Мониторинговая работа по русскому языку (подготовка к ЕГЭ)
МОНИТОРИНГОВАЯ РАБОТА
Задание 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
( 1 )В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, который был основан на западном побережье Малой Азии в Кари ещё в XII веке до нашей эры. (2)Покровительницей города была Артемида - богиня плодородия, покровительница животных и охоты, а позже — покровительница целомудрия и охранительница рожениц, поэтому вполне понятно и естественно решение процветающих горожан построить храм·в честь такой богини. (3) ( ... )это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков».
1) Город Эфес достиг небывалого расцвета, потому что его покровительницей была богиня Артемида.
2) Процветающие горожане в знак признательности и благодарности решили построить храм в её честь.
3) Решение построить храм в честь богини Артемиды в процветающем городе Эфесе было продиктовано практическими соображениями богатых горожан-ростовщиков.
4) Эфесцы вели крупные ростовщические операции, отдавая деньги под большие проценты.
5) Возводя храм богине Артемиде в Эфесе, крупные ростовщики надеялись на то, что покровительница города поможет увеличить их доходы.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором предложении?
Следовательно
Даже
Впрочем
Казалось бы
И всё же
Задание 3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБОРОТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ОБОРОТ , -а; м.
1) Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово.
2) Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой-н. деятельности, развития чего-н. (спец.). О. полевых культур. О. стада (изменение его структуры и численности за определённый период).
3) Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр. движение куда-н. с возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов.
4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала (его непрерывно возобновляющийся кругооборот). Годовой о. предприятия. Торговый о.
5) Один круг обращения вокруг чего-н.; виток (в 3 знач.). Набирать обороты (также перен.: о каком-н. деле, событии: убыстряться, ускоряться).
Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
шофЁр
баловАть
цепОчка
нАчали
рАвны
Задание 5 № 6680. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.
Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.
Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.
Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.
Пахло дымом АРОМАТИЧЕСКИХ свечей.
Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ строчками
в ВОСЬМИДЕСЯТИ верстах
голос БОЛЕЕ ВЫШЕ
ПРЕДУПРЕЖУ тебя
ПОЛОЩУЩИЙ бельё
Задание 7 . Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении сложного предложения Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
|
|
1) Из холма, который природа склеила из громадных уродливых камней, сквозь трубочку тонкой струйкой бежала вода. 2) Уподобляя занятия наукой игре, психологи подчёркивают творческое начало в научной работе. 3) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющих значение слова «Москва». 4) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре». 5) Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. 6) Те, кто читал критическую статью Н. А.Добролюбова, знаком с оценкой критика «тёмного царства». 7) В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать. 8) Толстой очень хорошо понимал то, что своей «Исповедью» наживёт себе врагов, в том числе и среди священников. 9) Многие из тех, кто читал произведения С.Д. Довлатова, восхищались тонким чувством юмора писателя. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
импр..визировать
раск..лоть
соб..рать
тв..рить
оз..рить
Задание 9 . Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..корыстный, ра..гореться;
пред..дущий, дез..нформация;
с..провождение, пр..дедушка;
пр..открывать, пр..брежный;
на..кусить, о..делка.
Задание 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вежл..вый
разгул..вать
обнаруж..вает
кремни..вый
приукраш..вает
Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
независ..мый
подозрева..мый
расходу..мые
пригрева..мое
колебл..мый
Задание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
Задание 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.
Задание 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Татьяна была измуче(1)а произошедшими накануне событиями, и я не нашёл в себе сил искре(2)е ответить на зада(3)ый ею вопрос о судьбе драгоце(4)ых камней её матери.
Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.
2) И Петра Первого и царевну Софью и удалых покорителей Сибири увидите вы на картинах Сурикова.
3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.
4) Дружба да братство дороже всякого богатства.
5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков ( ) и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.
Задание 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Цифры укажите в порядке возрастания.
В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
Задание 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским учёным было (1) доподлинно (2) известно, что на востоке Европы живут многочисленные племена венедов. Венеды (3) по мнению современных археологов (4) и были предками современных славянских народов.
Задание 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.
Задание 19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лебеди с криком взлетели ввысь, сделали несколько прощальных кругов над озером (1) где провели лето (2) и (3) когда белокрылая стая скрылась в туманной дали (4) мы со старым егерем (5) ещё долго молча смотрели в небо.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25
(1)Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков − важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. (2)Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. (3)Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.
(4)В зимние дни, когда снегом засыпало все наши тропинки, мы сидели в школьной комнате, слушали мелодии П. Чайковского, Э. Грига, Ф. Шуберта, Р. Шумана.
(5)Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
(6)Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления. (7)Задача заключается в том, чтобы музыкальная мелодия открыла в каждом сердце животворный родник человеческих чувств. (8)Но мелодия − этот язык человеческих чувств − доносит до детской души не только красоту мира: она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство.
