Технологическая карта урока математики «Задача. Структура задачи» (1 класс)

2
0
Материал опубликован 6 September 2017 в группе

Учитель: Лысова Александра Александровна, МБОУ «ООШ №26 им.А.С. Пушкина»

Предмет: Математика

Тема: Задача. Структура задачи

Тип урока: открытие нового знания

Создать условия для реализации целей:

Предметные: формирования знания о структуре текстовой задачи; умения различать условие задачи, вопрос; умения правильно оформлять решение задачи; умения составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Метапредметные:

Регулятивные: формирования умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривания последовательности действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Личностные: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Методы: словесный (беседа), практический (работа с заданиями у доски, в рабочей тетради, работа в парах), наглядный (демонстрация, иллюстрация), проблемный.

Средства обучения:

- для учителя: компьютер, проектор, экран, доска, цветной мел.

- для детей: ручка, цветные карандаши, веер чисел, технологическая карта с заданиями.


 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Осуществляемые

Действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1.Мотивационный этап (2 минуты)

Присаживайтесь. Я – Александра Александровна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте, все ли готово у вас к уроку: ручка, карандаш, ластик, цветные карандаши. Девиз урока: Знаний мы откроем двери, ведь учиться нам не лень.

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Узнаванию чего-то нового, открытию нового знания).

- Желаю вам удачи.

Узнают о том, кто проводит урок.

 

Проверяют готовность к уроку.

Самоопределение к деятельности.

Умение самоконтроля.

Приветствуют учителя.

Настрой на рабочий лад, на доброжелательное отношение друг к другу и к учителю.

2. Актуализация опорных знаний (6 минут)

(слайд: картинка взрослый с ребенком играют в шахматы).

- Папа с сыном играли в шахматы. И после очередного хода папа сказал: «Ну, ты меня и озадачил». Что значит «озадачить?» (поставить в трудное положение, заставить задуматься, задать вопрос)

- Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение, выйти из трудной ситуации? (задуматься, принять решение, посоветоваться с кем-нибудь, мысленно наметить план, продумать все возможные ходы, время).

- А полезно ли играть в шахматы? Что развивает эта игра? С кем можно играть в шахматы?

(на слайде шахматное поле) - Что это за поле? В какой игре используется? Какие шахматные фигуры вы знаете?

(На поле пешка стоит на черной клетке, на белых клетках написаны числа: 6, 8, 5,9 и др.)

- Запомните изображение на картинке, запомните расположение пешки. Закройте глаза, представьте, что пешка движется: одна клетка вправо, одна вниз, одна влево. Где оказалась пешка: на белой или на черной клетке? (на белой), кто помнит, какое число было там написано? (6) Покажите на веере чисел, какое число при счете идет после 6, какое число при счете идет перед числом 6?

- Посмотрите на поле: У папы осталось 3 фигуры, а у сына – 4 фигуры. Сколько фигур осталось у папы и сына?

-Можем сразу ответить на вопрос? Почему? Что нужно сделать?

- А можно ли этот текст назвать задачей? Почему? Что такое задача?

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, дополняют, доказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы, опираясь на ранее полученные знания.

Запоминают расположение чисел и место нахождения фигуры на игровом поле.

Установление числа следующего при количественном счете.

Слушают задачу, отвечают на вопросы.

Умение находить закономерность, выделять главное, обобщать, делать выводы, анализировать.

Развитие алгоритмического мышления.

Совершенствование умения количественного счета.

Развитие умения анализировать.

Внимательно слушают вопросы учителя, ответы одноклассников, дополняют, исправляют.

Представляют передвижение фигуры в своем воображении.

Формирование умения контролировать выполнение своей работы товарищей, умение прогнозировать свою деятельность.

Развитие произвольного внимания, умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ, опираясь на полученные ранее знания.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свой ответ, опираясь на полученные ранее знания, анализируют полученную информацию.

Умение логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

Умение логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения.

3.Постановка темы и цели урока (2 минуты)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какие цели вы поставите перед собой? (убедиться, что текст – задача, доказать, что текст является задачей)

Формулируют тему и цель урока.

Умение формулировать цели урока при помощи учителя.

Постановка цели урока.

Умение планировать свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение анализировать.

4.Открытие новых знаний (10 минут)

Физическая разминка

Столько раз, друзья, присели, 
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз, 
Сколько у зайчишки глаз. 
А притопнем столько раз, 
Сколько пальчиков у нас.

-Составьте рассказ по рисунку. (Рисунок на доске: мишка с 6 грибами, белка с 1 грибом)

- Выберите схему к рисунку. (на технологической карте)

- Составьте равенство (на технологической карте) Образец оформления на доске.

- Что мы повторили? (Умение составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенство)

-Послушайте два текста и сравните их:

1. Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов набрали звери?

2.  Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка – звери, потому что их тело покрыто шерстью.

-Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Почему?

- Чем отличается первый текст от второго? (В 1 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить? (Да)

- Значит в задаче должен быть … (вопрос)

- Что такое вопрос задачи?

(Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)

Добавить табличку

«Задача»

«Вопрос»

- Прочитайте, это задача? Сколько грибов собрали девочки? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных) - Значит в задаче, кроме вопроса должно быть … (Условие)

- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

- Прочитай текст: У реки растут 4 осины и 3 липы. Сколько всего берёз растёт у реки? - Это задача? (Нет)

-Почему, ведь есть условие и вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

- Значит, в задаче вопрос связан с условием.

