Классный час на тему «День народного единства» (2–4 классы)
Классный час «День народного единства»
Цель: познакомить со значением Дня народного единства и раскрыть важность знания традиций и материальной культуры народов, населяющих Урал.
Задачи:
- дать представление о Дне народного единства;
- формировать чувство гражданственности и патриотизма;
- формировать ответственность за судьбу Родины;
- расширять кругозор учащихся: познакомить с народностями, населяющими Урал;
- развивать умение делать выводы, обобщать;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к народам, населяющим как Урал, так и Россию в целом.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся проявят интерес и толерантное отношение к традициям народов, проживающих на территории Урала.
Метапредметные:
- Проявят регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- Проявят познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; (логические): анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Проявят коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные: обучающиеся продемонстрируют знания о географическом положении Урала, получат знания о народах, живущих на Урале, их традициях.
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- экран;
- конструктор Lego «Построй свою историю»;
- карточки «Народы Урала» (башкиры, татары, нагайбаки, коми);
- презентация.
Организационный этап.
Приветствие. Слайд 1.
Совсем недавно прозвенели во всех школах нашей огромной страны первые звонки нового учебного года. День Знаний – один из важнейших праздников, ведь он дает старт образованию малышей, первоклассников, и начинает отсчет до выхода в большой мир выпускников, девяти- и одиннадцатиклассников. Этот день торжественен. А, как известно, дни больших торжеств сопровождаются в России государственными символами, которыми являются..? (Герб, гимн и флаг). Слайд 2.
Постановка цели и задач классного часа.
Слайд 3. Давайте соберем флаг Российской Федерации с помощью конструктора Lego и подумаем, по поводу каких праздников и дат поднимается наш триколор? (День Победы, День России, День Государственного флага и др.) Слайд 4.
А также в День празднования народного единства. В чем же заключается его суть? (Предположения обучающихся). Слайд 5.
Посмотрим, верны ли ваши предположения. (Просмотр фрагмента видеоролика «С любовью и верой в Россию»)
Слайд 6. Действительно, цель этого праздника – объединение, сплочение разных народностей, или наций.
Почему же День народного единства так необходим именно нашей стране? (Предположения обучающихся).
Россия – многонациональная страна. И мы должны жить в мире и согласии, чтоб сохранить целостность, мощь и величие нашего государства.
Мы с вами – россияне, а если посмотреть с точки зрения нашего конкретного проживания – уральцы. Поэтому сегодня мы подробнее познакомимся с народностями, проживающими на Урале. Слайд 7.
Усвоение новых знаний.
Перед нами карта Уральского федерального округа, в состав которого входят..? (Обучающиеся работают с картой и определяют, что в состав УФО входят: Свердловская область, Курганская область, Челябинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Как вы считаете, представителей какой народности больше всех остальных проживает на рассматриваемой нами территории? Слайд 8. (Русских).
Действительно, русские занимают первое место по численности на Урале. Слайд 9. А являются ли они коренными жителями данной местности? (Предположения обучающихся).
Слайд 10. Коренные уральцы – манси, или вогулы, основным родом деятельности которых была охота. Жили они в основном тем, что добывали с помощью лука и стрел. До сих пор на карте Урала можно отыскать населенные пункты и реки, названные в честь манси. Слайд 11.
Кто еще, кроме русских и манси населяет Урал? (Работа в 4 группах, у каждой из которых карточка с описанием той или иной народности: 1. татары; 2. башкиры; 3. коми; 4. нагайбаки. Обучающиеся знакомятся с краткой информацией, с фотографиями жилищ и национальных костюмов. Время на работу в группах – не более 2 – 3 минут. Затем называют эти народы всему классу). Слайд 12.
Слайд 13. Еще одной народностью, населяющей Урал, является мари, или марийцы. С их обычаями, традициями и колоритом мы познакомимся более подробно. Слайд 14. (Просмотр фрагмента фильма «Национальный хоровод. Марийцы. Обычаи, традиции, культура» с комментариями учителя).
Слайд 15. Марийцев, как и любую народность, можно объединить в несколько этногрупп, одна из них – восточные, или уральские, мари. Слайд 16. У них свой язык, свои песни, танцы, национальный костюм, традиции, игры. Слайд 17.
И сейчас мы сыграем в две марийские игры. Первая из них –«Шергашым шылтен», или, похожая на известную нам игру, «Колечко». (7-9 игроков встают в круг, руки сложены в ладони за спиной. Первый игрок прячет колечко в руках одного из игроков из круга. Второй игрок за три попытки должен найти колечко, если не нашел - должен спеть или сплясать. После этого, второй игрок прячет колечко, а у кого находилось колечко – должен найти колечко).
И другая игра – «Уштым кырен» (На скамейку спиной к друг к другу садятся парень и девушка. Ведущий, по очереди, задевает платком сидящих по спине, третье касание – между парами по скамейке. После этого пара должна обернуться. Если оба обернулись в одну сторону, то пара вместе должна спеть или сплясать. Затем процедура повторяется).
Да, игры чем-то нам знакомые…
Еще у марийцев были весьма интересные ритуалы. Об одном из них я вам расскажу. Называется он «Обряд вызывания дождя».
Нередко лето бывает засушливым. Для деревенского жителя засуха – самая опасная из всех бед. С целью вызывания дождя древние славяне-язычники выливали на землю воду из больших сосудов-чар. А марийцы в случае засухи поступали следующим образом.
Для исполнения обряда вызывания дождя в деревне собирали всех детей в возрасте до 14 лет, способных нести воду. Все дети брали по ведру и шли в направлении кладбища. По пути на речке либо из колодцев набирали в ведра воду. На кладбище дети обходили все могилы, внимательно осматривая их поверхности. Если на какой-либо могиле обнаруживались отверстия, то их необходимо было залить водой. Проходили все могилы, ряд за рядом.
На обратном пути дети около речки из собранных у населения круп варили кашу, поклонялись Матери Воды: "Шуко жап йӱр уке годым, йӱр пучымышым шолтен, Вӱд Авалан чокленыт". После, еще раз набирали в ведра воду и шли в направлении деревни. По пути следования в деревню и в самой деревне дети всех встречающихся жителей обильно обливали водой.
Весь процесс сопровождался частушками и песнями.
Еще один атрибут вызывания дождя – мытье на проточной воде инструментов – деревянной лопаты, помела, чугунного горшка. Эти инструменты использовались при хлебопечении. При мытье произносились слова молитвы, пожелания дождя и высокого урожая.
Вот такие они, марийцы, отличные от нас, но близкие и родные.
Рефлексия. Подведение итогов.
Слайд 18. Как и у мари, другие народности, проживающие не только на Урале, но и на территории всей нашей огромной страны, также имеют свои традиции, ритуалы, обычаи, которые мы должны знать и уважать не только в День народного единства, 4 ноября, но и каждый день. Ведь от нашего объединения и толерантности зависит мир, зависит будущее великой державы – России!
Использованные информационные источники:
- http://komanda-k.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%AD%D0%BB/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%86%D1%8B-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8;
- https://www.youtube.com/watch?v=owCRmP7jK2w;
- http://mariez.ru/tradicii-i-obryady;
- https://www.youtube.com/watch?v=CkfnH7sU_uo.
Материалы к занятию. Приложения:
https://disk.yandex.ru/i/dRN2nzPVxG-jlA;
https://disk.yandex.ru/i/QoWYHvk363nZtQ;
https://disk.yandex.ru/i/Nm-dUSXhV5aEPg;
https://disk.yandex.ru/i/5C3wcZ9vGsTSlQ.