Урок литературы в 5 классе «Литература как вид искусства»
Есауленко Наталья Рашидовна
Учитель русского языка и литературы
Свердловская область, город Качканар, 624351 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»(адрес школы г.Качканар 5а-14а)
Предмет: Литература
Класс: 5
Урок русского языка в 5 классе по теме Литература как вид искусства (вводный урок)
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты (УУД) |
||
Общая часть |
||||
Тема урока: Литература как вид искусства(вводный урок) Образовательная цель: способствовать формированию основополагающих знаний и представлений о литературе как об искусстве Воспитательная и здоровье сберегающая цели: привить детям любовь к литературе, к чтению Используемые средства обучения Мультимедийная презентация; Используемая технология: Технология критического мышления |
||||
Этап 1. Вызов (вхождение в тему урока) |
||||
- приветствие, перекличка; - формулировка темы и цели урока. Учитель: Посмотрите вокруг (висят портреты писателей, их высказывания), вы оказались в волшебном мире Литературы. Да! Да! Это целый волшебный мир, в котором царствуют Книги и Любовь к чтению. Я знаю, что вы не найдете эту страну ни на одном глобусе в мире, зато она навсегда будет царить в вашем сердце. Мы сегодня будем путешествовать, у нас будут волшебные сопровождающие - это буквы нашего русского алфавита. Именно благодаря им мы научились читать и писать. Читать книги - это совершать необычное путешествие - в мир книги. |
- оформление тетрадей; - подготовка к восприятию материала |
Предметные: познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга. |
||
Этап 2. Погружение в тему урока |
||||
) 1Какая первая буква на нашем пути? Действительно, это буква Л, с этой буквы начинается название нашего мира Литература. Конечно же, вам интересно узнать, а от какого слова оно произошло и что обозначает. У вас есть словарь С.И.Ожегова. Поработайте с ним индивидуально и выпишите себе в тетрадь, что означает слово литература и от каких слов оно образовано. 2)Следующая буква - это буква Ребята, в нашем мире Литературы под этой буквой скрывается великие русские писатели и их произведения. Здесь я предлагаю провести небольшой конкурс. А кто из вас ребята лучше всех знает название книги и его автора по строчкам из их произведений? (за каждый верный ответ жетончик, в конце подводятся итоги, называется победитель)
3)Посмотрите внимательно: какая буква нас встречает?
Это наши волшебные Герои, которые живут в нашем мире Литературы. Посмотрите на выставку иллюстраций (обучающиеся заранее принесли рисунки с любимыми сказочными героями). Расскажите мне о них, за что вы их любите, из каких вами любимых произведений они.
4)А это что за буква к нам прибежала? Верно, это буква К, что значит Книги – главные жители нашего мира Литературы. Я уже увидела, что вы любите читать, знаете много героев и разных произведений. А теперь я хочу понять, а знаете ли вы пословицы, посвященные книгам и чтению. На время в парах соединить начало и конец пословиц. 5)А вот и последняя наша буква. Это буква Т. Творческое задание для вас, ребята. Нужно поделиться на команды по 4-6 человек и составить текст: «Книги – мои лучшие друзья». 6)На прощанье с нашим миром Литературы мы кое – что должны пообещать. Все встаем и, положа руку на сердце, торжественно поклянемся: Клянетесь ли вы беречь книги? Клянетесь ли вы читать много интересной литературы?
|
1) работа с историческим значением слова и с его понятием 2) Примерные задания: А)У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (А.С. Пушкин) Б)Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо на месте не посидит… Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные… А одёжа такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь. (Хозяйка Медной горы; П.Бажов. «Уральские сказы».)
В) Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках - принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб. ( «Русалочка» Андерсен) Г) В этом горшке можно вырастить Красный цветок, которого так боится Народ Джунглей. Именно он помог мне защитить себя на Совете Джунглей». ( Маугли, Р. Киплинг). И др. 3) Выступление обучающихся с иллюстрациями любимых героев 4) Примерное задание: (см.изображение/data/files/k1484314200.jpg (768x576)) 5)Работа в группах. 6) Ученики приносят торжественную клятву. |
Метапредметные - умение находить необходимую информацию из различных источников(словарей) - умение слушать учителя и друг друга; - смысловое чтение; - умение работать индивидуально и в группе; Личностные -умение рационально организовывать работу; -умение слушать, высказывать и доказывать свою точку зрения; - уважение к правилам и законам, понимание обязательности их соблюдения |
||
Этап 3. Рефлексия. |
||||
Рефлексия Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Нарисуйте в тетрадях «рожицы»- с улыбкой ,без улыбки («равнодушная рожица»), или «недовольная рожица» с опущенными вниз уголками губ |
Ученики рисуют в своих тетрадях «рожицы», показывают рисунки друг другу и учителю |
|||
Домашнее задание: |
прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка». |
Ковалева Галина Валентиновна