рекомендации могут быть использованы при подготовке уроков и занятий внеурочной деятельности.

Благодаря целенаправленной системной работе педагогов по развитию коммуникативных компетенций с применением методов и приёмов технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, достигаются определенные результаты в успеваемости обучающихся, возрастает их активность на уроках и во внеурочное время. У большинства появляется устойчивый интерес к предмету. Дети с удовольствием идут на уроки, выполняют упражнения различной степени трудности, творческие задания, проекты, самостоятельно составляют диалоги и монологи. Дети не боятся писать эссе, высказывать свои мысли, фантазировать, отстаивать свою точку зрения, успешно работать в парах, в группах, умело пользуются памятками и выполняют действия по алгоритму.

Между учителем и обучающимися создается атмосфера сотрудничества и взаимодействия.


 

«Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент–Экзюпери

Теоретические основы методических рекомендаций

Стратегические модели развития социума рассматривают коммуникацию как условие адаптации, освоения и творческой самореализации человека в реальном и виртуальном пространстве. Коммуникация определяется как ресурс культуры, отражающий новые ценностно-целевые установки общества. (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Д.С. Лихачёв).

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования в образовательной среде школы, деятельность обучающихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.).

К коммуникативно-диалоговым технологиям относится: технология развития критического мышления, диалоговая технология.

В основе технологии развития критического мышления лежит диалогическая концепция культуры М. Бахтина, В. Библера, а также психологические исследования Л. Выготского, Ж. Пиаже, педагогика сотрудничества Ш. Амонашвили.

Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у обучающихся такие качества как: гибкость, критичность, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества.

В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие составляющие данных технологий:

постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения;

введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта обучающихся;

целенаправленный ход обсуждения;

анализ и оценка дискуссии;

подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.

Готовность к диалогу – один из универсальных показателей сформированности индивида как личности. Эта готовность включает в себя направленность на поиск смысла изучаемых ценностей, возможность субъективно воспринимать материал, определять «границы иных мнений».

Одними из первых к понятию «коммуникативная компетенция» обратились психологи. В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Коммуникативная компетенция» – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми.

В работе К.Ф. Седова говорится, что коммуникативная компетенция – это «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу».

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование и развитие коммуникативной личности предполагает овладение обучающимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, умение и навыки использования средств языка в устной речи, практическое овладение диалогической и монологической речью, овладение культурой устной и письменной речи, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, владение навыками работы в группе и коллективе, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей и др.

Этапы и умения развития коммуникативных компетенций

Развитие коммуникативных компетенций выступает как приоритетная, задача, определяющая постановку языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и приемов организации обучения.

Способствовать этому может продуманная концепция развития коммуникативных компетенций, которая может иметь следующие этапы (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Этапы и умения развития коммуникативных компетенций

Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

простота и чёткость речевого высказывания

отработка умения своего высказывания, понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

При развитии коммуникативных компетенций на уроках географии для организации учебного взаимодействия учителю следует учитывать доминирующие коммуникативные компетенции:

5-6 классы:

пользоваться различными видами чтения;

осуществлять прямое воспроизведение;

отвечать по плану;

соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;

аргументировать свою точку зрения;

подтверждать фактами;

понимать точку зрения собеседника;

участвовать в коллективном взаимодействии.

7-9 классы:

осуществлять воспроизведение преобразованного текста в зависимости от целей и условий;

знать формы вопросов и ситуации их применения;

формулировать вопрос;

делать сообщение, доклад;

отстаивать собственную точку зрения;

понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;

использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);

взаимодействовать в различных формах учебного диалога.

При развитии коммуникативных компетенций на уроках географии в 10-11 классах для организации учебного взаимодействия учителю следует учитывать доминирующие коммуникативные компетенции:

знать формы вопросов и ситуации их применения;

формулировать вопрос;

делать сообщение, доклад;

отстаивать собственную точку зрения;

контролировать логику развертывания изложения;

понимать позицию другого, различать в речи факты, понятия, объяснения, мнения;

формулировать контраргументы;

использовать различные виды чтения (выборочное, поисковое, аналитическое, критическое и др.);

взаимодействовать в различных формах учебного диалога.

Помимо умения формулировать свои мысли, коммуникативные компетенции направлены на планирование учебного сотрудничества в паре, группе, коллективе, на альтернативные способы разрешения конфликта, на принятие решения и его реализации, на управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий партнера), на умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы и приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В связи с тем, что в основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе обучения, для организации учебного процесса при формировании коммуникативных компетенций целесообразно использовать приёмы коммуникативно-диалоговых технологий:

Приём «Опрос в форме диалоговой пары»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Используется при работе в группе, отвечать идет тоже вся группа. Первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т.д. Можно так же предложить вопросы с заранее проставленными баллами, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания.

