Статья «Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания»
Использование кейс-метода на уроках истории и обществознания как один из способов реализации деятельностного подхода в школьном образовании
ФГОС предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения. Именно к таким относится кейс-метод.
Актуальность метода заключается в том, что содержание КИМов ОГЭ и ЕГЭ сформировано так, что обучающимся необходимо показать в первую очередь умения работы с текстом, знаковыми системами и навыки решения учебных задач. Полагаю, что метод кейс - стади может помочь эти навыки сформировать и закрепить.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
При использовании кейс - технологий деятельность учителя состоит в том, что он, доводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, кинофильмы, информация о готовящихся законопроектах, об экономических преобразованиях; кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт учащихся и многое другое.
Примеры кейсов
Кейс 1 « Ирина закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Ирину отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Ирины были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы : «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».
Кейс 2
Тема: «Мир на пути ко второй мировой войне».
9 класс. Базовый уровень.
Задание №1
А. Прочитайте информацию о своей стране.
Б. Сформулируйте письменно 2-3 основные внешнеполитические задачи данной страны.
Задание № 2
Сформулируйте вывод по основной заданной проблеме (1-2 предложения):
«Можно ли было предотвратить начало второй мировой войны?»
Материалы для кейса:
Особенности внешней и внутренней политики стран Европы в 20-30 ее гг. XX века (Франция, Великобритания, США. Германия, СССР).
1 страна - 1 группа.
Кейс 3
Тема: Система ценностей личности в современном мире.
11 класс. Базовый уровень.
1 группа:
Каковы принципы Христианской морали по тексту Нагорной проповеди? Сохранили ли они свое значение в наши дни?
(при ответах нужно использовать текст)
2 группа:
Что значит «быть человечным», по мнению Д.С. Лихачева?
(при ответах нужно использовать текст)
Материалы для кейса:
Нагорная проповедь Иисуса Христа, Евангелие от Матфея (выдержки);
10 заповедей человечности Д.С. Лихачева.
Таким образом, кейс – метод действительно может рассматриваться как один из способов достижения новых образовательных результатов в условиях внедрения ФГОС.