Добавление табличек

«Задача»

«Условие»

«Вопрос»

- Измените вопрос задачи так, чтобы он был подходящим. (Сколько всего деревьев растет у реки?)

- А сколько должно быть условий в задаче? Одно или больше?

- Послушайте: 1)На поляне растут 3 синих цветка. Сколько цветов растет на поляне?

2)На поляне растет 3 синих цветка и 2 красных. Сколько всего растет цветов?

- Какой из текстов является задачей? Почему? Сколько во второй задаче условий? Сделайте вывод. (В задаче должно быть как минимум 2 связанных между собой условия).

Выполняют физические упражнения.

Выбираю схему к рисунку, составляют равенство.

Слушают информацию, обосновывают свою точку зрения.

Находят различия в текстах, стараются определить предметную направленность текстов.

Определяют структурный элемент задачи, в данном случае «вопрос» задачи.

Изменяют вопрос задачи таким образом, чтобы прослеживалась логическая связь между компонентами задачи.

Анализируя информацию, выполняют отдельные упражнения определенное количество раз.

Умение математически грамотно обосновывать свою точку зрения при выборе выражения к предлагаемому рисунку.

Умение определять структурные элементы задачи.

Умение определять структурные элементы задачи.

Умение изменять структурные элементы задачи, чтобы прослеживалась логическая связь между ними.

Внимательно выполняют задание, опираясь на полученные знания.

Внимательно слушают вопросы учителя и ответы одноклассников, дополняют, уточняют.

Внимательно слушают вопросы учителя и ответы одноклассников, дополняют, уточняют.

Сравнивают тексты со структурными элементами задачи, выделяют главное, анализируют, делают вывод.

Развитие произвольного внимания, умения осуществлять контроль и самоконтроль.

Развитие произвольного внимания, умения на слух воспринимать текст задачи, анализировать, выделять главное.

Развитие произвольного внимания, умения на слух воспринимать текст задачи, анализировать, выделять главное.

Умение анализировать делать выводы, сравнивать тексты с целью выявления необходимых признаков.

Отвечают на вопросы учителя, анализируя предлагаемую информацию.

Отвечают на вопросы учителя, используя полученную систему знаний по новой теме.

Отвечают на вопросы учителя, используя полученную систему знаний по новой теме.

Совершенствование грамотной математической речи, развитие умения логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

Совершенствование умения логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать ответы одноклассников, в социально приемлемой форме оспаривать мнение собеседников.

Совершенствование умения логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме, выслушивать ответы одноклассников, в социально приемлемой форме оспаривать мнение собеседников.

5. Применение опорных знаний (6 минут)

- Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит?

(Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию).

Как работать в паре? Вспомним правила.

Зачем мы вспомнили правила работы в парах? На своем листе найдите задание под номером 2. Прочитайте и обсудите, какой рассказ можно назвать задачей:

Сколько тарелок помыл Вова?

Вова помыл 4 тарелки и прочитал 5 книг. Сколько листьев на березе?

Вова помыл 3 больших тарелки и 2 маленьких. Сколько тарелок вымыл Вова?

- Назовите задачу. Расскажите, как вы рассуждали? А вы помогаете родителям по дому? Как? Составим равенство к этой задаче, запишем.

-Послушайте и докажите по схеме, что этот текст является задачей: На кружок ходит 5 учеников. Заболели 3 ученика, сколько ребят пришли заниматься на кружок?

- Это задача? Докажите. Что нужно делать, чтобы не заболеть? Составим равенство к этой задаче, запишем.

Отвечают на вопрос, опираясь на полученные знания, используя схему.

Вспоминают правила работы в парах.

Работают в парах.

Составляют равенство к задаче.

Доказывают свою точку зрения, составляют равенство к задаче.

Умение строить свой ответ используя знаково-символическую опору (схему).

Умение выделять структурные элементы задачи, составлять равенство к задаче.

Внимательно слушают вопросы учителя, ответы одноклассников.

Работают в паре, контролируя свою деятельность и деятельность партнера.

Развитие произвольного внимания.

Развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении поставленной задачи.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в паре, аргументируя свою позицию, договариваясь.

Умение логически грамотно строить свой ответ, используя изученные математические термины.

Умение работать в паре, аргументировано доказывать свою точку зрения.

6.Рефлексия, оценивание (4 минуты)

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какая тема урока была? (Задача)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно)

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

Облако тегов: (я запомнил, что…; мне было интересно узнать, что…; меня удивило…; я бы хотел еще узнать…)

Оценивание:

поляна с цветами (нарисовать на своей технологической карте: зеленый – все усвоил, синий – испытывал затруднения, красный – много ошибок), обсудить, что нужно делать для того, чтобы не ошибаться.

Рефлексия эмоциональная:

сигнальные карты – понравилось/не понравилось

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания, используя для аргументации своих ответов составленную схему о структуре текстовой задачи.

Рефлексия знаний о структуре текстовой задачи с использование изученных математических терминов.

Внимательно слушают вопросы учителя, ответы одноклассников, дополняют, разъясняют, сравнивают достигнутый результат с запланированным, дают адекватную оценку достигнутому результату.

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения соотносить цели со своими действиями в соответствии с поставленной задачей.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения.

Умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, логически грамотно оформлять свои мысли в устной форме, используя изученные математические термины.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации