Классный час «День народного единства»

3
1
Материал опубликован 27 October 2022 в группе


 


 


 

Сценарий занятия

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

Для 8 – 9 классов

«МЫ – ОДНА СТРАНА!»


 


 

Выполнила: Михайлова Д. В.


 


 


 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8–9 классов по теме
«МЫ – ОДНА СТРАНА!»


Цель: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к
традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание
себя частью единой многонациональной страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность
поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает
использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ
информации, ответы на вопросы, диалог.


Комплект материалов:
- сценарий
- методические рекомендации
- видеоролик
- интерактивные задания
– презентационные материалы


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная


Вступительное слово учителя начинается с показа обучающимся связи
темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для
актуализации знаний школьников о Дне народного единства. На выбор
предоставляется организация активности или групповой работы.


Часть 2. Основная


Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем
событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День
народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с
предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе
выполнения группового задания, интерактивные задания в виде филворда и
Ленты времени.


 

Часть 3. Заключительная


Включает итоговую беседу и заключительное слово учителя.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная


Вступительное слово учителя.


Ребята! Совсем недавно мы говорили с вами о важной роли отца в семье
и воспитании детей, о традиционных российских ценностях, которые важно
беречь и передавать следующим поколениям. Мы пришли к выводу, что семья
– самое дорогое, что есть в жизни каждого человека, это опора и поддержка,
это любовь и понимание. Граждане одного государства тоже одна большая
единая семья! И мы – граждане России – большая семья, в которой все
поддерживают и оберегают друг друга. У нас есть праздник,
символизирующий сплоченность общества. Это государственный праздник
Российской Федерации – «День народного единства».


Мотивирующие вопросы учителя


– Что вы знаете о празднике «День народного единства»? Какого числа
он отмечается и почему?
– Почему праздник назван
«День народного единства»? Что вы
понимаете под «единством» народа?

Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что
они не смогли сделать поодиночке.
– Подумайте, важно ли нашему классу быть единым, одной дружной
«семьей», настоящей командой? Аргументируйте свой ответ.

(Ответы обучающихся педагог может сопоставить с информацией в
исторической справке в Методических рекомендациях)


Активность или групповое задание (по выбору учителя)


1. Все участники становятся в круг и берутся за руки.
Активность проводится, если класс дружный, ребята доверяют друг
другу.

Учитель. Ребята, мы с вами пришли к выводу, что нашему классу важно
быть единым целым, сплоченной командой. Мы – все разные, но вместе мы
сможем решить любые, даже самые сложные задачи.
Предлагаю вам по очереди (по часовой стрелке, начиная с лидера класса)
сказать соседу о том, что он делает лучше всех, и как это сделает наш класс
сильнее. Начать можно со слов: «Ты умеешь…», «Ты можешь…», «Ты лучше
всех делаешь…» и др.

(Возможные ответы детей: «ты можешь прийти на помощь в
трудную минуту», «ты умеешь собраться и решить сложную задачу», «ты
можешь развеселить всех, когда грустно»)
Учитель делает вывод о том, какой замечательный у него класс и как
много хороших качеств у учеников.

2. Групповое задание


Учитель. Разделитесь на три группы. Пусть каждая группа предложит
девиз класса. В девизе важно отразить, что мы – все разные, но мы – одна
команда. Поясните, почему вы считаете, что девиз должен быть именно таким.

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, а теперь давайте погрузимся в историю нашей страны
и вспомним те события, которые легли в основу государственного праздника
– «День народного единства». Наш народ пережил много трудностей, но
единство и смелость людей всегда помогали добиваться победы.


Демонстрация видеоролика


Предваряющее задание: при просмотре видеоролика выпишите слова,
которые могли бы стать ключевыми словами нашего занятия.

Текст видеоролика:
В жизни каждого народа случаются моменты, когда речь идет о самом
существовании государства. У русского народа таким переломным моментом
было начало XVII века. Этот период вошел в нашу историю под названием
Смутного времени.
В период Смутного времени польско-литовские войска на два года
оккупировали Москву.
Нижегородский земский староста Кузьма Минин вдохновил и
организовал народное ополчение, князь Дмитрий Пожарский возглавил
войско и повел его к Москве. Ополченцам в количестве 10 тысяч человек
удалось освободить Москву от польско-литовских захватчиков, восстановить
российскую государственность.
Позднее Земский Собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова –
сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны,
ограждение её суверенитета и самобытности.
В память о событиях 1612 года в 2004 году был учрежден новый
государственный праздник. Это День народного единства, который наша
страна празднует 4 ноября.

Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским
собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от
врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино.
Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы
захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного
старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила
Федоровича.
Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них
Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя
и был замучен поляками и литовцами до смерти.
По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием
снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков
в противоположную сторону – на болота.
Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до
Ипатьевского монастыря.
Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие
века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной
преданности своему народу.
Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные
исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.

Учитель. Давайте обсудим, какие слова вы выписали и почему. Какие
слова, не прозвучавшие в видеоролике, можно добавить в этот список.

(Примерные ответы: героизм, свобода, братство, мужество и т. д.)


Интерактивное задание №1.


Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном
задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов?
Слова из филворда:
Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство,
отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность,
держава, праздник


Диалог.
Учитель. Слова филворда – это ключевые слова сегодняшнего занятия.
Вы совсем недавно на уроках истории изучали материал о Смутном
времени и помните много исторических фактов. Я хочу вас попросить помочь
и мне вспомнить этот период истории нашей страны и распределить слова из
филворда так, чтобы они описали последовательность событий, а также Известно, что поздней зимой 1613 года уже нареченный Земским
собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, скрывались от
врагов недалеко от Костромы и Ипатьевского монастыря в деревне Домнино.
Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы
захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного
старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила
Федоровича.
Существует несколько версий дальнейших событий. По одной из них
Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя
и был замучен поляками и литовцами до смерти.
По другой версии, успел послать в Домнино своего зятя с указанием
снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков
в противоположную сторону – на болота.
Подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до
Ипатьевского монастыря.
Патриотический подвиг Сусанина остался в народной памяти на долгие
века. Сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной
преданности своему народу.
Велика роль народных героев, благодаря которым наша страна в разные
исторические периоды отстаивала свою независимость и государственность.

Учитель. Давайте обсудим, какие слова вы выписали и почему. Какие
слова, не прозвучавшие в видеоролике, можно добавить в этот список.

(Примерные ответы: героизм, свобода, братство, мужество и т. д.)


Интерактивное задание №1.


Посмотрим, какие ключевые слова «спрятаны» в интерактивном
задании «Филворд». Знаете ли вы значения этих слов?
Слова из филворда:
Россия, интервент, Пожарский, Минин, единство,
отечество, народ, ополчение, взаимовыручка, победа, сплоченность,
держава, праздник


Диалог.
Учитель. Слова филворда – это ключевые слова сегодняшнего занятия.
Вы совсем недавно на уроках истории изучали материал о Смутном
времени и помните много исторических фактов. Я хочу вас попросить помочь
и мне вспомнить этот период истории нашей страны и распределить слова из
филворда так, чтобы они описали последовательность событий, а также героев, защитивших страну
(в помощь учителю предлагается историческая
справка в Методических рекомендациях).

Примерное распределение слов может быть следующим:
интервент,
народ,
Минин,
Пожарский,
ополчение,
отечество,
единство,
сплоченность,
взаимовыручка,
победа,
держава,
праздник,
Россия,

В качестве подсказки учитель может задавать вопросы такого рода:
В видеоролике были названы герои Смутного времени – князь
Дмитрий Пожарский и земский староста Кузьма Минин. Вспомните, какую
роль каждый из них сыграл в победе русского народа над врагами?

(В числе выводов должно прозвучать: сплотили народ, объединили
людей, вместе справились с бедой и т. п.)

Имя какого героя вы бы добавили к этим двум именам?
(Речь идет об Иване Сусанине)


Учитель. В чем же был подвиг Ивана Сусанина?
Учитель (дополняя ответы ребят). После избрания на царство в 1613
году юный царь Михаил Романов (ему было всего 16 лет!) оставался в своем
костромском имении. Как только стало известно, что вместо королевича
Владислава царем стал представитель русского боярского рода, туда
отправились польско-литовские отряды, чтобы убить нового царя.
Деревенский староста Иван Сусанин отправил своего зятя к Михаилу
Романову с советом укрыться в Ипатьевском монастыре (монастырь был
удален от основных дорог, труднодоступен и хорошо укреплен), а сам
отказался выдать местоположение молодого государя врагам. Он обрёк себя
на смерть, понимая, что судьба целого народа, целой страны дороже его
собственной жизни.

Учитель.
Демонстрация презентации исторического парка «Россия – моя
история»

Более подробно о подвиге Минина и Пожарского вы можете узнать в
историческом парке «Россия – Моя история» – самом масштабном
экспозиционном комплексе в России.
География его площадок простирается через всю Россию и насчитывает
24 города. Самый крупный исторический парк «Россия – моя история»
находится в Москве на ВДНХ.
Постоянная мультимедийная Выставка-музей, посвящённая истории
России, занимает полностью павильон 57 площадью более 20 000 кв. метров и
расположена на двух его ярусах.
О парке также можно узнать на сайте
https://myhistorypark.ru/?city=msk.
Учитель. А в нашем городе есть такой парк? Кто его посещал? (вопрос
задается при положительном ответе на первый вопрос
)? Поделитесь своими
впечатлениями.
У кого еще не было возможности, обязательно посетите.

Учитель. Подвиг Минина и Пожарского не был забыт русским народом.
Благодарные потомки по всей России поставили памятники в честь героев.
Самым известным является памятник Минину и Пожарскому в Москве
на Красной площади. Как вы думаете, есть ли еще в городах нашей страны
памятники этим двум героям?

Учитель. Народное ополчение два героя собирали в Нижнем Новгороде.
Именно в этом городе первоначально собирались поставить памятник Минину
и Пожарскому, который теперь мы видим на Красной площади. В Нижнем
Новгороде были созданы несколько памятников народным героям. А в 2005
году в этом городе установили почти точную копию московского памятника в
том месте, откуда Кузьма Минин призывал народ на защиту Родины.


