Классный час
II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
Тема: «Дружба – это…»
Раффа И.В., учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9
Имени Героя Советского Союза А.И.Рыбникова»
2023 год
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 «Б» КЛАССЕ
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №9 им.Рыбникова ст.Темнолесской» - Раффа И.В.
Тема: Дружба –это…
Пояснительная записка
Классный час – это, прежде всего, подход к каждому ученику, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности в соответствии с реализацией ФГОС.
Тема классного часа «Дружба – это…»в форме духовного и нравственного урока с участием учащихся 2 «Б» класса, 8-9 лет. Этот классный час посвящён проблемам взаимоотношений обучающихся в классе, предотвращению возможных конфликтов между обучающимися класса.
Цель: Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг.
Создание условий для формирования ценностных ориентиров младших школьников через ключевые понятия темы «Дружба»
Задачи:
1.дать понятие настоящей бескорыстной дружбы, понятие «настоящий друг»;
2.формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
3.воспитывать культуру общения, коммуникативные умения;
4.учить рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
5.содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива.
6.организовать взаимодействие: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родитель.
7.помочь спроектировать Законы дружбы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-формирование личностного смысла дружбы
-формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель урока;
выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности;
оценивать правильность выполнения действий .
Познавательные УУД:
отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление;
соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары, группы.
Коммуникативные УУД:
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог,
-владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
научатся: понимать смысл слова «дружба».
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий.
Основные виды деятельности: игровая , творческая, коммуникативная (диалог).
Организационные формы деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
для учителя: автоматизированное место учителя
Методическое и дидактическое обеспечение:
Плакат-стихотворение о дружбе, стихотворение А.Барто «Требуется друг!»
для организации работы в группах: лепестки цветка из бумаги, карточки со словами- качества друга.
Для работы в парах: бумажные цветочки.
для обучающихся: пословицы, ладошки, цветные кружочки.
План классного часа
1.Подготовительный этап: самоопределение к деятельности, социологический опрос.
2.Мотивационно-целевой этап: целеполагание.
3.Содержательный этап: актуализация знаний учащихся по теме «Дружба».
4.Организационно-деятельностный этап:
парная работа –понятие о дружбе, , групповая работа- определение качеств настоящего друга, сбор пословиц и обсуждение смысла, игра.
5.Оценочно-аналитический этап: первичное закрепление во внешней речи понятия «дружба» и качеств друга, проектирование Законов дружбы.
6.Рефлексия: разноцветные кружочки, ладошки.
Сценарий классного часа на тему: «Дружба – это…»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь ,пожелайте друг другу удачи и приготовьтесь слушать. Я желаю каждому из вас стать успешным.
2. Вступительное слово учителя.
-Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа.
Я хочу вам прочитать стихотворение:
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой – жизнь весной полна.
3. Введение в тему.
– Как вы думаете,о чем будем говорить?
-Вы правы. Сегодня речь у нас пойдет о дружбе между людьми, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как хранить дружбу и соблюдать законы дружбы.
- Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете мне помогать.
-Для того, чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба. Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба это… Попробуйте закончить данное высказывание.
Работа над понятием «дружба».
Дети отвечают :
«Дружба – это …»
Работа в парах:
- Молодцы, я предлагаю вам записать свои мысли на мини-цветочках. У вас на столах лежит цветок, посоветуйтесь со своим соседом по парте и запишите коротко, что такое дружба. Мы прикрепим на доску ваши цветочки.
Все, что вы сказали о дружбе, верно. Но я хочу вам прочитать что такое дружба.
Владимир Иванович Даль( русский писатель, ученый, составитель «Толлкового словаря живого великорусского языка») в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
-Зачем дружба нужна людям?
4. Создание проблемной ситуации. Беседа по прочитанному стихотворению.
– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
- Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?
- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?
- Почему героине так трудно было найти друга?
- Почему так долго не удавалось ей найти подружку?
- Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?
. А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина, Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?
- Конечно, дружбы не бывает без друзей . А как по вашему, кто такой друг?
- (Ответы детей).
-из Толкового словаря С. И. Ожегова
ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
- Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос? Сейчас вы попробуете на него ответить. Какими качествами вы наполните душу человека, настоящего друга? Вам предстоит выполнить следующее задание.
5. Работа в группах
Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.Запишите их на лепесточках.
(Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость,
зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.)
- Какие качества вы выбрали? Почему?
Ответы детей: скромность, общительность, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту. Потому что это хорошие качества друга
- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?
Украсим наш цветок, прикрепим на доску лепестки.
- Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. На доске прикреплены пословицы, начало и конец. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.
«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
«Дерево держится корнями, а человек – друзьями». Дружба крепка только в том случае, если друзья преданные и верные.
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поговорить откровенно, не у кого попросить о помощи, и самому некому помочь.
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
Законы дружбы
-Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг»
Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы.
Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.
Работа в группах: обсуждение правил дружбы.
- Вы замечательно справились с работой. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.
Я хочу вам подарить маленькие памятки-Законы дружбы, чтобы всегда были хорошими и верными друзьями.
Законы дружбы (звучит песня)
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
6. Итог занятия
Игра «Рука дружбы»
У вас на столах лежат ладошки, напишите каждый своё имя. На пальчиках можно написать свои достоинства и хорошие качества.
- Прикрепляем руки на доску. Сделаем хоровод – дружбы.
- Мы все протянули руку дружбы друг другу. Составили хоровод дружбы.
Классный час подходит к концу. Мне кажется, что у нас получился замечательный разговор.
Так, что такое дружба?
Надеюсь, что всё, о чем мы сегодня с вами говорили, поможет вам найти или сохранить дружбу.
7. Рефлексия.
- Давайте подведём итог , как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.
- у вас есть у каждого смайлики, поднимайте свой смайлик:
было сегодня интересно; ,
вы были активны;
тема разговора для вас была важна;
вам сегодня понравилось работать.
Оценить каждое из утверждений вам поможет цвет.
зелёный – да; желтый- иногда ; красный – нет.
- Оцените мои утверждения. (Дети поднимают вверх карточку с выбранным цветом по каждому параметру.
- Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу хорошие и добрые слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»