Киноурок «День металлурга» для обучающихся 8-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «По специальности металлург» режиссёра Александра Воронцова
Методическая разработка
Киноурок «День металлурга» для обучающихся 8-9 классов инклюзивной школы на материале фильма «По специальности металлург»
режиссёра Александра Воронцова
Автор:
учитель-дефектолог
Михайлова Ирина Алексеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема киноурока и обоснование её выбора (актуальность и уникальность)
Методическая разработка киноурока «День металлурга» относится к числу профориентационных мероприятий для учащихся 8-9 классов инклюзивной школы. Данное мероприятие направлено на профессиональное просвещение обучающихся в области рабочих профессий металлургической промышленности.
На сегодняшний день вопрос развития промышленности в РФ стоит особенно остро. 26 июня 2023 года Президент РФ Путин В.В. обратился к участникам и гостям ХI Международного молодежного промышленного форума "Инженеры будущего — 2023", где сделал акцент на приоритете развития промышленности в нашей стране и на важности подготовки квалифицированных кадров для работы в данной сфере. «Сегодня именно от кадрового потенциала в огромной степени зависит уверенное развитие отечественной индустрии, наращивание её конкурентных способностей, позиций как на внутреннем, так и на глобальном рынках, решение ключевых задач по укреплению безопасности, экономического и технологического суверенитета страны», – сказал Президент РФ.
Одной из проблем, с которой может столкнуться нашего государство при развитии промышленности, является дефицит квалифицированных кадров. Надёжным способом решения проблемы дефицита рабочих мест профессий металлургической промышленности является информирование учащихся, стоящих на пути профессионального самоопределения, о данных профессиях. Использование профориентационных практик поможет увеличить количество людей, знающих о рабочих профессиях металлургической промышленности, понимающих важность данных профессий, имеющих достаточное количество информации для понимания возможностей своего развития в данных профессиях. Проведение киноуроков с детьми поможет не только проинформировать о деятельности специалистов металлургической индустрии, но сформировать положительное отношение к специалистам данных профессий.
Также важно учитывать, что сейчас вопросам образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в России уделяется особое внимание. 30 декабря 2022 года Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов утвердил Приоритетные направления развития образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов до 2030 года1. Данный документ содержит большое количество направлений развития образования, в числе которых находится профессиональная ориентация детей с ОВЗ.
Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ часто оказывают серьёзное влияние на возможности получения профессии данными детьми. В зависимости от нозологии обучающимся с ОВЗ могут быть доступны далеко не все профессии. Очень часто обучающиеся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) и обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР) предпочитают среднее профессиональное образование высшему профессиональному образованию, что делает данную группу обучающихся наиболее подходящей для профориентационных мероприятий, посвящённых рабочим профессиям.
В методических пособиях, в сборниках профориентационных практик можно найти немалое количество профориентационных занятий, которые посвящены различным профессиям. Однако практики, в которых уделяется внимание рабочим профессиям металлургической промышленности, содержатся в сильно ограниченном количестве. Наиболее популярный формат практик по этой теме – это урок-лекция. Сочетание мало освещенной темы и формата мероприятия составляет уникальность практики.
Помимо этого уникальность заключается в многообразии целей. Данная практика может быть использована педагогами образовательных организаций с целью профориентации учащихся. Также практика включает в себя упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, что позволяет использовать её с целью развития познавательных процессов.
Цель, задачи и планируемы результаты киноурока
Целью киноурока «День металлурга» является формирование у обучающихся инклюзивной школы положительного отношения к рабочим профессиям металлургической промышленности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Уточнить и расширить представление обучающихся о рабочих профессиях металлургической промышленности
Развивать у обучающихся интерес к рабочим профессиям металлургической промышленности.
Активизировать критическое мышление обучающихся.
Совершенствовать навыки умственной деятельности обучающихся в условиях ограниченного времени.
Планируемые результаты:
количественные: увеличение количества обучающихся, имеющих достаточное представление о рабочих профессиях металлургической промышленности;
качественные: увеличение интереса обучающихся к рабочим профессиям металлургической промышленности.
