Классный час на тему «Что такое дружба?»

25
3
Материал опубликован 21 September 2018 в группе
Классный час в 6 «а» классе на тему «Что такое дружба?»
(Подготовлен учителем английского языка Беловой Светланой Сергеевной)
 
 Цель: Содействие сплочению обучающихся в классе.
 
Задачи:
 
научить умению дифференцировать близкие по смыслу понятия как «друг», «приятель», «товарищ»;
совершенствовать развитие коммуникативных, творческих и дискуссионных навыков обучающихся 6 класса;
Способствовать воспитанию дружеских отношений между обучающимися 6 класса.
 
Данная методическая разработка классного часа проводилась с использованием информационных технологий.
Подготовительная работа: подбoр литературы, предварительное анкетирование обучающихся,подготовка заданий для учащихся, консультации по подготовке к классному часу по данной теме; подготовка и распечатка раздаточного материала,  фишки трех разных цветов.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры и цветные карандаши, пакеты с рабочим материалом; ноутбук, презентация в формате Powerpoint. 
 
Ход проведения классного часа.
 
                                                                                                                              (На доске написаны цитаты)
 
 
 «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. 
Когда ты прав, всякий будет с тобой.»  Марк Твен
   «Друг - человек, который знает о нас все и тем не менее любит нас.»
Элберт Хаббард
   «Любовь может быть неразделенной. Дружба - никогда.»
Януш Вишневский
 
 
 
1.Вступительная часть.
 
Классный руководитель: Добрый день,ребята. Посмотрите на доску, пожалуйста. Здесь вашему вниманию представлены высказывания известных личностей.(дети читают вслух высказывания).Давайте послушаем мелодичную музыку и встанем все в круг. Улыбнитесь друг
Другу,пожалуйста. Ребятам раздаются цветные фишки, и ученики
 делятся на группы в зависимости от того, какой цвет фишки им достался
 ( учитель обращает внимание учеников на эпиграфы) 
Ребята, как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить на нашем классном часе? Верно.
     Сегодня, мы будем беседовать о дружбе и не оставим без внимания такие вопросы:
 - Что вы понимаете под словом «дружба»?
- Кто такой друг,приятель,товарищ? В чем сходства и различия между этими понятиями?
- Каков смысл слова «дружить»?
- Существует ли какие-то законы или правила дружбы?
 
Всегда и у все придавали огромное значение дружбе и верности.
Наверно,нет такого народа, у которого не было бы сказов, былин, пословиц и поговорок о преданности и дружбе. В дружной работе, во взаимопомощи и помощи ближнему своему люди видели великую мощь. Давайте сегодня мы с вами постараемся вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. Я буду читать начало таких пословиц,а вы должны их продолжить.
1.Все за одного, а один за …                                               (всех)
2.Друзья прямые  —                                                            (что братья родные)
3.Семеро одного …                                                              (не ждут)
4.Один в поле не …                                                              (воин)
5.Старый друг лучше …                                                       (новых двух)
6.Не мил и свет…..                                                           (когда друга нет)
7.Нет друга, так ищи, а нашёл …                                         (береги)
8.Для друга семь верст…..                                                        (не околица)
 
Молодцы вы, ребята, видите, как много пословиц люди слагали о дружбе, и это всего лишь некоторые из них.
 
2. Работа в группах. 
-  Игра-ассоциации  (звучит песня «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету»)
 
- Задание№1:Запишите на листке бумаги слова и словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом «Дружба» (предполагаемые ответы детей: друг, доверие, близкие отношения, совместные  интересы т.д)    
 
- Задание№2 ( пакет с заданиями №1) ( Социоконструкция и социализация): прочитайте поговорки о дружбе и объясните их смысл, записав ответы на бумаге.
  1.  Недруг поддакивает, а друг спорит.
(только настоящий друг способен сказать правду в глаза, так как желает только хорошего).
   2. Сам умирай, а друга выручай.  (ради друга можно и жизнью пожертвовать,а не бросить его в трудную минуту)
  3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает
(когда человек во всём с тобой соглашается, то ему всё равно, каков ты. Настоящий друг всегда и везде придет на подмогу).
   4. Нет друга—ищи, а нашел—береги. (настоящей дружбой необходимо дорожить, ведь настоящих друзей у человека не так уж и много бывает).
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
(разбитое стекло уже не склеишь. Если причинишь другу боль, то можешь потерять его насовсем)..
6. Не изведан - друг; а изведан - два. (Друг, который выручил и не бросил в беде, даже лучше чем друг, а то и два).
 
