Доклад на тему «Кейс-технологии на уроках географии и обществознания»
Морозова Елена Васильевна
учитель географии и обществознания
УКП «Алатырский технологический колледж»
г.Алатырь, Чувашская Республ
Кейс- технологии на уроках географии и обществознания
Содержание:
Введение……………………………………………………..3
1. Как написать хороший кейс?..........................................5
2.Как выбрать кейс?..............................................................8
3.Инновационная деятельность педагога
(применение кейс-технологий на уроках
географии и обществознания-личный опыт)………….10
Заключение…………………………………………………15
Список использованной литературы…………………….17
1.Введение
Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.
На данный момент метод «кейс-технология» весьма востребован, поскольку есть необходимость совершенствовать урок. Для устных предметов, проблема восприятия учениками всегда будет актуальна. Ведь нам необходимо заинтересовать ученика, дать ему направление, для самостоятельного анализа и изучения темы.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в желании подготовить сообщения, рефераты, поучаствовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.д.
Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса обучающихся к урокам географии и обществознания, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
Мои методические рекомендации по применению кейс-технологий на уроках думаю, будет полезен начинающим молодым учителям-практикам для успешного проведения нетрадиционных уроков и проверочных работ.
Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить.
1. Как написать хороший кейс?
Структура кейса:
контекст (значимые данные об окружающих факторах);
случай (это определенная вещь, которая нас интересует, и как она связана с вопросом исследования);
факты (объективная информация);
решения (вариативная часть кейса, которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).
Кейс содержит:
предисловие – вводная часть, дает общую информацию о кейсе. Существуют следующие предисловия: резюме, краткое изложение кейса, исходные данные, термины, ключевые моменты, формулировка вопросов для исследования, содержание;
основная часть – контекст, случай, факты и решения;
послесловие – завершающая часть кейса, имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит автору лучше разобраться в кейсе. Возможно размещение информации: база данных, приложения, ссылки, библиография.
Какие виды кейсов различают:
по типу исследовательской стратегии:
- разведывательный, направлен на определение предварительных гипотез, уточнение вопросов исследования;
- описательный, нацелен на получение информации, позволяющий дать достаточно полное описание объекта, всех его количественных и качественных характеристик;
- объяснительный, предполагает выяснение причинно-следственных связей, содержит предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте;
по применению:
- иллюстративный, кейс может использоваться для того, чтобы привести практические примеры;
- исследовательский, направлен на изучение конкретных случаев;
- учебный, предназначен для повышения эффективности образовательной деятельности, объяснения того или иного явления, изучения его особенностей проявления в реальной жизни, развития компетенции, направленной на разрешение различных жизненных ситуаций. Использование кейса предполагает индивидуальную и групповую работу обучающихся;
* по объему:
- мини-кейс;
-кейс средних размеров;
-макро-кейс;
по структурному наполнению:
- единичный кейс – кейс, являющийся самостоятельным исследование какого-то явления;
- множественный кейс – комплекс кейсов, объединенных общими исследовательскими задачами;
по способам представления материала – аналитическая справка, отчет, рассказ, эссе, журналистское расследование, презентация и т.д.
Типы и жанры кейсов, способы их представления:
Классификация кейсов может производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
- иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить учащихся алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная ситуация, чем в предыдущем варианте, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
обучающие анализу и оценке;
обучающие решению проблем и принятию решений;
иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
Презентация или представление результатов кейса выступает очень важным аспектом метода кейс-стади. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики, является очень ценным качеством ученика
2.Как выбрать кейс?
хороший кейс рассказывает;
хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес;
хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.
Метод кейс – стади развивает следующие навыки:
аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать и выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить четко и логично. Особенно это важно, когда информация не очень высокого качества;
практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования теории;
творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем;
коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие, как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет;
социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.;
самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Оценивание участников дискуссии является важнейшей проблемой обучения посредством метода кейс-стади. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:
объективность – создание условий, в которых бы максимально точно выявлялись знания обучаемых, предъявление к ним единых требований, справедливое отношение к каждому;
обоснованность оценок – их аргументация;
систематичность – важнейший психологический фактор, организующий и дисциплинирующий учащихся, формирующий настойчивость и устремленность в достижении цели;
всесторонность и оптимальность.
Оценивание выполняет следующие функции:
контролирующую, поскольку выявляет знания, умения и навыки школьников;
обучающую, т.к. требует достижения учениками определенного уровня обучения;
воспитывающую, поскольку в процессе ее получения идет формирование личностных качеств ребенка;
организующую деятельность ученика;
развивающую мышление и волевые, нравственные качества школьника;
методическую, позволяющую совершенствовать методику преподавания.
Использование кейс-метода не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. В то же время кейс-метод может стать реальным средством и способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
3.Инновационная деятельность педагога(применение кейс-технологий на уроках географии и обществознания-личный опыт)
Урок сегодня предполагает и новое содержание, и новые подходы, и новые технологии.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
При использовании кейс - технологий деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности
Структура процесса обучения по кейс – технологии
Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным;
- имеющий прецеденты;
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.
ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации – ученики учатся самостоятельно добывать информацию, ее обрабатывать, анализировать (учебно – информационные способности)
Выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации ( формируется альтернативное мышление)
Коллективное обсуждение вариантов решения - сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы (формируются социальные умения)
Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации.