Используемый киноматериал
«Актуализация современных методов обучения и приведение их в соответствие с актуальными стандартами является важным элементом современной педагогики. Основная тенденция развития общего образования неразрывно связана с таким понятием, как цифровизация. Образовательные технологии трансформируются и приобретают более современные черты, связанные в первую очередь с применением телекоммуникационных технологий.»2 Одним из современных методов обучения является киноурок. Для проведения киноурока «День металлурга» используется документальный фильм «По специальности: металлург» режиссёра Александра Воронцова. Данный фильм рассказывает зрителям о специалистах Магнитогорского металлургического комбината. Это простые люди, которые выполняют ежедневно тяжёлую, но необходимую работу. Кинокомпания: АУРУМ Медиа. Год выпуска: 2014. Страна: Россия. Длительность: 26 минут. Возрастные ограничения: 12+. Данный киноматериал находится в общем доступе (ссылка на киноматериал: https://zeroplus.tv/film/po-spetsialnosti-metallurg).
Целевая/возрастная аудитория
Методическая разработка подготовлена для учащихся основного общего образования (8 – 9 классов) инклюзивных школ. Возрастная группа: 14 – 16 лет. Методическая разработка может быть использована в классах, где обучаются учащиеся с ЗПР и ТНР. Учащиеся, оканчивающие основную школы должны принять решение о своём дальнейшем образовании. Дети могут пойти в средние специальные учреждение или сделать предпочтение в сторону высшего образования, выбрав обучение в 10 – 11 классах школы. Рабочие профессии металлургической промышленности чаще требуют получения среднего специального образования, поэтому о данных профессиях стоит проинформировать учащихся до конца основной школы. Важно уделить особое внимание тем учащимся, которые в связи со своими особыми образовательными, скорее предпочтут именно среднее профессиональное образование.
Время занятия
Киноурок «День металлурга» рассчитан на 45 минут. Данное количество времени является оптимальным и позволят использовать разработку разных специалистам образовательных учреждений. Эти могут быть классные руководители, педагоги-психологи, педагоги-навигаторы или учителя предметники (например, учителя физики и математики).
Ключевые слова
Ключевые слова: профессия, профориентация, металлург, призвание, промышленность, труд.
Ресурсы
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, киноматериал (фильм «По специальности: металлург») презентация «День металлурга», раздаточный материал (кроссворд), парты, стулья.
Структура киноурока и краткое содержание
Вводное слово педагога. Педагог сообщает о том, что будет проводить профориентационное занятие, посвящённое рабочим профессиям металлургической промышленности. Педагог обозначает правила работы на уроке.
Игра «Факты: правда или вымысел». Ученикам предлагается 5 фактов о работе специалистов металлургической промышленности, а также о самой отрасли промышленности, задача – отгадать, какие из них верны.
Просмотр фильма «По специальности: металлург». Ученики смотрят фильм «По специальности: металлург». Педагог заранее информирует учащихся о том, что после просмотра фильма каждому учащемуся необходимо будет принять участие в обсуждении, а также решить кроссворд. Также перед просмотром фильма учащиеся знакомятся с данным кроссвордом.
Обсуждение фильма. Педагог задаёт вопросы учащимся по содержанию фильма (тема, герои, события, поступки, детали и тд.).
Активность (решение кроссворда). Учащимся предлагается выполнить два задания по фильму. Первое задание представляет собой решение кроссворда, слова из которого представлены в фильме. Второе задание состоит в том, чтобы из заранее помеченных букв в кроссворде составить слово, которое связано с содержанием фильма.
Рефлексия. Занятие заканчивается подведением итогов занятия.
Сведения об апробации методической разработки
Киноурок «День металлурга» был проведён на базе МБОУ «Холмовская СШ» в 2021-2022 учебном году в 9-х классах в рамках курса внеурочной деятельности «На пути к профессии», 2023-2024 учебном году в 8-ом классе в рамках плана мероприятий профориентационного минимума. Всего в указанных классах проходили обучение 52 учащихся из них: 4 учащихся с ЗПР, 14 учащихся с трудностями в обучении. Данная методическая разработка оказалась наиболее интересной для учащихся мужского пола, имеющих ЗПР, трудности в обучении, а также учащихся, планировавших поступать в ССУЗы на технические специальности. Были достигнуты качественные и количественные результаты.
СЦЕНАРИЙ КИНОУРОКА
Ход мероприятия
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём профориентационное занятие. И я предлагаю поговорить о профессиях одной из самых востребованных сфер нашего времени. Сегодня мы рассмотрим с вами несколько рабочих профессий металлургической промышленности.
На уроке мы посмотрим фильм, пообщаемся, выполним разные задания. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока: активность, уважение и доверие. Во-первых, мы активно участвуем в работе, отвечает на вопросы, во-вторых, мы внимательно слушаем каждого, кто выступает, не перебиваем, в-третьих, мы говорим, то, что чувствуем, не боимся выдвигать свои версии.