Классный. руководитель: Они люди умеют замечать в своих близких исключительно положительные качества, а другие видят только негативные стороны. О том,что такое настоящая дружба, можно прочесть в стихотворении Марины Лобанок.
 
«От сердца к сердцу вьется нить –
Она прочнее лишь с годами,
Ее ни сжечь, ни разрубить,
Ни взвесить точными весами.
Мы бережно ее храним,
Порой слегка приукрашаем
Воображением своим,
Но держим и не отпускаем.
И стоит имя лишь назвать,
Она тотчас же отзовется,
Чтоб тотчас снова поддержать,
Ведь нить та Дружбою зовется.»
 
Лобанок Марина для http://otebe.info/
 
- Задание№3 ( пакет с заданиями №2) Давайте попробуем разобрать следующие ситуации.
Первая группа учеников: (первая ситуация). Субботним вечерком, когда по телевизору должна транслироваться необычайно интересная передача быть очень интересная передача, мне звонит Сева и уговаривает помочь ему решить задачки по алгебре.. И, можете себе представить, я ведь ждал эту телепередачу целых две недели и очень хотел посмотреть её! Но я решил, что Севе я должен помочь, ведь он —мой лучший друг. И я изменил своему любимому занятию ради помощи другу. Но, несмотря на все это, я смог заметить, как сильно Сева был мне благодарен за все то, что я для него сделал. Я также считаю, что если бы мне нужна была помощь, то он не задумываясь сразу бы мне помог. А как бы вы поступили, оказавшись на моем месте?  (Разбор первой ситуации.)
 
Вторая группа учеников: (вторая ситуация). Когда мы готовились к выступлению к Дню Защитника Отечества, то все ребята класса хотели выступать в сценке. Я сказала, что будет лучше, если в этот раз в сценке будут участвовать те, кто раньше в таком выступлении не участвовал. Петя заявил, что лучше поручить главные роли в сценке тем, кто сможет хорошо сыграть их. Наш классный руководитель предложила нам тянуть жребий. Но я то точно была уверена в том, что Миша хотел получить в нашей сценке главную роль, хоть ранее в подобных выступлениях вовсе не принимал участия. Мы решили тянуть жребий, как и предложила нам наш классный руководитель. Главная роль в сценке досталась Пете. Увидев все это, я стала уговаривать Петю уступить эту роль Мише, но Петя отказал мне в моей просьбе. Я поняла, что Миша расстроился, но ни чем помочь ему, к сожалению, не смогла. А что вы бы сделали на месте Петра и моем месте?  (Разбор второй ситуации.)
 
Третья группа учеников:(третья ситуация). Однажды мы с приятелем шли из магазина. Я нес полный пакет с сахарным песком, а у Максима в руках была сумка с фруктами. Он нечаянно задел ногой мой пакет с песком, порвав его. Песок рассыпался по дороге. Максим стал хохотать, а я растерялся и не знал, что дальше делать. Было очень неприятно, что друг причинил мне столько неприятностей. Что бы вы сделали на моем месте Максима? (Разбор третьей ситуации.)
 
Классный руководитель. Бывает, происходит всякое в жизни, и у всех людей разные взгляды на ситуации, но всегда бывает самым главным то, какое решение вы принимаете в той или иной ситуации, когда вы думаете, что является самым необходимым для ваших друзей. Всегда важно искреннее, настоящее проявление чувств, исполнение просьб своего друга. Даже великий философ Сократ рассуждал так: «Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей».
 
Задание №4
 
 Что же такое дружба в по вашему мнению? (Предполагаемый ответ:  это очень близкие отношения, фундаментом которых является взаимопомощь и понимание)
 
Классный руководитель: С.И. Ожегов в своем знаменитом “Толковом словаре” дает следующее  определение дружбе: «Дружба –близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
На первое место известный лингвист поставил близкие отношения. К примеру, ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе выгоду приносил, а потому, что ты близок ему по духу, ты доверяешь ему, и у вас с ним есть общие интересы. Интересен тебе может быть и его внутренний мир. Есть, безусловно, и такие люди, которые выбирают себе друга, с которым выгодно дружить. Например, человек красиво и дорого одевается – буду с ним общаться. В других случаях – не буду. У таких людей вряд ли когда будут настоящие друзья. Следует отметить, что без друзей любой человек не может быть счастлив и будет чувствовать себя опустошенно, одиноко.
Бывает, что для того чтобы сохранить дружеские отношения нужно пожертвовать своими интересами. Если  дружба для тебя по-настоящему имеет важное значение, то ты сделаешь это, не раздумывая.
Рассуждая о дружбе, нельзя не упомянуть и порядочность. Порядочность имеет огромное значение в жизни человека. Заступиться за младшего, который нуждается в защите, ступить место в транспорте, прийти на подмогу пожилому человеку – все это проявления настоящей порядочности. Ведь только у хорошо воспитанного и порядочного человека могут быть надежные друзья. А сейчас
послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Баллада о друге».
 
Ученик.
 
Когда я слышу о дружбе твердой,
О сердце мужественном и скромном,
Я представляю не профиль гордый,
Не парус бедствия в вихре шторма,-
 
Я просто вижу одно окошко
В узорах пыли или мороза
И рыжеватого щуплого Лешку -
Парнишку-наладчика с "Красной Розы"...
 
Дом два по Зубовскому проезду
Стоял без лепок и пышных фасадов,
И ради того, что студент Асадов
В нем жил, управдом не белил подъездов.
 
Ну что же - студент небольшая сошка,
Тут бог жилищный не ошибался.
Но вот для тщедушного рыжего Лешки
Я бы, наверное, постарался!
 
Под самой крышей, над всеми нами
Жил летчик с нелегкой судьбой своей,
С парализованными ногами,
Влюбленный в небо и голубей.
 
Они ему были дороже хлеба,
Всего вероятнее, потому,
Что были связными меж ним и небом
И синь высоты приносили ему.
 
А в доме напротив, окошко в окошко,
Меж теткой и кучей рыбацких снастей
Жил его друг - конопатый Лешка,
Красневший при девушках до ушей.
 
А те, на "Розе", народ языкатый.
Окружат в столовке его порой:
- Алешка, ты что же еще неженатый? -
Тот вспыхнет сразу алей заката
И брякнет: - Боюсь еще... молодой...
 
Шутки как шутки, и парень как парень,
Пройди - и не вспомнится никогда.
И все-таки как я ему благодарен
За что-то светлое навсегда!
 
Каждое утро перед работой
Он к другу бежал на его этаж,
Входил и шутя козырял пилоту:
- Лифт подан. Пожалте дышать на пляж!..
 
А лифта-то в доме как раз и не было. ...
 
 Задание №5 
 
Классный руководитель:
 - Часто мы можем услышать подобную фразу: «У меня куча друзей». Так   
     ли бывает все это в реальности? 
(…)
Предполагаемые ответы учащихся:
- Вероятнее всего, это не друзья, а приятели, с которыми весело проводить свободное время. А друзей не может быть очень много, особенно лучших друзей. Преданных друзей не так то просто встретить.
 
- С приятелем весело на дискотеке, например. С ними можно пошутить, поплясать, обменяться последними новостями. Но секреты личные можно доверить только подруге или другу.
 
Соедините понятие и определение:
Тот, с кем мы просто здороваемся  на улице, в подьезде… товарищ
Тот, с кем мы время от времени обсуждаем какие-либо события… знакомый
 Тот, с кем за 6 лет съеден пуд соли… друг
Тот,  которому вы доверяете свои заветные секреты, с которым делите успехи и несчастья… приятель
 
Классный руководитель: Действительно, дружба – это бесценный дар, который дан человеку. Поэтому каждому из нас не только нужно ценить и беречь своих настоящих друзей, но и самим  быть хорошими и верными друзьями. А теперь послушайте притчу о дружбе: 
 
Однажды два друга долго шли по лесу и заблудились.
Как-то раз они решили поспорить, и один из них со злости дал пощёчину другу. Его друг, стал чувствовать боль, но так ничего и не вымолвил.
Ничего не сказав, он вырезал на дереве слова: «Сегодня мой самый верный и лучший друг дал мне пощёчину». 
Они пошли дальше, и через несколько дней на одного из друзей, который дал пощечину, напал волк. Но друг его спас, зарезав волка ножом. 
Когда он пришёл в чувства, то решил высечь на камне слова: «Только что мой самый лучший друг спас мне жизнь». 
Первый друг спросил его: 
– Когда я тебя обидел, ты высек на дереве, а теперь ты пишешь на камне. Почему так происходит? 
И друг ему объяснил это так:
– Когда кто-то нас обидит, мы должны написать это на дереве или песке, чтобы время, огонь, вода могли эти надписи и обиды уничтожить, стереть. Но когда кто-то совершает что-то полезное, хорошее, мы должны высечь это на камне навечно, чтобы ничто на свете не могло бы стереть это. 
Надо научиться писать обиды на песке и высекать приятные жизненные моменты на камне. Оставь чуть-чуть времени для жизни! И тогда тебе будет жить легко и светло...
 
Беседа:
 
– Ребята, как вы думаете, о чем эта притча, чему она может нас всех научить?
 
– На самом деле, ребята, необходимо уметь прощать плохое, помнить только лишь хорошее, что совершил для вас ваш друг. 
 
 
Задание №6 ( пакет с заданиями №3)
 
Классный руководитель: Стоит добавить, что дружба является не только великий даром, но и огромным непомерным трудом. Ведь можно с трудом хорошего друга найти, но очень легко его потерять. В многочисленных русских пословицах включены мудрые советы, как сохранить дружбу. На доске написаны четыре русские пословицы 
Задание: прочитайте ситуации и  подберите пословицу, которая подходит к каждой из них, опишите свои действия в подобных ситуациях.
Ситуация первая:
Вы пришли домой из танцевального кружка и падаете с ног от усталости. Но  звонит по телефону ваш друг и просит вас ему помочь: ему нужно отнести ноутбук в ремонт. ( Ответ: нужно помочь другу и сказать ему: «Друга иметь – себя не жалеть»)
Ситуация вторая:
Вы играли в волейбол во дворе. Ваш друг упал и повредил ногу. (От Ответ: нужно довести друга до дома, вызвать скорую помощь и сказать: «Друг познается в беде»
Ситуация третья:
Ваш друг поступил плохо с вами, неуважительно , но потом решил возобновить вашу дружбу, подарив вам ценный подарок. ( Подарок не возьму и скажу ему «Дружбу на деньги не купишь». К четвертой пословице придумайте ситуацию самостоятельно «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»
 
Задание №7 ( пакет с заданиями №4)
 «Какие личностные качества должны быть у настоящего друга?»
А сейчас поиграем в  игру «Цветочек». На лепестках этого прекрасного цветка вы напишете слова. Но не просто слова, а напишите на каждом лепестке по одному очень важному, по вашему мнению, качеству, без которого дружба существовать не может. (Каждой группе учеников раздаётся по пять лепестков, ребята пишут, а затем прикрепляют свои лепестки на доске с помощью магнитов). Затем все вместе, используя «цветок», вновь  отвечают на вопрос «Какие качества должны быть у настоящего друга?»
Преданный, заботливый, чуткий, терпеливый, надежный, справедливый, верный, честный, воспитанный и т.д.
 
Заключительная часть классного часа:
Классный руководитель: Ребята, я желаю всем вам иметь верных и преданных друзей, которые протянут вам руку помощи в трудную минуту. 
 
 (Звучит песня «Когда мои друзья со мной» из кинофильма «По секрету всему свету»)
 
Комментарии

Замечательная разработка классного часа!)

25 September 2018

Спасибо большое за план классного часа!

25 September 2018

Столько интересных и разнообразных заданий! Отличная разработка!!!

11 February 2019