(9)Стихийное, неорганизованное воздействие музыки на детей не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию: ребёнок оказывается заложником музыкального шума, он подавлен нагромождением звуков, он не способен отличить красоту от уродства. (10)Так и пойдёт он в мир, растерянный, неуверенный в себе.
(11)Нельзя просто посадить ребёнка и заставить его слушать музыку, нет, у ребёнка должен быть Учитель, который поможет ему в музыкальном воспитании. (12)Я подбирал для слушания мелодии, в которых в ярких образах, понятных детям, переданы звуки, что они слышат вокруг себя: очаровательное щебетанье птиц, шелест листьев, рокотание грома, журчание ручья, завывание
ветра. (13)Я использовал не больше двух мелодий в месяц, но перед знакомством с каждой мелодией проводил большую воспитательную работу, цель которой − пробудить у детей желание ещё и ещё раз послушать музыку, добиться, чтобы каждый раз ребята открывали в произведении новую красоту.
(14)Ранней осенью, когда в прозрачном воздухе отчётливо слышится каждый звук, я предложил прослушать мелодию «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. (15)Музыка нашла у детей эмоциональный отклик. (16)Малыши говорили: (17)«Шмель то приближается, то отдаляется. (18)Слышится щебетанье маленьких птичек...» (19)Ещё раз слушаем мелодию. (20) Потом идём к цветущей медоносной траве.
(21)Дети слышат пчелиную арфу, жужжанье шмеля. (22)А он, большой, лохматый, то поднимается над цветком, то опускается. (23)Дети в восторге: ведь это почти такая же мелодия, как и записанная, но в музыкальном произведении есть какая-то своеобразная красота, которую композитор подслушал в природе и передал нам. (24)Детям хочется ещё раз услышать записанную мелодию.
(25)В том, что до сих пор казалось им обычным, открылась красота −такова сила музыки. (по В. А. Сухомлинскому*)
Задание 20. Какие из высказываний противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Если человек научится воспринимать красоту музыки в раннем детстве, он поднимется в своём развитии на новый культурный уровень.
2) Для развития чуткости ребёнка к музыке не нужен учитель.
3) Важно, чтобы дети сами хотели вернуться к музыкальному произведению, чтобы открыть его красоту.
4) Стихийное воздействие музыки на ребёнка тоже является средством эстетического воспитания.
5) Развитие чувства к музыке облагораживает мысли, стремления ребёнка.
Задание 21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1−3 содержится рассуждение.
2) В предложениях 9−10 представлено повествование.
3) Предложения 16−18 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 15.
4) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 22.
5) В предложениях 21−22 представлено рассуждение.
Задание 22. Из предложений 20−23 выпишите антонимы.
Задание 23. Среди предложений 20−25 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Задание 24 № 9263. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Текст В.А. Сухомлинского отличается особой поэтичностью. Рассказывая о роли музыки в жизни ребёнка, автор использует такой троп, как (А)_____: «мелодия открыла в каждом сердце … родник человеческих чувств» (предложение 7). Читатель словно слышит звуки природы, благодаря такому фонетическому средству выразительности, как (Б)_____ (предложение 12). Образность текста создают и (В)_____ (например, «очаровательное щебетанье» в предложении 12). Синтаксическое средство − (Г)_____ − позволяет автору точнее выразить свои мысли (например, в предложениях 3, 4, 12)».
Список терминов:
1) ряды однородных членов 2) эпитеты
3) развёрнутая метафора 4) аллитерация
5) диалектные слова 6) парцелляция
7) анафора 8) риторическое обращение
9) сравнительный оборот
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Задание 25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
ОТВЕТЫ
№ п/п |
Правильный ответ |
1 |
35 |
Впрочем |
|
3 |
4 |
4 |
равны |
5 |
КОНСКИЙ |
6 |
болеевысокий |
7 |
54687 |
8 |
расколоть |
9 |
приоткрыватьприбрежный |
10 |
кремниевый |
11 |
независимый |
12 |
непрекращающиеся |
13 |
кверхутотчас |
14 |
234 |
15 |
15 |
16 |
123 |
17 |
34 |
18 |
1 |
19 |
1234 |
20 |
24 |
21 |
245 |
22 |
поднимается опускается |
23 |
22 |
24 |
3421 |
25 |
Пояснение к сочинению (задание 25)
Основные проблемы:
1. Проблема влияния музыки на становление человеческой личности. (Способна ли музыка оказать влияние на становление человеческой личности?)
2. Проблема музыкального воспитания. (Когда и как приобщать ребёнка к музыкальным произведениям?)
Позиция автора:
1. Музыка открывает прекрасное не только в окружающем нас мире, но и в самом человеке. Она способна поднять личность человека на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
2. Приобщать ребёнка к восприятию музыкальных произведений нужно с раннего детства и делать это должен Учитель-наставник, тот, кто способен раскрыть перед ребёнком сущность музыки.
Светлана Александровна Максимова