Вам понятны правила? Вы готовы их придерживаться? Готовы приступить к выполнению заданий? (Если учащиеся всё поняли, то переходим к основной части).
Основная часть
Игра «Факты: правда или вымысел»
Педагог: Я буду называть определённый факт, а также показывать этот факт на экране, вам предстоит определить – правда это или вымысел. Если вы считаете, что факт – правда, то вам нужно хлопать в ладоши, а если вы считаете, что факт – вымысел, то нужно потопать ногами. Правила понятны? Тогда начнём.
Факт № 1. Металлургия – отрасль экономики, которая занимается изготовлением металлов. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это правда. Металлургия – отрасль экономики, которая занимается изготовлением металлов. Этот процесс состоит из не скольких этапов: добыча сырья, его переработка, выплавка и работа с отходными материалами. Металлургия имеет долгую историю своего развития, практически каждая страна в металлургической промышленности развивалась по-своему. Иногда эти этапы развития были стремительными и быстрыми, а иногда наступали и эпохи застоя. Уровень металлургического развития – один из основных экономических показателей успешности страны.
Факт № 2. Сталь — самый перерабатываемый материал в мире. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это правда. Сталь — самый перерабатываемый материал в мире. Стали ежегодно перерабатывается больше, чем алюминия, бумаги, пластика и стекла вместе взятых. В сталеплавильные печи США каждый год загружают около 70 млн тонн бытового стального лома, включая консервные банки, автомобили, бытовую технику и строительные материалы.
Факт № 3. Сталевар – это специалист, благодаря которому железная руда превращается в чугун, а после чего в сталь. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это вымысел. Сталеплавильное производство занимает после доменного производства второе звено в общем цикле металлургической промышленности. Специалист, благодаря которому железная руда превращается в чугун – это горновой доменной печи. А вот с чугуном работает сталевар.
Факт № 4. Профессия металлурга относится к типу «человек – живая природа», поскольку данные специалисты работает с металлами. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это вымысел. Данная профессия относится к типу «человек-техника». Она ориентирована на умение человека управлять машинами, механизмами, видами энергии, материалами.
Факт № 5. Чтобы работать в сфере металлургической промышленности необходимо иметь высшее образование. Правда это или вымысел? (Дети хлопают или топают). Это вымысел. В данной сфере есть большое количество профессий. Не все профессии требуют получение высшего образования. Первой ступенькой может стать получение металлургической рабочей специальности в техникуме или колледже. При этом важно понимать, что если не продолжить образование, то лучше не рассчитывать на какие-либо грандиозные перспективы карьерного роста. А вот если получить высшее инженерное образование, то из простого сталевара в дальнейшем может "вырасти" как начальник цеха, так и директор металлургического предприятия.
Просмотр фильма «По специальности: металлург».
Педагог: Сейчас я вам включу фильм «По специальности: металлург». Это документальный фильм из цикла кинофильмов о рабочих профессиях «По специальности…». Фильмы из данного цикла рассказываю о простых людях, которые работают далеко не на самых простых профессиях, но труд которых редко обсуждается в прессе, социальных сетях, а также редко отображается в фильмах. Однако речь идёт о таких профессиях, без которых нам было бы невозможно прожить в современном мире. Фильм «По специальности: металлург» рассказывает о простых рабочих Магнитогорского металлургического комбината. Прошу вас очень внимательно посмотреть данный фильм. После просмотра фильма вам необходимо будет ответить на вопросы и решить кроссворд. Данный кроссворд я вам дам сейчас для ознакомления. У вас будет три минуты для того, чтобы познакомиться с вопросами. Ответы на данные вопросы вы получите в фильме, поэтому будьте очень внимательны при его просмотре. После ознакомления с вопросами кроссворда, я у вас его заберу и дам вам пустые листы, на которых вы сможете сделать пометки во время просмотра фильма, если в этом будет необходимость.
Обсуждение фильма «По специальности: металлург»
Педагог: Ребята, мы с вами посмотрели фильм «По специальности: металлург». Давайте обсудим его.
Какой теме посвящён данный фильм?
Тема фильма актуальна?
О каких новых профессиях вы узнали из фильма? (Чем занимается специалист каждой профессии?)
Что произойдёт, если не будет специалистов данных профессий?
Чему учит нас этот фильм? Какие качества личности воспитывает?
Какие выводы вы сделали для себя, просмотрев данный фильм?
Активность (решение кроссворда)
Педагог: Сейчас каждому из вас предстоит выполнить 2 задания. Первое задание состоит в том, чтобы решить кроссворд. (Педагог раздаёт каждому учащемуся распечатанный кроссворд). У вас в кроссворде даны пустые клетки по вертикали и по горизонтали. Каждое слово пронумеровано. Справа даны определения слов, фразы из фильма, неоконченные предложения. Ваша задача вписать в кроссворд все слова. После чего необходимо выполнить второе задание. Из букв, которые стоят в жёлтых квадратах кроссворда, необходимо составить слово. Это слово может описать деятельность каждого специалиста металлургической промышленности, которого мы увидели в фильме. (Задание 1 и Здание 2 для данного киноурока расположены в приложениях 1 и 2).
V. Рефлексия.
Педагог: Наше занятие подошло к концу. Оцените, пожалуйста, наше занятие. Ответьте на вопросы:
Какой теме было посвящено наше занятие?
С какими профессиями вы познакомились?
Полезным ли для вас было данное занятие?
Домашнее задание: чтобы еще раз вспомнить важные моменты фильма, рассмотренные профессии, я предлагаю вам найти учебные заведения нашей страны, в которых каждый из вас может получить профессии героев фильма. Напишите, пожалуйста, к каждой профессий по одному учебному заведению. Укажите уровень образования (высшее или среднее специальное, город, название учебного заведения, название специальности, а также предметы, которые необходимо сдать, средний балл ЕГЭ для поступления в ВУЗ или средний балл аттестата для поступления ССУЗ).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 N ВК-163/07 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах".
Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
По вертикали:
Это полезное ископаемое, из которого добывают различные формы металлов.
Действия фильма «По специальности: металлург» происходят в городе ….
Это отрасль экономики, которая занимается изготовлением металлов.
Объединение промышленных предприятий смежных отраслей, в котором продукция одного предприятия служит сырьём или материалом для другого.
Группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи
По горизонтали:
Большая металлургическая вертикально расположенная печь шахтного типа для выплавки чугуна.
… доменной печи. Несколько героев фильма работают по данной специальности. Их задача сделать чугун из железной руды.
Специальность, о которой говорится в названии фильма.
Сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода — не менее 2,14 % (сделать данный сплав – это задача специалистов просмотренного фильма).
Самый перерабатываемый материал в мире (делаем из чугуна).
Без них можно браться «только за ложку или кружку».
«При соприкосновении чугуна с водой или холодными металлами происходит …»
Задание 1. Отгадайте кроссворд. | | | | | | | 2 | | | | | | | | |
7 | | 1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | 1 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | 4 | | | |
| | | 3 | | | 2 | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | 5 | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | 5 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 6 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 2. Из букв, стоящих в жёлтых квадратах кроссворд, составьте слово, которое описывает профессиональную деятельность работников из фильма «По специальности металлург».
Приложение 2
Задание 1. Кроссворд. Ответы.
По вертикали:
Руда
Магнитогорск
Металлургия
Комбинат
Коллектив
По горизонтали:
Доменная
Горновой
Металлург
Чугун
Сталь
Перчатки
Взрыв
| | | | | | | М | | | | | | | | |
В | З | Р | Ы | В | | | А | | | | | | | | |
| | У | | | | | Г | | | | | | | | |
| | Д | О | М | Е | Н | Н | А | Я | | | | | | |
| | А | | | | | И | | | | | | | | |
| | | | | | | Т | | | | | К | | | |
| | | М | | | Г | О | Р | Н | О | В | О | Й | | |
| | | Е | | | | Г | | | | | М | | | |
| | | Т | | | | О | | | | | Б | | | |
М | Е | Т | А | Л | Л | У | Р | Г | | | | И | | К | |
| | | Л | | | | С | | | | | Н | | О | |
| | | Л | | | | К | | | | | А | | Л | |
Ч | У | Г | У | Н | | | | | | | С | Т | А | Л | Ь |
| | | Р | | | | | | | | | | | Е | |
| | | Г | | | | | П | Е | Р | Ч | А | Т | К | И |
| | | И | | | | | | | | | | | Т | |
| | | Я | | | | | | | | | | | И | |
| | | | | | | | | | | | | | В | |
Задание 2. Ответ. Буквы: З, Н, И, Е, В, И, А, Р, П. Слово: призвание.
1 "Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья до 2030 года" (утв. Минпросвещения России 30.12.2022)
2 Понамарёв А. Б. О влиянии «Киноуроков» на ценности школьников //Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6. – №. 1 (19). – С. 18-27.