Методические указания и рекомендации «Развитие познавательной активности на уроках математики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»
города Смоленска
Развитие познавательной активности
на уроках математики
Работу подготовила: Иванова
Любовь Вячеславовна,
учитель математики и информатики
Обучение – это ремесло,
использующее бесчисленное
количество маленьких трюков.
Д. Пойа
Познавательная активность характеризуется проявлением устойчивого познавательного интереса к усвоению знаний. Познавательный интерес является серьезным препятствием равнодушию, безразличию школьника к учению, к школе в целом.
Рассмотрение познавательного интереса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности. Основу занимательности, используемой мною на уроках, составляют задания, непосредственно связанные с программным материалом. Кроме этого занимательность обучения должна рассматриваться с учетом воздействия ее на мыслительную деятельность учащихся. Учебные задания занимательного характера по-моему ценны тем, что наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных компетенций.
При подготовке к восприятию нового материала
Здесь можно использовать постановку проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Единицы измерения площадей» прежде чем, сформировать знания по различным единицам измерения площадей и их связи между ними я предлагаю ученикам решить задачу, чтобы показать значимость этого материала: В некотором царстве, в некотором государстве была такая единица длины – БУМБАМС. Двор вокруг царского дворца имел форму прямоугольника со сторонами 50 и 80 бумбамсов. Сам дворец стоял в углу двора, занимая квадрат со сторонами 20 бумбамсов. Царь решил выложить весь двор снаружи коврами, имевшими форму прямоугольника со сторонами 2 и 3 бумбамса. Сколько потребовалось для этого ковров?
В классе всегда найдутся дети с вопросом: «1 бумбамс – это сколько?» Данная задача не только привлекает внимание учащихся, но позволяет показать, что не только важно знать численное значение площади, но и в каких единицах она измеряется.
При подготовке к основному этапу урока
Здесь хорошо использовать, например, задания на восстановление всего объекта по части этого объекта или зашифрованные задания, часто требующие рассуждений, обратные тем, к которым привыкли ученики.
Например, в 5 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» я предлагаю ученикам следующее задание, занимательное как по форме, так и по содержанию: Математики Древнего Египта вместо обычных для нас знаков «+» и «-» использовали знаки « » и « » («идущие ноги»). Вы сейчас сможете сами узнать, какое действие обозначали каждым из этих знаков. Среди равенств одно неверное, остальные верные. Какой же знак обозначал какое действие?
В 6 классе по теме «Окружность» я предлагаю следующее задание: Я начертила окружность, провела в ней диаметр. А один из учеников стер окружность, оставив только диаметр. Помогите восстановить окружность.
Данная ситуация помогает не только узнать как ученики усвоили пройденный материал, но и обратить внимание на поведение отдельных учеников, показав к чему могут привести их шалости.
При изучении нового материала
Например, в 5 классе при изучении темы «Площадь. Площади равных фигур» показываю, что если какую-нибудь фигуру можно разбить на квадраты со стороной 1 см, то площадь этой фигуры равна количеству квадратов в см2. Попросить найти площади следующих фигур.
Далее, сказав, что ребята часто слышат понятие «равные фигуры», попросить рассказать, а что они понимают под равными фигурами, как это определить? Постепенно все приходят к тому, что фигуры равны, если они совпадают при наложении. А что же будет с площадями равных фигур? Можно ли сказать, что обратное утверждение верно?
На протяжении всей беседы следует обращаться к надписи на доске, где буквы «Т» равны и имеют равную площадь, а буквы «Р» и «О» хоть и имеют одинаковую площадь, но не являются равными фигурами.
При контроле и самопроверке знаний
В данном разделе я стараюсь использовать самостоятельные работы и их проверка занимательные по форме подачи (отгадай зашифрованное слово) или проверка усвоения знаний в форме рассказа (сказки) с пропусканием ключевых слов (математических объектов и их свойств).
Например:
Задание в 5 классе:
Выделите целую часть. Ответ проверьте, составив слово
45/4; 29/6; 45/13; 46/7; 83/10; 243/45; 13/2
Задание в 7 классе
Тема «Умножение одночленов»
Ответ проверить по зашифрованному слову
Задание, например в 6 классе, ответ которого проверяется по зашифрованному слову, может носить дифференцированный характер.
На уроках математики можно применять и кроссворды, и самостоятельные работы – саперская работа, где учитель до какого-то определенного этапа контролирует работу учащихся, в которой каждый последующий пример зависит от предыдущего ответа.
В 5 классе детям нравиться слушать сказки о путешествии Точки по стране Геометрии, они охотно отвечают за Точку на вопросы и объясняют её поведение.
При закреплении изучаемого материала
Я предлагаю учащимся задания занимательного характера, например: Витя Верхоглядкин – отличный хоккеист. Недавно он принял участие в матче за честь школы. Игра продолжалась два периода по 30 минут. Третью часть матча Витя подбирал себе коньки, клюшку и одевался в хоккейную форму. матча он сидел на скамейке запасных. Остальное время Витя играл. Сколько шайб он забросил и почему?
Дидактические игры
В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности. Я применяю игровые ситуации, когда ученика увлекает форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Например, игра в математическое лото:
0,5*3,4:2 |
0,8*5,6*5 |
28,53*0,8+1,47*0,8 |
||
4*1,75 |
34,47*0,9+5,53*0,9 |
7,86х+2,14х Если=0,02 |
||
7,86х-2,86х Если х=0,4 |
13,56х+6,44х Если х=0,6 |
7 |
24 |
36 |
2 |
22,4 |
12 |
Или в 6 классе по теме «Координатная плоскость. Построение точек по их координатам» ребята любят рисовать рисунки.
Я перечислили лишь некоторые примеры своей работы.
Таким образом, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.