12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Светлана168
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут
Материал размещён в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»

Технологическая карта классного часа по теме: «Что такое настоящая  дружба?»

Педагог: Николаева Светлана Анатольевна.

Класс: 9

Тема: «Что такое настоящая дружба?»

Цель: расширение представления учащихся о дружбе

Задачи:

-раскрыть и обсудить с уч-ся феномен дружбы; определить условия, влияющие на возникновение дружбы и ее сохранения на долгие годы ;найти отличия настоящей дружбы от товарищества и приятельства.

-создавать условия для развития мышления,памяти,анализа,сравнения,обобщения.

-способствовать воспитанию культуры общения,дружеских взаимоотношений;созданию благоприятного психологического микроклимата в группе.

УУД:

Личностные:

самостоятельно определять и выражать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения; умение делать выбор

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний и умений; добывать новые знания: находить необходимую информацию из беседы учителя

Регулятивные:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться, совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этапы

Содержание

Действия учеников

1.

Орг. момент

 

-Здравствуйте ,ребята .Меня зовут Светлана Анатольевна и этот час я проведу с вами.

Как мы знаем человек – существо социальное. Нам трудно себя представить вне общества. Еще с пеленок у нас начинается общение, сначала с мамой, папой, близкими родственниками. Потом, став постарше придя в детский сад, а потом и в школу мы общаемся со сверстниками и взрослыми. Нас объединяет игра, учеба, совместное времяпровождение. Мы нуждаемся и ищем общение. Но в подростковом возрасте мы уже хотим общаться не со всеми подряд, у нас появляется потребность в дружеском, интимном общении.

Все вы наверняка знаете, такое выражение «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты». Обратите внимание: не про родителей спрашивают, не про любимого человека. Про друга.

Слушают учителя.

2. Мотивация

 

 

3.Формул

Т и з.

 

 

 

 

 

 

 

4Ак-туализац

 

Слайд

 

Слайд

 

 

 

 

 

5.Формир.

нов

знан

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Физку-льтминут-ка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлек-сия.

-А сейчас я предлагаю прослушать фрагмент песни В .Высоцкого «Песня про друга» из фильма «Вертикаль» режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова на тему альпинизма .Премьера

фильма состоялась в июле 1967 года. Скажите, о ком говорится в ней?

 

 

 

-Значит, о чем мы будем с вами говорить ?

-А какой бывает дружба?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

-А какие вопросы будем раскрывать?

-Конечно у каждого у нас свое представление о том, что такое дружба и настоящий друг. Трудно себе вообразить человека, который не стремился бы обрести искреннего, отзывчивого друга.

И для начала давайте попробуем составить кластер, что же такое дружба.

1.Дружба

- взаимная привязанность двух и более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. (В. И.Даль). То есть

-это отношения основанные на взаимном доверии и общности интересов

- Ребята, давайте вспомним пословицы о дружбе..

Без друга в жизни туго.

Друг познается в беде.

Друга ищи, а найдешь, береги.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга – ищи,.а нашел - береги.

Один за всех и все за одного.

Человек без друзей что дерево без корней.

Дружба – как стекло разобьешь – не сложишь.

.Без друга на душе вьюга.

.Лучше друг верный, чем камень драгоценный

-Есть ли у вас друг?

-Это настоящий друг?

-Ребята, а друг, товарищ и приятель- это одно и то же или это разные понятия?

-Друг-человек , связанный с кем-то близкими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.

- Товарищ-человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности ,по условиям жизни ,а также человек, дружески расположенный к кому- нибудь

-Приятель-приятный,(приять), пробуждает в нем приязнь.(Даль)

-близкий и дружески расположенный знакомый

(Ожегов)

 

- Мы видим, что эти слова имеют похожие значения, но отличаются оттенками.

Дружба – одно из самых сильных и важных человеческих чувств. Потребность в друге, вероятно, самая важная потребность подростков. Человеку нужно чувствовать, что он не одинок, что он нужен кому-то, что кто-то понимает тебя и разделяет твои переживания, ценит тебя таким, каков ты есть.

- Но почему так трудно найти настоящего друга?

-Что нужно, чтобы возникла дружба?

  Чтобы найти себе хорошего друга, тебе, по советам психологов, нужно соблюдать несколько не таких уж и сложных советов.

Близость по территории Практически все обретают друзей в среде одноклассников, коллег или соседей.

Схожесть интересов. Дружба достаточно часто основывается на том, что люди имеют похожие интересы. Однако это не значит, что они должны полностью совпадать. Большинство социологов также сюда относят и похожее социальное положение, считая, что люди, принадлежащие к одному социальному кругу, могут гораздо легче найти общий язык.

Друзья всегда взаимодействуют друг с другом, так как это способно в значительной степени сблизить людей. Именно через взаимодействие люди лучше узнают вкусы и особенности других

С друзьями принято делиться какой-нибудь личной информацией. Без самораскрытия дружить могли бы только коллеги по работе. Для успешной дружбы немаловажен не только сам факт передачи личной информации, но и эмоциональность, с которой эта информация передается.
-Так как же сохранить это  чувство дружбы?

Никогда не врать! Не врать о доходах, о потерях, о чувствах.

Не скрытничать! Обязательно делиться радостями, страхами, неудачами.

Не завидовать. Чаще всего друзьями становятся люди из одного круга общения — так или иначе. Может быть, с небольшой разницей в доходах. Но все может измениться. Кто-то богатеет, кто-то остается на том же месте. Зависть разрушает дружбу.

Не вмешиваться во внутри семейные разборки со своими советами. Дела семьи, дела мужа и жены, воспитание ребенка — касается только членов семьи.

Иметь свое мнение и высказывать его. Не доказывать, просто предложить еще один вариант размышлений. Все равно у каждого жизнь своя и ответственность своя. Дружить не означает согласно кивать и мило улыбаться, дружить значит быть честным.

Учиться у своих друзей. Что может быть лучше, чем в доброжелательной атмосфере попросить подругу научить потрошить рыбу или максимально эффективно складывать вещи в шкаф?

Вместе расти и развиваться. Каждый может идти в своем индивидуальном направлении, но именно идти, не стоять на месте. И тогда ваша дружба будет приобретать новые грани, у вас появятся новые темы для общения. Старый друг не станет обузой, общение с ним не будет в тягость.

Еще есть мелочи, которые очень укрепляют дружбу:

-делать маленькие подарки друг другу — всегда согревает душу, ведь подарено с любовью и заботой;

-всегда отдавать долги — я считаю, что без денежных отношений не может быть построено дружбы — нужно помогать и просить помощи — у кого как не у друзей. Но долг отдавать всегда!

-создавать традиции — обмениваться подарками на новый год, встречаться девочками на 8 марта, всем собираться на очередные торжества-свадьбы, дни рождения;

-ходить  в гости и приглашать к себе;

-помнить имя и отчество родителей, интересоваться делами сестры, братьев;

поздравлять с днем рождения не только своего друга, но и всех членов его семьи, помнить дате свадьбы и ближайших важных событиях;

-всегда брать трубку или перезванивать.

-. Берегите своих друзей! С годами их не становится больше.

  -А кроме этих факторов, влияют ли особенности характера, темперамента на построение дружеских отношений?

-Выделят 3 типа людей: интроверты, экстраверты и амбиверты.

-Экстраверт-это

ориентирован на внешний мир, раскрыт происходящим событиям;

активен, инициативен, склонен к риску;

открыто высказывает свое мнение;

контактен, легко знакомится и так же легко расстается с людьми;

-Интроверт-это

ориентирован на свой внутренний мир и свои впечатления от внешних факторов;

часто с трудом входит в новые контакты, поэтому имеет узкий круг друзей;

стремится к тишине, старается защититься от обилия новой информации;

внешне спокоен, выглядит задумчивым, как правило, молчалив;

обычно не любит неожиданностей; хорошо работает в одиночку.

-Амбиверт-

слово «амби» переводится с латыни как «оба», что отражает главную характеристику амбиверта – это человек, который в зависимости от ситуации проявляет черты как интроверта, так и экстраверта.

 

-У кого будет больше друзей у экстраверта или у интроверта? ---Почему?

-Как влияет тип темперамента на общение и на дружеские отношения?

-Давайте, попробуем определить кто мы? Для этого ответьте на вопросы теста

Как видим мы все разные и исходя из своих 

особенностей мы по-разному строим свое общение с друзьями, кто-то нуждается в общении с большим количеством людей, а кому-то хватит и одного, двух друзей

. И как мы уже говорили, потребность в дружбе есть у каждого человека.

 

-Молодцы, Мы хорошо поработали,а теперь давайте отдохнем.

Проведем физкультминутку, но тематическую.

 

- Я зачитываю вам качества человека, а вы хлопком определяете те, которые хотели бы видеть в своем друге. Топаем ,если не желали видеть

-Добрый, злой глупый умный неряшливый аккуратный правдивый хитрый грубый вежливый любознательный любопытный находчивый плаксивый веселый жадный щедрый драчливый уравновешенный верный.

-Молодцы.

-А теперь давайте посмотрим: могут ли руки подружиться?

Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

-Пожмите дружески руки друг другу. Что вы чувствуете?

-Молодцы.

-У вас на столах даны ситуации. Давайте разберем их.

1. ситуация.

Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе ,мотивируя отказ тем. что еще сам не готов к экзамену.Как поступили бы вы на месте героев?

2 ситуация.

Когда со мной случилось горе,

Подняться не хватило сил,

Рук подоспевшее подспорье

Всегда в друзьях я находил.

А в счастье было тяжело-

Друзья стояли в стороне,

Завидуя и сожалея, что помогли когда-то мне.

А. Дементьев.

Могут ли друзья познаваться в радости?

3 ситуация.

Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина и попробуйте ответить на вопросы: Для чего человеку нужен друг? Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом ,но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся ори потому же :ведь если один на минуточку отлучиться. Другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры и не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.( Ф. Кривин).

Вывод:

Мы видим, что дружба проходит испытание не только горем , ро и радостью .Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.-

Мне бы хотелось познакомить вас с правилами дружбы.

 

Правила дружбы

1. Доверять другу.

2. Делиться новостями, успехами и неудачами.

3. Уметь хранить чужие секреты.

4. Радоваться вместе с другом его успехам.

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.

7. Защищать друга.

8. Не критиковать друга в присутствии других людей.

9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.

10. Всегда выполнять свои обещания.

«Дерево дружбы»

-Ребята, мы с вами хорошо провели время и сказали, что друзей надо уметь не только приобретать, но и дружбу сохранять на долгие годы.

И вот сейчас мне бы хотелось, чтобы вы приклеили к дереву :

 

Фрукты, если наш час был познавателен и для себя вы приобрели нужное;

Цветочки, если еще остались нерешенные вопросы.

Листик, если вы остались недовольны.

-Я рада, что у нас время прошло не зря и мы теперь знаем, что дружбу надо сохранять на долгие годы

 

 

Звучит песня.

Ответы детей

 

-Говорится о том,что надо проверить друга, прежде чем доверять ему

 

-о дружбе

 

-Что такое настоящая дружба.

-дадим определение слова

-расширим представление о дружбе

-посмотрим , как найти друзе

-как сохранить дружбу на долгое время

 

 

 

Составляют кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-каждая группа зачитывает свои варианты.

-потребность в общении, симпатия, общие интересы, доверие, взаимопонимание

 

-да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

экстраверта

Он более общителен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопа

ют

Топают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.

 

 

-Истинная дружба проходит испытания не только горем, но и радостью .Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Друг нужен, чтобы помочь. Если нужно поддержать.

 

Опубликовано в группе «МОУ СОШ № 2 п.Карымское»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.