Классный час в 6 «а» классе на тему «Что такое дружба?»
(Подготовлен учителем английского языка Беловой Светланой Сергеевной)
Цель: Содействие сплочению обучающихся в классе.
Задачи:
научить умению дифференцировать близкие по смыслу понятия как «друг», «приятель», «товарищ»;
совершенствовать развитие коммуникативных, творческих и дискуссионных навыков обучающихся 6 класса;
Способствовать воспитанию дружеских отношений между обучающимися 6 класса.
Данная методическая разработка классного часа проводилась с использованием информационных технологий.
Подготовительная работа: подбoр литературы, предварительное анкетирование обучающихся,подготовка заданий для учащихся, консультации по подготовке к классному часу по данной теме; подготовка и распечатка раздаточного материала, фишки трех разных цветов.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры и цветные карандаши, пакеты с рабочим материалом; ноутбук, презентация в формате Powerpoint.
Ход проведения классного часа.
(На доске написаны цитаты)
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.» Марк Твен
«Друг - человек, который знает о нас все и тем не менее любит нас.»
Элберт Хаббард
«Любовь может быть неразделенной. Дружба - никогда.»
Януш Вишневский
1.Вступительная часть.
Классный руководитель: Добрый день,ребята. Посмотрите на доску, пожалуйста. Здесь вашему вниманию представлены высказывания известных личностей.(дети читают вслух высказывания).Давайте послушаем мелодичную музыку и встанем все в круг. Улыбнитесь друг
Другу,пожалуйста. Ребятам раздаются цветные фишки, и ученики
делятся на группы в зависимости от того, какой цвет фишки им достался
( учитель обращает внимание учеников на эпиграфы)
Ребята, как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем классном часе? Верно.
Сегодня, мы будем беседовать о дружбе и не оставим без внимания такие вопросы:
- Что вы понимаете под словом «дружба»?
- Кто такой друг,приятель,товарищ? В чем сходства и различия между этими понятиями?
- Каков смысл слова «дружить»?
- Существует ли какие-то законы или правила дружбы?
Всегда и у все придавали огромное значение дружбе и верности.
Наверно,нет такого народа, у которого не было бы сказов, былин, пословиц и поговорок о преданности и дружбе. В дружной работе, во взаимопомощи и помощи ближнему своему люди видели великую мощь. Давайте сегодня мы с вами постараемся вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Я буду читать начало таких пословиц,а вы должны их продолжить.
1.Все за одного, а один за … (всех)
2.Друзья прямые — (что братья родные)
3.Семеро одного … (не ждут)
4.Один в поле не … (воин)
5.Старый друг лучше … (новых двух)
6.Не мил и свет….. (когда друга нет)
7.Нет друга, так ищи, а нашёл … (береги)
8.Для друга семь верст….. (не околица)
Молодцы вы, ребята, видите, как много пословиц люди слагали о дружбе, и это всего лишь некоторые из них.
2. Работа в группах.
- Игра-ассоциации (звучит песня «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету»)
- Задание№1:Запишите на листке бумаги слова и словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом «Дружба» (предполагаемые ответы детей: друг, доверие, близкие отношения, совместные интересы т.д)
- Задание№2 ( пакет с заданиями №1) ( Социоконструкция и социализация): прочитайте поговорки о дружбе и объясните их смысл, записав ответы на бумаге.
1. Недруг поддакивает, а друг спорит.
(только настоящий друг способен сказать правду в глаза, так как желает только хорошего).
2. Сам умирай, а друга выручай. (ради друга можно и жизнью пожертвовать,а не бросить его в трудную минуту)
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
(когда человек во всём с тобой соглашается, то ему всё равно, каков ты. Настоящий друг всегда и везде придет на подмогу).
4. Нет друга—ищи, а нашел—береги. (настоящей дружбой необходимо дорожить, ведь настоящих друзей у человека не так уж и много бывает).
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
(разбитое стекло уже не склеишь. Если причинишь другу боль, то можешь потерять его насовсем)..
6. Не изведан - друг; а изведан - два. (Друг, который выручил и не бросил в беде, даже лучше чем друг, а то и два).
Классный. руководитель: Они люди умеют замечать в своих близких исключительно положительные качества, а другие видят только негативные стороны. О том,что такое настоящая дружба, можно прочесть в стихотворении Марины Лобанок.
«От сердца к сердцу вьется нить –
Она прочнее лишь с годами,
Ее ни сжечь, ни разрубить,
Ни взвесить точными весами.
Мы бережно ее храним,
Порой слегка приукрашаем
Воображением своим,
Но держим и не отпускаем.
И стоит имя лишь назвать,
Она тотчас же отзовется,
Чтоб тотчас снова поддержать,
Ведь нить та Дружбою зовется.»
Лобанок Марина для http://otebe.info/
- Задание№3 ( пакет с заданиями №2) Давайте попробуем разобрать следующие ситуации.