Применение данного приёма позволяет развивать следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение предложенного суждения; извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; высказывать своё мнение.

 

 

Приём «Двойной дневник»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Тетрадный лист необходимо расчертить на две колонки: в левой записаны аргументы из текста, а в правой факты (или свои комментарии).

При использовании этого приема работы обучающиеся развивают умения прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу, происходит свободный обмен мнениями, обучающиеся должны доказать верность своей точки зрения.

При изучении в 10 классе темы «Понятие о ресурсообеспеченности территорий и стран мира», «двойной дневник» может выглядеть так:

Аргументы

Факты

1.Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспеченность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет.

 

2.Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообепеченность нефтью.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Страны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом.

 

 

 

 

 

1. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Самые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

2. Среди богатых нефтью стран выделяются некоторые примеры стран, например, развивающиеся (ОПЕК, страны Персидского залива). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для развитых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно запасы нефти исчерпываются, поэтому и степень ресурсообеспеченности их невысока.

3. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая обеспеченность газом в развивающихся странах.

На уровне среднего общего образования при изучении тем, где требуется освоить большой по объему материал, можно использовать прием «Зигзаг».

Приём «Зигзаг»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Используется на уроке, если требуется за урок освоить большой по объему материал. Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста.

2. Каждый ученик работает со своей частью текста прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.

3. Следующий этап работы групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Обучающиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.

5. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

Применение данного приёма способствует развитию следующих умений: работать в группе, слушать; осознанно читать; извлекать из текста информацию; выделять в тексте понятное и непонятное; выделять смысловые части; озаглавливать части текста, составлять план; выполнять подробный пересказ; выполнять краткий пересказ.

 

 

 

Приём «Перекрестная паутинка»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Суть в том, чтобы ученик выбирал из текста те доказательства, которые противоречат друг другу. Лист расчерчивается на 3 колонки, где в средней формулируют вопрос, ответом на который могут быть два противоположных утверждения.

При проведении опроса на уроке школьники учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток.

 

Приём «Прогнозирование с помощью открытых вопросов»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Применяется на этапе актуализации знаний. Предложенный текст читается по частям и формулируются открытые вопросы.

Токсономия вопросов:

Простые (фактические) Что? Как?

Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал..?

Объясняющие «Почему?»

Творческие В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»

Практические Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «где в обычной жизни…?»

Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

Применение данного приёма позволяет развивать следующие умения: отвечать на вопросы по содержанию; отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; находить в тексте подтверждение; извлекать из текста информацию; высказывать своё мнение.

 

 

Приём «Турнир ораторов»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Из аудитории выбираются два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий.

Этот приём обеспечивает развитие коммуникативных компетенций, способствует освоению искусства публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.

 

Приём «Интеллектуальная дуэль»

Описание приема

Ожидаемые результаты

Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной теме. Остальная аудитория (класс) оценивает качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность).

Данный прием позволяет активизировать компетентность по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики

Например, при повторении темы «Глобальные проблемы человечества» в 11 классе, когда один ученик задает вопросы о причинах и особенностях проблем, а второй о видах глобальных проблем, затем опять первый ученик – о последствиях глобальных проблем, а второй ученик - о мерах их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, использование в системе всех этих приёмов способствует повышению уровня коммуникативной компетенции обучающихся, качества знаний, формированию опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-оценочного отношения и логики научного мышления.

Развитие коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время. В качестве основных неоспоримых достоинств методически грамотно организованной внеурочной деятельности выступают:

высокая степень самостоятельности и инициативности обучающихся;

развитие социальных навыков;

сформированность умения добывать знания;

развитие творческих способностей.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Таким образом, в результате внеклассной и внеурочной деятельности происходит развитие коммуникативных компетенций.

Использование системы методов и приёмов коммуникативно-диалоговой технологии способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию обучающимися предметного содержания; усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных; обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений; развитию у обучающихся способности к переносу знаний в новые условия.

Кроме того, у обучающихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

Таким образом, формируя ключевые компетенции обучающихся, мы выполняем общественный заказ на подготовку человека, умеющего жить.

 

Список литературы

Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задания: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 85 с.

Белова, С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов / С.В. Белова. Автореф. канд. пед. наук. Волгоград, 2012. – 11с.

Беловолова, Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Б.Е. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 125 с.

Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. Москва, 2013. 186 с.

Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В, Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2014.

322 с.

Зимняя, И.Л. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.Л. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. – 122 с.

Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.

Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник / Р.С. Немов. В 2-х ч. – Ч. 1. М.: Владос-Пресс, 2013. 304 с.

Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. М.: Просвещение, 2014. – 167 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 2013. 256 с.

Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 02.05.2017).

14. Хуторской, А.В. Коммуникационные компетенции в обучении: научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. 37 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации