12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гильманова Гульнара Равефовна81
Россия, Татарстан респ., Заинск
0

Здоровье сберегающие технологии на уроках и внеурочное время (доклад)

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Заинское муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Выступление на педсовете

на тему:

Здоровьесберегающие технологии

Учитель татарского языка

и литературы МБОУ « ЗСОШ № 6»

Гильманова Г.Р.

Здоровье сберегающие технологии на уроках и внеурочное время.

( Слайд № 1)

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей.

(Слайд № 2-3 )

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. (Слайд № 4)

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минуте урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий. Хочу обратить внимание на то, что большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе, где имеется много зелени (цветов), его встречает добрый взгляд учителя и друзья – одноклассники.

На уроках татарского языка и литературы я применяю здоровьесберегающие технологии. А именно: регулярное проведение физкультминуток на уроке, чередование видов деятельности (минитест, работа в группах, самостоятельное выполнение заданий, миниигры на смекалку, найди ошибку у учителя, работа по карточкам), контролирование правильной посадки учащихся, освещённость кабинета, оформление записей на доске и т.д. Как и многие учителя-предметники, я являюсь классным руководителем. В планирование работы классного руководителя- составление программы воспитательной работы, я начала с направления «Здоровье». Были запланированы и беседы, и соревнования внутри класса, и весёлые старты, и походы, различные викторины, школьные и городские спортивные соревнования, вылазки в лес, Кросс Наций, экологические средники, субботники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, республиканский конкурс – акция «Мин татарча сөйләшәм!” (Слайд № 5 -11)

Дети с удовольствием и большой активностью участвуют во всех мероприятиях, что было намечено. Осталось много фотографий, впечатлений, дипломов, грамот, а главное изменились отношения между детьми в классе - класс более сдружился, больше стало совместных внеклассных встреч (дни рождения, совместные прогулки и т.д.). Много говорим с ребятами о здоровом образе жизни и как он помогает быть человеку успешным. Конечно, развитие здоровья ученика не возможно усилиями только одного классного руководителя - большая роль отводится в этом вопросе и родителям. Родители в моём классе недостаточно молоды, но энергичны, охотно принимают участие в классных делах, но, к моему глубокому сожалению, не все. Но хочется отметить, что все ученики моего класса принимают активное участие в спортивных мероприятиях на школьном уровне. В этом, считаю, есть и моя заслуга.

Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мною проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения. (Слайд № 12)

Для развития гибкости очень полезны следующие упражнения:

Сидя на краю стула, дети вытягивают руки перед собой, соединенные в замок, затем поднимают их вверх и прогибают спину так, чтобы почувствовать позвоночник. Затем руки вытянуть перед грудью, а спина выгибается, как у кошки, когда она сердится. (Слайд № 13)

«Великан». Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище. Вверх тянуться за руками, встав на носочки. (Слайд № 14)

Ноги на ширине плеч, одна нога согнута в колене, вторая вытянута на пятке, носок на себя. Руки сзади в замке. Спина прямая. Нагибаться вперед, не сгибая спины, стараясь вытянуться подбородком к носку, носок тянется навстречу. (Слайд № 15 )

Обе ладони тереть друг об друга до тех пор, пока они «не нагреются». Затем приложить ладони к глазам и сидеть пока ладони « не остынут». (Слайд № 16)

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье и если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Спасибо вам за внимание.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.