Первая группа учеников: (первая ситуация). Субботним вечерком, когда по телевизору должна транслироваться необычайно интересная передача быть очень интересная передача, мне звонит Сева и уговаривает помочь ему решить задачки по алгебре.. И, можете себе представить, я ведь ждал эту телепередачу целых две недели и очень хотел посмотреть её! Но я решил, что Севе я должен помочь, ведь он —мой лучший друг. И я изменил своему любимому занятию ради помощи другу. Но, несмотря на все это, я смог заметить, как сильно Сева был мне благодарен за все то, что я для него сделал. Я также считаю, что если бы мне нужна была помощь, то он не задумываясь сразу бы мне помог. А как бы вы поступили, оказавшись на моем месте? (Разбор первой ситуации.)
Вторая группа учеников: (вторая ситуация). Когда мы готовились к выступлению к Дню Защитника Отечества, то все ребята класса хотели выступать в сценке. Я сказала, что будет лучше, если в этот раз в сценке будут участвовать те, кто раньше в таком выступлении не участвовал. Петя заявил, что лучше поручить главные роли в сценке тем, кто сможет хорошо сыграть их. Наш классный руководитель предложила нам тянуть жребий. Но я то точно была уверена в том, что Миша хотел получить в нашей сценке главную роль, хоть ранее в подобных выступлениях вовсе не принимал участия. Мы решили тянуть жребий, как и предложила нам наш классный руководитель. Главная роль в сценке досталась Пете. Увидев все это, я стала уговаривать Петю уступить эту роль Мише, но Петя отказал мне в моей просьбе. Я поняла, что Миша расстроился, но ни чем помочь ему, к сожалению, не смогла. А что вы бы сделали на месте Петра и моем месте? (Разбор второй ситуации.)
Третья группа учеников:(третья ситуация). Однажды мы с приятелем шли из магазина. Я нес полный пакет с сахарным песком, а у Максима в руках была сумка с фруктами. Он нечаянно задел ногой мой пакет с песком, порвав его. Песок рассыпался по дороге. Максим стал хохотать, а я растерялся и не знал, что дальше делать. Было очень неприятно, что друг причинил мне столько неприятностей. Что бы вы сделали на моем месте Максима? (Разбор третьей ситуации.)
Классный руководитель. Бывает, происходит всякое в жизни, и у всех людей разные взгляды на ситуации, но всегда бывает самым главным то, какое решение вы принимаете в той или иной ситуации, когда вы думаете, что является самым необходимым для ваших друзей. Всегда важно искреннее, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга. Даже великий философ Сократ рассуждал так: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
Задание №4
Что же такое дружба в по вашему мнению? (Предполагаемый ответ: это очень близкие отношения, фундаментом которых является взаимопомощь и понимание)
Классный руководитель: С.И. Ожегов в своем знаменитом “Толковом словаре” дает следующее определение дружбе: «Дружба –близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
На первое место известный лингвист поставил близкие отношения. К примеру, ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе выгоду приносил, а потому, что ты близок ему по духу, ты доверяешь ему, и у вас с ним есть общие интересы. Интересен тебе может быть и его внутренний мир. Есть, безусловно, и такие люди, которые выбирают себе друга, с которым выгодно дружить. Например, человек красиво и дорого одевается – буду с ним общаться. В других случаях – не буду. У таких людей вряд ли когда будут настоящие друзья. Следует отметить, что без друзей любой человек не может быть счастлив и будет чувствовать себя опустошенно, одиноко.
Бывает, что для того чтобы сохранить дружеские отношения нужно пожертвовать своими интересами. Если дружба для тебя по-настоящему имеет важное значение, то ты сделаешь это, не раздумывая.
Рассуждая о дружбе, нельзя не упомянуть и порядочность. Порядочность имеет огромное значение в жизни человека. Заступиться за младшего, который нуждается в защите, ступить место в транспорте, прийти на подмогу пожилому человеку – все это проявления настоящей порядочности. Ведь только у хорошо воспитанного и порядочного человека могут быть надежные друзья. А сейчас
послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Баллада о друге».
Ученик.
Когда я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-
Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого щуплого Лешку -
Парнишку-наладчика с "Красной Розы"...
Дом два по Зубовскому проезду
Стоял без лепок и пышных фасадов,
И ради того, что студент Асадов
В нем жил, управдом не белил подъездов.
Ну что же - студент небольшая сошка,
Тут бог жилищный не ошибался.
Но вот для тщедушного рыжего Лешки
Я бы, наверное, постарался!
Под самой крышей, над всеми нами
Жил летчик с нелегкой судьбой своей,
С парализованными ногами,
Влюбленный в небо и голубей.
Они ему были дороже хлеба,
Всего вероятнее, потому,
Что были связными меж ним и небом
И синь высоты приносили ему.
А в доме напротив, окошко в окошко,
Меж теткой и кучей рыбацких снастей
Жил его друг - конопатый Лешка,
Красневший при девушках до ушей.
А те, на "Розе", народ языкатый.
Окружат в столовке его порой:
- Алешка, ты что же еще неженатый? -
Тот вспыхнет сразу алей заката
И брякнет: - Боюсь еще... молодой...
Шутки как шутки, и парень как парень,
Пройди - и не вспомнится никогда.
И все-таки как я ему благодарен
За что-то светлое навсегда!
Каждое утро перед работой
Он к другу бежал на его этаж,
Входил и шутя козырял пилоту:
- Лифт подан. Пожалте дышать на пляж!..
А лифта-то в доме как раз и не было. ...
Задание №5
Классный руководитель:
- Часто мы можем услышать подобную фразу: «У меня куча друзей». Так
ли бывает все это в реальности?
(…)
Предполагаемые ответы учащихся:
- Вероятнее всего, это не друзья, а приятели, с которыми весело проводить свободное время. А друзей не может быть очень много, особенно лучших друзей. Преданных друзей не так то просто встретить.
- С приятелем весело на дискотеке, например. С ними можно пошутить, поплясать, обменяться последними новостями. Но секреты личные можно доверить только подруге или другу.
Соедините понятие и определение:
Тот, с кем мы просто здороваемся на улице, в подьезде… товарищ
Тот, с кем мы время от времени обсуждаем какие-либо события… знакомый
Тот, с кем за 6 лет съеден пуд соли… друг
Тот, которому вы доверяете свои заветные секреты, с которым делите успехи и несчастья… приятель
Классный руководитель: Действительно, дружба – это бесценный дар, который дан человеку. Поэтому каждому из нас не только нужно ценить и беречь своих настоящих друзей, но и самим быть хорошими и верными друзьями. А теперь послушайте притчу о дружбе:
Однажды два друга долго шли по лесу и заблудились.
Как-то раз они решили поспорить, и один из них со злости дал пощёчину другу. Его друг, стал чувствовать боль, но так ничего и не вымолвил.
Ничего не сказав, он вырезал на дереве слова: «Сегодня мой самый верный и лучший друг дал мне пощёчину».
Они пошли дальше, и через несколько дней на одного из друзей, который дал пощечину, напал волк. Но друг его спас, зарезав волка ножом.
Когда он пришёл в чувства, то решил высечь на камне слова: «Только что мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый друг спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты высек на дереве, а теперь ты пишешь на камне. Почему так происходит?
И друг ему объяснил это так:
– Когда кто-то нас обидит, мы должны написать это на дереве или песке, чтобы время, огонь, вода могли эти надписи и обиды уничтожить, стереть. Но когда кто-то совершает что-то полезное, хорошее, мы должны высечь это на камне навечно, чтобы ничто на свете не могло бы стереть это.
Надо научиться писать обиды на песке и высекать приятные жизненные моменты на камне. Оставь чуть-чуть времени для жизни! И тогда тебе будет жить легко и светло...
Беседа:
– Ребята, как вы думаете, о чем эта притча, чему она может нас всех научить?
– На самом деле, ребята, необходимо уметь прощать плохое, помнить только лишь хорошее, что совершил для вас ваш друг.
Задание №6 ( пакет с заданиями №3)
Классный руководитель: Стоит добавить, что дружба является не только великий даром, но и огромным непомерным трудом. Ведь можно с трудом хорошего друга найти, но очень легко его потерять. В многочисленных русских пословицах включены мудрые советы, как сохранить дружбу. На доске написаны четыре русские пословицы
Задание: прочитайте ситуации и подберите пословицу, которая подходит к каждой из них, опишите свои действия в подобных ситуациях.
Ситуация первая:
Вы пришли домой из танцевального кружка и падаете с ног от усталости. Но звонит по телефону ваш друг и просит вас ему помочь: ему нужно отнести ноутбук в ремонт. ( Ответ: нужно помочь другу и сказать ему: «Друга иметь – себя не жалеть»)
Ситуация вторая:
Вы играли в волейбол во дворе. Ваш друг упал и повредил ногу. (От Ответ: нужно довести друга до дома, вызвать скорую помощь и сказать: «Друг познается в беде»
Ситуация третья:
Ваш друг поступил плохо с вами, неуважительно , но потом решил возобновить вашу дружбу, подарив вам ценный подарок. ( Подарок не возьму и скажу ему «Дружбу на деньги не купишь». К четвертой пословице придумайте ситуацию самостоятельно «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»
Задание №7 ( пакет с заданиями №4)
«Какие личностные качества должны быть у настоящего друга?»
А сейчас поиграем в игру «Цветочек». На лепестках этого прекрасного цветка вы напишете слова. Но не просто слова, а напишите на каждом лепестке по одному очень важному, по вашему мнению, качеству, без которого дружба существовать не может. (Каждой группе учеников раздаётся по пять лепестков, ребята пишут, а затем прикрепляют свои лепестки на доске с помощью магнитов). Затем все вместе, используя «цветок», вновь отвечают на вопрос «Какие качества должны быть у настоящего друга?»
Преданный, заботливый, чуткий, терпеливый, надежный, справедливый, верный, честный, воспитанный и т.д.
Заключительная часть классного часа:
Классный руководитель: Ребята, я желаю всем вам иметь верных и преданных друзей, которые протянут вам руку помощи в трудную минуту.
(Звучит песня «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету»)
Иванова Ольга Николаевна
Солодова Нина Михайловна
Ватолина Светлана Анатольевна