Классный час «Знатоки природы» (1–4 классы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Становская средняя общеобразовательная школа»
Разработала:
Леонова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Учитель:
Добрый день, дорогие друзья!
Этой встрече рада я!
- Сегодня у нас необычный классный час. Будет игра. Игра не простая, будем учиться играя.
Дети. А чему учиться? Математике?
Учитель. Нет!
Дети. Так грамматике?
Учитель. Нет!
Дети. Может чтению?
Учитель. Нет!
Дети. А чему же? Неизвестно?
Учитель. Неизвестно! Интересно?
Дети. Интересно!
Учитель: Ну, так слушайте рассказ:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут водители: «Где наш гараж?»
Мечутся жители: «Где наш этаж?»
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли, точно,
Где ты живёшь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
(Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, квартиры, название улицы, города, в котором они живут, в какой стране)
Учитель: Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом.
(Учитель демонстрирует величие природы на экране)
Учитель: Целый день солнце освещает и обогревает Землю. ( Слайд №1).
А к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и, наконец, скрывается из виду. (Слайд№2).
Небо темнеет, (Слайд№3)
появляются звезды — наступает ночь. (Слайд №4).
В том, что угасает день и наступает ночь, непосредственно участвует наша планета Земля.
А всё-таки, какая необыкновенная эта планета - Земля! Как удивителен мир природы... (Слайд№5) Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. Планета Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, поднимаются высокие горы и шумят зеленые леса.
-Ребята, а вы хотите жить на такой Планете?
-А что нужно делать, чтобы она оставалась такой прекрасной? (Ответы детей). Правильно: беречь и хранить!
Дети читают стихи:
1
- На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
2
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
3
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
4
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
-А какие правила поведения в природе вы знаете? (Ответы детей)
Игра «Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)
- Вот вам на память о нашем классном часе буклет, читайте его и не забывайте о том, как нужно вести себя в лесу, у реки, на поле.
Учитель: Сейчас я проверю, какие вы знатоки природы.
Отправляемся в мир животных
(Слайд №6)
Дети выполняют интерактивный тест (Слайд №7) «Угадай, чей голос»
Учитель: Отправляемся в мир насекомых. (Слайд№8)
(Дети отгадывают загадки)
Загадки
Я цветок сорвать хотел, но цветочек улетел.
Ответ: Бабочка
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её...
Ответ: Пчела
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
Ответ: Муха
В поле я над белой кашкой
Вдруг заметила ромашку.
Я сорвать её хотела,
А ромашка улетела.
Ответ: Бабочка
Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Ответ: Муравьи
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Ответ: Жук
Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
Ответ: Осы
Мир птиц
Учитель: Удивительные творения природы – птицы! Они радуют нас своей подвижностью, голосом, оперением. Давайте вспомним, какие бывают птицы.
(Слайд №9)
Вопросы:
■Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
■Какая птица не вьёт гнездо? (кукушка)
■Какая птица не спит ночами? (сова)
■Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)
■У какой птицы дом на скале? (орел)
■У какой птицы любимое лакомство лягушки? (цапля)
■ Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)
■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)
■ Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)
■ Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
■ Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)
■ Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
Учитель:
Шел я по лесу с корзиной,
Гриб увидел под осинкой,
Подосиновик! Ура!
Я тебя искал с утра.
Под березу глянул тоже –
Подберезовик пригожий!
С тёмной шляпкой набекрень
Я искал тебя весь день!
Сколько рыжиков под ёлкой!
Только рвать их очень колко.
Лучше к дубу напрямик,
Там уж точно боровик.
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
-Ребята, а куда сейчас мы отправимся?
Мир грибов
- Вы знаете, что грибы бывают ядовитые и съедобные. А какие это грибы? Прежде, чем выполнить задание, давайте ещё вспомним, какие ядовитые грибы существуют и запомним, что собирать такие грибы нельзя! (Видеофильм о ядовитых грибах) Слайд № 10
-А сейчас проверим, какие съедобные грибы вы знаете.
(Дети выполняют интерактивный тест «Грибы»
Слайд № 11
Мир растений
Игра «Назови растение»
(Дети по очереди бросают мяч и называют растение»
Рефлексия
Учитель передает детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот хрустальный земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».