"Проблемы агропромышленного комплекса"
Кейс.
Агропромышленный комплекс России.
Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Вопросы к кейсу.
1. Сформулируйте проблему.
2. Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты "Животноводство” и "Растениеводство”)
3. Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
4. Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
5. Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
6. Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни россиян?
7. Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
Этапы работы с кейсом | Методический комментарий для лучшего понимания содержания. |
1. Чтение текста | Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке. |
2. Пересказ текста. | Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали. |
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? | Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение. |
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). | Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы. |
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). | Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения. |
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»). | Запись путей желательна, чтобы не упустить важное. |
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы): - сочинение-миниатюра; - опорный контекст; - схема; - таблица; - мультимедийная презентация. | Здесь формируются творческие навыки обучающихся. |
8. Презентация итогов работы. |
|
Для того чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать рабочие листы для создания опорных конспектов.
Мне нравится использовать кейс-технологии на уроках обществознания. Например, тема в 11классе «Занятость и безработица». Кейс-технология может быть использована как при изучении нового материала, так и для итоговой работы по усвоению уже имеющихся знаний.
Цитата из В.В. Маяковского: « У меня растут года, будет и семнадцать, где работать мне тогда, чем заниматься?»
-Вопрос- какая социальная проблема поднимается в этом стихотворении?
К каким сферам общества относится эта проблема?
С опорой на презентацию учитель с учащимися разбирают структуру рынка труда и оформляют всё в виде схемы:
Метод игрового проектирования
Класс делится на группы, каждая из которых получает свою папку с заданием :
1-группа задание «Заработная плата» (учащиеся должны выяснить используя учебник и задания из папки)
-а)что такое-зарплата
б)виды зарплаты
в)из чего складывается зарплата
г)сравнить зарплату разных категорий работающих(умственного труда и физического, высшего образования, средне-специального и основного общего) анализ, выводы
2-группа задание «МРОТ» (учащиеся должны выяснить используя учебник и задания из папки)
А) что такое МРОТ и прожит.минимум
Б) проанализировать изменение МРОТ например за последних 5лет в России
В) сравнить МРОТ на текущий год в других странах…Европы, Америки, Китая (сделать выводы)
На втором уроке по изучению данной темы тоже самое можно провести с проблемой безработицы.
А для итоговой работы можно предложить учащимся
Метод ситуационно-ролевых игр
Разыграть театральную постановку «Биржа труда»
Метод ситуационно-дискуссионной игры
Данную форму работы чаще использую в старших классах. Проблемно- дискуссионная игра призвана выявить существующее многообразие различных точек зрения участников на какую-либо проблему, а затем и формирование своего взгляда на ту или иную общественную проблему.
Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению. Хотите, чтобы ваши дети не ожидали готовых знаний, а сами их вырабатывали, чтобы ученики не просто слушали, а слышали друг друга и учителя, чтобы соотносили теорию с реальной жизнью, могли формулировать вопрос и аргументировать ответ, делать собственные выводы и отстаивать своё мнение? Значит, этот метод для вас.
5.Заключение
Опыт использования кейс- технологий при обучении географии показал его высокую эффективность с точки зрения:
развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
В ходе работы над кейсом у обучающихся формируются ключевые компетентности. Создавая проблемную ситуацию, учитель направляет учащихся на ее решение. Таким образом, каждый школьник на уроке, ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Основанные на фактах реальной жизни кейс – технологии помогают формировать у школьников ценностно- смысловые компетенции.
Учебно-познавательные компетенции формируются у школьников в ходе самостоятельной работы над содержанием кейса. Ученики добывают знания непосредственно из описываемых жизненных ситуаций, анализируют, пытаются отличить факты от оценочных суждений, планируют свои действия в нестандартной ситуации.
Кейс – технология предполагает работу в группах, а это формирует у школьнико в коммуникативные компетенции. Обучающиеся приобретают навыки работы в группе, коллективе. Учатся задавать вопросы, вести дискуссии, выступать и отстаивать свое мнение, взаимодействуют с окружающими и удаленными событиями и людьми.
Информационные компетенции формируются в ходе критического анализа большого объема неупорядоченной информации предлагаемого ученикам кейса.
На уроках обществознания, при использовании кейс - технологии, формируются и социально-трудовые компетенции. Учащиеся учатся анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с ролью гражданина, наблюдателя, представителя, избирателя, потребителя, производителя, члена семьи и т.д. Большое значение имеет для школьников приобретение навыков владения этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
По моему мнению, кейс-технологии неэффективны в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. А также не будет высокого результата, если данный вид технологий применять в начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме (кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся).
Список рекомендуемой литературы и интернет ресурсы
1.Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов
2.Инновационные педагогические технологии в образовании http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6945-innovatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii-primery.html
3.Использование кейс технологий в учебном процессе на уроках
истории и обществознания [Электронный ресурс ]
/ Режим доступа https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-keysmetod-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-1027797.html
4. Использование кейс-технологий на уроках географии https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-ghie.html
5. Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.6.Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода
http://pedsovet.su/metodika/6389_metodika_keysovogo_obuchenia
6.Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000
7..Современные инновации в образовании. - https://businessman.ru/new-sovremennye-innovacii-v-obrazovanii-primery.html