КИМы по русскому языку (Подготовка к ЕГЭ)

2
0
Материал опубликован 10 December 2020 в группе

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант 4

Часть 1


Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами



Прочитайте текст и выполните задания 1-3


(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному

увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.

1.Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.

2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.

3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете вследствие деятельности человека.

4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.

5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что вызывает беспокойство учёных.

Ответ___________________________________________________________


2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Ответ___________________________________________________________

3. Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПРЕДМЕТ в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДМЕТ, -ы, м.

1) Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.

2) чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.

3) Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.

4) чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.) Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.

Ответ___________________________________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

обОдрить

дозвонИтся

прИнятый

понЯв

квартАл

Ответ___________________________________________________________

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Колледж стал ДИПЛОМАТОМ IV Всероссийского конкурса воспитательных и образовательных учреждений.

По-юношески беспечные и ИРОНИЧНЫЕ, мы относились к этому несерьёзно, шутили, воспринимали всё как игру.

При ВЫРАЩИВАНИИ таких растений на дно горшка обычно кладут большой слой керамзита.

ДИКТАТ традиций оказался очень силён.

При синдроме хронической усталости вспышки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ связаны с болезненным переживанием своего состояния.

Ответ___________________________________________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

Ответ___________________________________________________________

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о СЕМИСТА километрах

более НУЖНЫЙ элемент

несколько АБЗАЦЕВ

в ОБЕИХ колоннах

ЛЯГТЕ на диван

Ответ___________________________________________________________

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом


Б)нарушение в построении предложения с причастным оборотом


В)нарушение связи между подлежащим и сказуемым


Г)нарушение в построении предложения с однородными членами


Д)нарушение в построении сложноподчинённого предложения


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.

2.Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва, знал весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над её грубостью, рассказывали про неё анекдоты, однако все без исключения уважали и боялись её.

3.Пожилая женщина поила больного отваром из бобов, оказавшийся поистине чудодейственным снадобьем, сумевшим поставить юношу на ноги.

4. А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя.

5.По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих он чувствовал то, что происходило за перелеском.

6.Когда раздались первые звуки колокола, ворота, натужно скрипя, отворились, после чего поток людей хлынули на рыночную площадь и, казалось, затопили её в одно мгновение.

7.В странном полузабытьи он принялся ходить по дачным улицам, расчерченным луною на светлые и тёмные шахматные поля, говоря вслух и размахивая руками, как вдруг откуда-то сбоку на него налетела Найда и сбила с ног могучими лапами.

8.Пришли святки, и, кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме надетых на всех новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки.

9.Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.


Ответ___________________________________________________________


9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

должник, вытерли, простоватый

потерять (перчатку), обгоревший, коснулся

занимательный, безотлагательный, пробираться

покорять, ростовщик, замирать (от удивления)

сложение, зажигательный, начинать

Ответ: __________________________.

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

сверх..зящный, пост..ндустриальный, вз..мать

во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный

(старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый

с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный

не..хватный, р..списывать, с..переживающий

Ответ: __________________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

нищ..та, горош..к

рубаш..нка, дириж..р

ноч..вать, тяж..сть

скваж..на, фасол..вый

взрывч..тый, досух..

Ответ: __________________________.

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

предвид..вший, водонепроница..мый

прокашл..вшийся, медл..щий (с выбором)

(ты) мел..шь (кофе), (он) движ..тся

незыбл..мый, (едва) слыш..мый

(что-то) знач..щий, (дети) плач..т

Ответ: __________________________.

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Есть люди, которых нельзя понять, (НЕ)ПРИБЛИЗИВШИСЬ к ним.

Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя.

(НЕ)УДАЧА, а трудности ждали его в работе.

Вдруг меня (НЕ)ПОЙМУТ или поймут превратно.

Наташа, (НЕ)ПОМНИВШАЯ себя от восторга, подбежала к нему.

Ответ: __________________________.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Попытаюсь ВСЁ(ЖЕ) в нескольких словах выразить, (НА)СКΟЛЬКО это возможно, сущность того, что я хотел передать в данном рассказе.

Граф ТΟ(ЖЕ) поднялся и с извиняющейся, даже КАК(БЫ) виноватой улыбкой, глядя мне в лицо своими красивыми глазами, снова взял мою руку.

Признаюсь, что у меня от их собрания впечатление комичное, ПОТОМУ(ЧТО) мне всё чудится, БУДТО(БЫ) дети играют во взрослых.

Александр II пригласил к себе Достоевского; император пожелал ТАК(ЖЕ), ЧТΟ(БЫ) известный писатель включился в процесс воспитания его сыновей.

Я и прежде печалился очень ΟТ(ТОГО), что казался другим людям КАКИМ(ТΟ) смешным.

Ответ: __________________________.

15.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Старик был в ужасно засале(1)ом чёрном жилете, а круглое лицо его было словно смаза(2)о маслом, как будто железный замок. Рядом на столе в тарелке лежали кроше(3)ые огурцы, старые сухари и реза(4)ая кусочками рыба.

Ответ: __________________________.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике.

Базаров мгновенно понял и оценил и это пожатие и это молчание.

И вновь целые дни недели месяцы жизни старого графа проходили по-прежнему в заботах и волнениях.

Из года в год управляющий имением писал то о пожарах в деревнях то о неурожае то о необходимости перестройки хозяйственных зданий.

Больше остальных в это печальное время как делами молодого графа так и им самим овладел князь Василий.

Ответ: __________________________.

17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна

(-ы) стоять запятая(-ые).

Николай (1) тяжело переживавший отсутствие друга (2) не имея со времени его отъезда никаких известий о нем (3) и беспокоясь о ходе лечения (4) воспользовался передышкой (5) и отпросился в госпиталь проведать Козловского.

Ответ: __________________________.

18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О мой читатель… вы (1) москвич прямой

И потому (2) наверно (3) о Коломне

Не знаете… конечно (4) не о той

Я говорю, которая (5) как помню (6)

Лежит в стране, и мне, и вам родной,

Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне

До счёта верст – и вам (9) конечно…

Ответ: __________________________.

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По радио назидательным тоном говорил о чём-то молодой господин (1) при звуках трескучего голоса (2) которого (3) Артём даже остановил работу.

Ответ: __________________________.

20.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слепой быстро освоился на новом месте (1) и (2) когда просыпался по утрам (3) уже знал (4) что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5) и (6) что (7) если он протянет руку в раскрытое окно (8) то с кустов посыплется роса.

Ответ: __________________________.

21.Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Главная часть телескопа – большое, хорошо отполированное вогнутое зеркало. (2) «Она замечательный человек, – сказала мать. – Таких днём с огнём поискать». (3) Дивизия за это время продвинулась на десять – двенадцать километров, и мы не должны от неё от-ставать. (4) Ландыш – символ вечной молодости и свежести. (5) Наступил самый печальный месяц – ноябрь. (6) Никита любит смотреть мультфильмы, Даша – листать мамины журналы. (7) Весна – пора пробуждения природы.

Ответ: __________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды...

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой*)

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

22.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

Ответ: __________________________.

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) Предложения 21–23 содержится рассуждение.

Ответ: __________________________.

24. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Ответ: __________________________.

25. Среди предложений 28-33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения

Ответ: __________________________.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.


26. «В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:

1) парцелляция

2) диалог

3) восклицательные предложения

4) фразеологизм

5) вопросительные предложения

6) цитирование

7) сравнение

8) синонимы

9) ряды однородных членов предложения


Часть 2

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями

и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.