12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна24100
Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАЧ

В зависимости от того, описывается в задаче жизненная ситуация или нет, математические задачи делятся на сюжетные (текстовые) и бессюжетные

Текстовые задачи, в зависимости от того, во сколько действий решаются, бывают простыми и составными. Простые задачи решаются в одно действие, а составные в два и более действий.

Рассмотрим разные классификации простых задач.

В зависимости от структуры М.И. Моро и А.М. Пышкало выделяют следующие группы простых задач:

Первая группа задач – задачи, направленные на раскрытие конкретного смысла арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Таких задач – 5 видов:

- на нахождение суммы;

- на нахождение остатка;

- на нахождение суммы одинаковых слагаемых;

- на деление по содержанию;

- на деление на равные части.

Вторая группа – задачи, раскрывающие различные отношения между числами. Их 10 видов:

на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, прямая форма;

- на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц косвенная форма;

на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, прямая форма;

на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, косвенная форма;

на разностное сравнение;

на кратное сравнение.

Третья группа – задачи, раскрывающие связи между компонентами и результатами арифметических действий. Сюда входят 6 видов простых задач:

на нахождение неизвестного слагаемого;

на нахождение неизвестного уменьшаемого;

на нахождение неизвестного вычитаемого;

на нахождение неизвестного множителя;

на нахождение неизвестного делимого.

Четвёртая группа - задачи на сравнение.

Для удобства восприятия эти виды задач расположены в таблице (приводится ниже).

Группы задач

Задачи на ус­воение кон­кретного смысла дейст­вий

Задачи на на­хождение неиз­вестных ком­понентов дей­ствий

Задачи на уве­личение (уменьшение) числа на не­сколько единиц (в несколько раз)

Задачи на сравнение

Задачи на сложение

I п. - 5 кн.

? II п. - 4 кн.

(задача на нахожде­ние суммы)

Было – ?

Убрали - 4 кн.

Осталось - 5 кн.

(задача на нахождение неизвестного умень­шаемого по известным вычитаемому и разно­сти)

I полка -14 кн.,

II полка -?, на 2 кн. больше

(Задача на увеличение числа на несколько единиц, прямая форма)

I п. -14 кн., это на 2 кн. меньше

II п. - ?

(Задача на увеличение числа на несколько единиц, косвенная форма)

 

Задачи на вычитание

Было - 9 кн,

Убрали - 4 кн.

Осталось - ?

(Задача на нахожде­ние остатка)

Было – 9 кн.

Убрали - ?

Осталось - 5 кн.

(Задача на нахожде­ние неизвестного вы­читаемого по извест­ным уменьшаемому и разности)

Iп. - 5 кн.

?

II п. - 4 кн.

(задача на нахождение неизвестного слагае­мого по известным сумме и другому сла­гаемому)

I полка - 14 кн,

II полка - ?, на 2 книги меньше

( Задача на уменьшение числа на несколько единиц, прямая форма)

I полка - 14 кн., это на 2 книги больше

II полка - ?

(Задача на уменьшение числа на несколько единиц, косвенная форма)

I п. -14 кн.

на ?

II п. –28кн

 

(Задача на разностное сравнение)

Задачи на умножение

Сколько колес у трех двухколесных велоси­педов?

(Задача на нахожде­ние суммы одинако­вых слагаемых)

Неизвестное число разделили на 5. Полу­чили 3. Найти неиз­вестное число.

(Задача на нахожде­ние неизвестного де­лимого по известным делителю и частному)

I полка -14 кн.

II полка – ?, в 2 раза больше

(Задача на увеличение числа в несколько раз, прямая форма)

1полка - 14 кн., это в 2 раза меньше

II полка - ?

(Задача на увеличение числа в несколько раз, косвенная форма)

 

Задачи на деление

15 морковок разде­лили нескольким кро­ликам по 5 мор­ковок. Сколько кроликов получили морковки?

(Задача на деление по содержанию)

15 морковок разде­лили 3 кроликам по­ровну. По сколько морковок получил каждый кролик? (За­дача на деление на равные части)

Неизвестное число ум­ножили на 5. Получили 15. Найти неизвест­ное число.

(Задача на нахождение неизвестного множи­теля)

Число 15 разделили на неизвестное число и получили 3. Найти не­известное число. ( Задача на нахождение неизвестного дели­теля)

1полка -14 кн.

II полка - ?, в 2 раза меньше

(Задача на уменьшение числа в несколько раз, пря­мая форма)

1полка - 14 кн., это в 2 раза больше

II полка - ?

(Задача на уменьшение числа в несколько раз, кос­венная форма)

Iп. -14 кн.

Во?

IIп. –28кн.

(Задача на кратное сравнение)

Приведенная классификация удобна. Она позволяет выбирать способ решения задачи в зависимости от ее структуры, то есть, характера взаимосвязи между данными и искомыми задачи и на этой основе строго обосновывать выбор решения.

Опубликовано в группе «Контрольные и диагностические работы в начальной школе. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.