КИМ по русскому языку, 2 класс
Габова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов
МАОУ «Многопрофильная школа «Приоритет» г. Перми
Пояснительная записка
к комплексному измерительному материалу
Предмет. Русский язык.
Тема. Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. 2 класс.
Умения.
- определять парные согласные по звонкости и глухости;
- узнавать и находить данную орфограмму в словах, в тексте;
- пользоваться алгоритмом действий для проверки звонких и глухих согласных в словах со слабой позицией в конце и в середине слова;
- применять знания, т.е. выбирать нужную букву парных согласных звуков на письме.
Цель этих комплексных заданий: проверка освоения учащимися темы «Звонкие и глухие согласные звуки в начале и в середине слова. Их обозначение на письме».
Содержание и структура работы.
Задания составлены на материале содержания раздела по русскому языку «Фонетика», по теме «Звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине слова».
Работа содержит 11 заданий. В таблице 1 представлено распределение заданий по уровню сложности (по принципу от простого к сложному) и на какие умения направлены. Комплекс включает два типа заданий а) предметные (базовый уровень), б) предметные с метапредметным компонентом (повышенный уровень).
Предлагаю варианты использования данных заданий в процессе изучения темы. На этапе отработки умения распознавать парные согласные можно включить задания 1, 2. Умение формулировать правило и составлять алгоритм действий при проверке парных согласных можно использовать задание 9, 10. При отработке навыка проверять данную орфограмму можно включить задания 3, 4, 5, 6, 7, 8. Для контроля знания и оценки планируемых результатов по данной теме можно использовать задание 11. Это задание можно оценивать отдельно от всех остальных, т.к. оно требует от детей большей сосредоточенности и сил.
Использовано несколько типов заданий с выбором ответов (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО).
Таблица 1. Система оценивания заданий
№ задания | Тип задания | Объект контроля | Уровень сложности | ||
Предметные умения | Метапредметные умения | ||||
1 | ВО | Умение определять парные согласные по звонкости-глухости | Базовый | ||
2 | ВО | Умение узнавать и находить данную орфограмму в словах | Базовый | ||
3 | ВО | Умение выполнять проверку | Базовый | ||
4 | КО | Умение использовать правило проверки парной согласной в конце и в середине слова | Базовый | ||
5 | КО | Умение понимать значение слов «проверочное» и «проверяемое» слово | Базовый | ||
6 | ВО | Умение находить ошибки в словах | Базовый | ||
7,8 | КО | Умение читать транскрипцию слов и записывать их буквами | Знаково-символическое моделирование | Базовый (Повышенный) | |
9 | РО | Умение понимать каким правилом надо пользоваться и формулировать его | Базовый | ||
10 | ВО | Умение выполнять алгоритм действий при написании слов с парным по звонкости-глухости согласным в конце слова и в середине | Анализ, последовательность действий | Повышенный | |
11 | РО | Умение применять знания на письме | Контроль и оценка | Повышенный |
Выполнение заданий базового уровня оценивается в 1 балл, повышенного уровня – 2 балла.
Если учащийся выполняет из 11 заданий не менее 7, то считается, что он достаточно хорошо знает данную тему. При верном выполнении 9 базовых заданий, можно утверждать, что учащийся освоил тему «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.»
Условия проведения. Работа проводится после полного прохождения темы «Звонкие и глухие согласные в конце и в середине слова. Их обозначение на письме». На выполнение работы отводится 40 минут.
Работа составлена в двух вариантах. Варианты одинаковы по структуре, по содержанию заданий и уровню сложности.
Таблица 2. Критерии оценивания
№ задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение |
1-9 задания | Базовый | 1 балл – ответ выбран правильно 0 баллов- другой ответ |
10 | Повышенный | 1 балл – ответ выбран правильно 0 баллов- другой ответ |
11 | Повышенный | Итого максимально за это задание 2 балла: 1 балл – если исправил все ошибки, 0,5 – если исправил только 4-5 ошибки, 0 - если исправил меньше 4 ошибок. 1 балл – если списал текст без ошибки 0,5 – если 1-2 ошибки 0 баллов – если больше 2 ошибок |
Максимальный балл | 12 баллов | |
Время выполнения работы | 40 минут |
Вариант 1
1.Отметь строку, в которых все буквы обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки.
□ в, г, л, з, ц □ д, г, к, й, т
п, т, ж, с, б □ м, ш, г, ф, в
2. Подчеркни лишнее слово с учетом пройденной темы
Народ задача улов кофта
3. Отметь все варианты, где во все слова надо вписать букву «д».
