Урок литературы в 5 классе «Литература как вид искусства»

6
1
Материал опубликован 13 January 2017 в группе

Есауленко Наталья Рашидовна

Учитель русского языка и литературы

Свердловская область, город Качканар, 624351 МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»(адрес школы г.Качканар 5а-14а)

Предмет: Литература

Класс: 5


 


 

Урок русского языка в 5 классе по теме Литература как вид искусства (вводный урок)

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (УУД)

Общая часть

Тема урока: Литература как вид искусства(вводный урок)

Образовательная цель: способствовать формированию основополагающих знаний и представлений о литературе как об искусстве

Воспитательная и здоровье сберегающая цели: привить детям любовь к литературе, к чтению

Используемые средства обучения Мультимедийная презентация;

Используемая технология: Технология критического мышления

 

Этап 1. Вызов (вхождение в тему урока)

- приветствие, перекличка;

- формулировка темы и цели урока.

Учитель: Посмотрите вокруг (висят портреты писателей, их высказывания), вы оказались в волшебном мире Литературы. Да! Да! Это целый волшебный мир, в котором царствуют Книги и Любовь к чтению. Я знаю, что вы не найдете эту страну ни на одном глобусе в мире, зато она навсегда будет царить в вашем сердце.

Мы сегодня будем путешествовать, у нас будут волшебные сопровождающие - это буквы нашего русского алфавита. Именно благодаря им мы научились читать и писать. Читать книги - это совершать необычное путешествие - в мир книги.

- оформление тетрадей;

- подготовка к восприятию материала

Предметные: познакомить со спецификой литературы в 5 классе как учебного предмета, дать представление о том, как устроена книга.

Этап 2. Погружение в тему урока

) 1Какая первая буква на нашем пути?

Действительно, это буква Л, с этой буквы начинается название нашего мира Литература. Конечно же, вам интересно узнать, а от какого слова оно произошло и что обозначает.

У вас есть словарь С.И.Ожегова. Поработайте с ним индивидуально и выпишите себе в тетрадь, что означает слово литература и от каких слов оно образовано.

2)Следующая буква - это буква

Ребята, в нашем мире Литературы под этой буквой скрывается великие русские писатели и их произведения.

Здесь я предлагаю провести небольшой конкурс. А кто из вас ребята лучше всех знает название книги и его автора по строчкам из их произведений? (за каждый верный ответ жетончик, в конце подводятся итоги, называется победитель)

 

3)Посмотрите внимательно: какая буква нас встречает?

 

 

Это наши волшебные Герои, которые живут в нашем мире Литературы.

Посмотрите на выставку иллюстраций (обучающиеся заранее принесли рисунки с любимыми сказочными героями). Расскажите мне о них, за что вы их любите, из каких вами любимых произведений они.

 

4)А это что за буква к нам прибежала? Верно, это буква К, что значит Книги – главные жители нашего мира Литературы. Я уже увидела, что вы любите читать, знаете много героев и разных произведений. А теперь я хочу понять, а знаете ли вы пословицы, посвященные книгам и чтению.

На время в парах соединить начало и конец пословиц.

5)А вот и последняя наша буква. Это буква Т. Творческое задание для вас, ребята. Нужно поделиться на команды по 4-6 человек и составить текст: «Книги – мои лучшие друзья».

6)На прощанье с нашим миром Литературы мы кое – что должны пообещать. Все встаем и, положа руку на сердце,     торжественно поклянемся:

Клянетесь ли вы беречь книги?

Клянетесь ли вы читать много интересной литературы?

 

1) работа с историческим значением слова и с его понятием

2) Примерные задания:

А)У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (А.С. Пушкин)

Б)Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо на месте не посидит… Коса сизо-чёрная, на конце ленты не то красные, не то зелёные… А одёжа такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладь.

(Хозяйка Медной горы; П.Бажов. «Уральские сказы».)

 

В) Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть. В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках - принцессах. Их было шестеро, все прехорошенькие, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у нее, как, впрочем, и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.

( «Русалочка» Андерсен)

Г) В этом горшке можно вырастить Красный цветок, которого так боится Народ Джунглей. Именно он помог мне защитить себя на Совете Джунглей».

( Маугли, Р. Киплинг).

И др.

3) Выступление обучающихся с иллюстрациями любимых героев

4) Примерное задание:

(см.изображение/data/files/k1484314200.jpg (768x576))

5)Работа в группах.

6) Ученики приносят торжественную клятву.

Метапредметные

- умение находить необходимую информацию из различных источников(словарей)

- умение слушать учителя и друг друга;

- смысловое чтение;

- умение работать индивидуально и в группе;

Личностные

-умение рационально организовывать работу;

-умение слушать, высказывать и доказывать свою точку зрения;

- уважение к правилам и законам, понимание обязательности их соблюдения

Этап 3. Рефлексия.

Рефлексия

Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Нарисуйте в тетрадях «рожицы»- с улыбкой ,без улыбки («равнодушная рожица»), или «недовольная рожица» с опущенными вниз уголками губ

Ученики рисуют в своих тетрадях «рожицы», показывают рисунки друг другу и учителю

 

Домашнее задание:

прочесть статью учебника «Устное народное творчество», читать народную сказку «Царевна-лягушка».

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная методическая разработка!

14 May 2019