Интерактивное задание №2.
Давайте посмотрим Ленту времени – на ней показаны некоторые
памятники К. Минину и Д. Пожарскому в разных городах России.

Учитель может обратиться только к некоторым точкам на Ленте
времени и рассказать об 1–2 памятниках, наиболее интересных на его взгляд.

Лента времени

1818

1943

1950

1997

2003

2005

2009

Информация, содержащаяся в Ленте времени


1818 год
1. Памятник Минину и Пожарскому в
Москве.


Москва, Красная площадь. Автор
И. П. Мартос. 1818 г. Сооружен на народные
средства. Воспроизводит историческую
встречу Минина с Пожарским, когда
нижегородский староста предложил князю
возглавить народное ополчение. Бронзовые
герои расположены на мощном постаменте с
надписью «Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 г.». Высота постамента 4 м, на
него ушло 20 т бронзы. Был первым памятником в Москве, поставленным не
в честь государя, а в честь народных героев.

1943 год
2. Памятник Кузьме Минину в Балахне.


Нижний Новгород. Площадь Минина. Автор
памятника – скульптор Александр Колобов. 7
ноября 1943 года. В Нижнем Новгороде памятник
находился до конца 80-х годов, в 1989 его перевезли
в город Балахну, на родину Кузьмы Минина. В
Балахне памятник Минину установлен на месте
первой остановки Нижегородского ополчения 1612
года.

1950 год

 

1950 г. На барельефе надпись «Дмитрию
Пожарскому благодарная Родина». Именем
Пожарского названа расположенная рядом
улица.


1997 год
4. Памятник народному ополчению 1612
года в Ярославле (Часовня Казанской
Богоматери).


Ярославль. Архитектор – Г. Л. Дайнов.
Август 1997 года, в честь 385-летия выхода
ополчения на Москву. Сооружение –
одновременно и часовня, поскольку там есть
изображения христианских святых, и памятник
прошлому, так как внутри на плите надпись
«Народному ополчению 1612 года от
благодарных потомков». В часовне есть в виде
витража изображение иконы Казанской Божией
матери – покровительницы русского и
ярославского воинства.

2003 год

 

Авторы: художник России Ю. Ф. Иванов и архитектор
С. В. Киреев. 26 июля 2003 года в День города
Зарайска, к юбилейной дате – 425 лет со дня
рождения воеводы города Зарайска
Д. М. Пожарского.

2005 год

6. Памятник князю Пожарскому в поселке
Борисоглебский Ярославской области.


Поселок Борисоглебский. Ярославская
область. Автор: московский скульптор
М. Переяславец. 2005 г. Здесь Дмитрий Пожарский
получил от преподобного Иринарха благословение
на защиту Москвы от польской интервенции в 1612
году.

 

Часть 3. Заключительная


Итоговая беседа


Учитель. В начале занятия мы с вами говорили о том, что единство и
сплоченность народов страны помогает защищать ее от врага.
– Как вы думаете, в чем проявляется это единство?
– Какой выбор приходится делать человеку, когда его страна защищает
свой народ?
– Какими могут быть наши действия в трудной ситуации выбора?
Подвиги совершались в прошлом и совершаются в настоящем во славу
Отечества! Образы героев-защитников Отечества, Кузьмы Минина, Дмитрия
Пожарского вдохновляли советских людей во время Великой Отечественной
войны. На защиту страны поднимались и взрослые, и молодое поколение.

Хочу напомнить вам, ребята, о подвиге, который совершили ваши
тогдашние сверстники, молодые люди, которым было 16, 17, 18 лет… Речь
идет о подпольной организации, которая была ими создана в г. Краснодон в
1942 г. Именно в эти дни мы празднуем 80-летие создания подпольной
организации «Молодая гвардия» как подвиг молодежи в годы Великой
Отечественной войны в противостоянии немецко-фашистским захватчикам. В
составе организации были русские, украинцы, казахи, армяне, белорусы,
евреи, азербайджанец и молдаванин. Все народы советской страны сплотились
против врага.
К 80-летию создания подпольной антифашистской организации
«Молодая гвардия» в Краснодоне совсем недавно торжественно окрыли
возрожденный мемориал «Непокоренные».

Беседа.
– Как вы думаете, что заставило совсем молодых ребятмолодогвардейцев, почти подростков, организовать борьбу против врага?
– Им в таком юном возрасте пришлось сделать выбор – я или Родина.
Как вы думаете, почему они решили именно так – защищать Родину?

Учитель. Важно понимать, что защита Родины – не просто слова. В
тяжелые годы, когда враг пытался причинить боль и страдания нашему
народу, люди вставали на защиту своего Отечества.
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Он способствует
объединению всех национальностей, народностей и этносов в один русский
народ ради развития и процветания России.


Задание для творческой работы.


Узнайте о героях нашего региона, расскажите о подвигах, которые они
совершили, о памятниках, им установленным.

 

Источники:

https://razgovor.moscow/uploads/31-10-2022/8-9_class/Scenarij/Scenarij_zanyatiya_8_9.pdf

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за содержательный и интересный материал, Дина Владимировна.

6 November 2022