а) са…, бу…ка, рос…
б) мё…, поез…., гла…кий
в) у…ка, медве….ь, наро….
г) горо…, бра…, ме…ка
д) ло…ка, сла… кая, гра…
4.Впиши пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова
Флаг – флаги, гри… - …, след - …, шкаф - …, тетрадка - …., ногти - …
березка - …,
5.Подбери и запиши слова с парными по глухости-звонкости согласными, для которых данные могут проверочными.
Морозный –
Прыжок -
Дубовый -
Сладость –
6.Найди ошибки. Подчеркни эти пары слов.
Луг – луга
Груз – грузы
Шкаф – шкафчик
Лодка – лодки
7.Перед вами транскрипция слов. Запиши эти слова буквами.
[ гот] [ п*ирок] [ скаска] [ улыпка] [ лошка ]
8.Составь слово из пяти звуков, которые здесь описаны. Запиши его.
Звонкий, парный звуку ф
Звонкий, парный звуку т
Непарный звонкий в слове крот
Ударный гласный, как в слове тучка
Глухой, парный звуку г
9. Прочитай текст, в котором пропущены буквы. Сформулируй и запиши правило, которым ты будешь пользоваться при вписывании букв.
Наконец выпал пушистый сне…. Он замел все доро…ки. Какой большой сугро… вырос у дома!
Сергей взял коньки и побежал на пру…. Пру… замер…. Сергей покатился по гла…кому льду.
10. Составь алгоритм (порядок) действий при написании слов с парным по звонкости-глухости согласным в конце слова и в середине (после согласного). Пронумеруй действия.
___Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном.
__Определяю, что в корне на конце слова или перед гласным есть парный по звонкости-глухости.
___Читаю слово и выясняю его лексическое значение.
___Подбираю проверочное слов: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слов так, чтобы парный по звонкости-глухости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным.
11. Найди в тексте ошибки. Исправь их. Запиши правильно.
Морос. Красив зимний нарят леса. На ветках берёс лежит снек. У дорошки большой сугроп. Но не холот страшен птицам, а голот. Надо развесить кормушки, положить орежки и хлеп.
Вариант 2
□ ф, г, л, з, ц □ д, г, к, й, т
м, т, ж, с, б □ к, ш, г, ф, в
2. Подчеркни лишнее слово с учетом пройденной темы
Огород сказка жираф конфета
3. Отметь все варианты, где во все слова надо вписать букву «д».
а) ло…ка, сла… кая, гра…
б) у…ка, медве….ь, наро….
в) са…, бу…ка, рос…
г) мё…, поез…., гла…кий
д) горо…, бра…, ме…ка
4.Впиши пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова
Гриб – грибы, рост- …, морж - …, улов - …, поездка- …., ногти - …
сказка - …
5.Подбери и запиши слова с парными по глухости-звонкости согласными, для которых данные могут проверочными.
Снежный –
Прыжок -
Узенький -
Ягода –
6.Найди ошибки. Подчеркни эти пары слов.
друг – друга
арбуз – арбузы
жираф – жирафы
Ложка – ложки
7.Перед вами звуковая оболочка (транскрипция) слов. Запиши эти слова буквами. [ сл*эт] [ хл*эп] [ каска] [ улыпка] [ мошка ]
8.Составь слово из пяти звуков, которые здесь описаны. Запиши его.
1) Звонкий, парный звуку ф
2) Звонкий, парный звуку т
3) Непарный звонкий в слове крот
4) Ударный гласный, как в слове тучка
5) Глухой, парный звуку г
9. Прочитай текст, в котором пропущены буквы. Сформулируй и запиши правило, которым ты будешь пользоваться при вписывании букв.
Трещит жгучий моро…. Полянки укрыл пушистый сне…. Пеньки надели снежные ша….ки. Медве…ь залег в берлогу до весны. По лесным доро…кам скачут зайчишки.
10. Составь алгоритм (порядок) действий при написании слов с парным по звонкости-глухости согласным в конце слова и в середине (после согласного). Пронумеруй шаги.
___Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном
__Определяю, что в корне на конце слова или перед гласным есть парный по звонкости-глухости.
___Читаю слово и выясняю его лексическое значение.
___Подбираю проверочное слов: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слов так, чтобы парный по звонкости-глухости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным
11. Найди в тексте ошибки. Исправь их. Запиши правильно.
Ночью выпал снек. Ударил морос. Кребкий лёт на реке. Чей слет на снегу? Это пробежал волк. Под елью сугроп. Там спит медветь.