Классный час на тему «4 ноября – День народного единства»
Классный час во 2-м классе «4 ноября – День народного единства»
Цели: формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны.
Задачи:
– Познакомить учащихся с особенностью праздника 4 ноября – Днем народного единства.
– Рассказать обучающимся о духовном значении праздника с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
– Развивать мышление, речь, словарный запас обучающихся.
Ход классного часа
Молитва. «Царю Небесный…».
(Слайды 1)
Учитель. 4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства.
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиги, слагались пословицы, песни, стихи...
Ученик: В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? ( Чувство торжества, гордости за свою Родину.)
– Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете это словосочетание, что же это за праздник? ( Выслушиваются ответы детей.) – Единство. Единение народов. Вот в чем сила России. Всегда ли народы России жили в единстве? ( Наверное, нет).
К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось единство, когда в стране царили распад, хаос, вражда.
(Слайды 2)
Смутные времена нередко потрясали Россию до самого основания, да так, что менялись не только цари и правители, но даже формы правления.
В 17 веке, 4 столетия назад, Россия имела вот такой вид.
(Слайд 3).
В России началось смутное время. А что такое Смутное время? (Ответы детей – хаос и беспорядок в стране, смена власти) Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок.
(Слайды 4)
А как говорят в народе: пришла беда – отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей.
Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили её поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили.
Но порядок в стране так и не установился, потому что не было в стране единства. Вскоре объявился ещё один самозванец Лжедмитрий II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.
Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти её. В 1612 г. вся Русская земля встала против польских захватчиков и предателей. Начались бои за Москву.
(слайд 5)
1-й ученик. Купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом: «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами, и Бог даст, мы прогоним врагов».
Весь народ отозвался на эти добрые слова: богатые люди принесли Минину все свое имущество и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело.
(слайд 6)
Наняли войско и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.
2-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод и поляки в конце концов устали и сдались.
Учитель. Ребята, как вы думаете, что помогло князю Пожарскому победить поляков? (Молитва). Конечно же молитва.
(слайд 7)
Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери. Дева Мария наблюдала за нами и направляет на путь истинный нас с вами. Она следит за нашей семьей и помогает сохранять счастье внутри родных стен и за их пределами.
(слайд 8)
Я предлагаю вам, прочитать молитву Казанской иконе Божьей Матери.
«Матушка Заступница, сохрани меня и мою семью от распада, от ссор и от лжи. Дай нам сил принять наши недостатки и исправить их общими усилиями. Избави нас от внезапной смерти, ненависти и помоги нашей любви стать непоколебимой. Яко нашли Тебя, огнем нетронутую, так и Ты спаси нас от нелюбви, предательства и холода душевного. Во веке веков, аминь».
Эту молитву можно читать каждый день или только в моменты, когда вы чувствуете, что близятся ссоры, которых не избежать. Если молитвы рядом не окажется или вы ее забудете, попросите Матушку Заступницу о том, чтобы она не покидала вас в трудную минуту.
(слайд 9)
3-й ученик. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича Романова день Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, был объявлен государственным праздником, за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Этот день праздновался в течение столетий до 1917 года.
(слайд 10)
4-й ученик. В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа - князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришел к нему как к опытному полководцу.
Учитель. В какой русской народной сказке, мы впервые встретились с проявлением согласия и единства?
Учащийся. В сказке «Репка». Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость: «общая надежда достигается при общем согласии».
Учитель. А сейчас послушайте басню.
(слайд 11)
Учитель читает басню «Отец и сыновья».
«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит...
Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?
Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.
(слайд 12)
Если наш народ объединится, то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз, когда беда подступала к нашей Родине.
В 1812 г. - русский народ объединился в борьбе с французами и победил.
В 1941 г. - в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся весь народ от мала до велика.
И прозвучали слова:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.
Учитель. В русском языке много пословиц о согласии. Давайте вспомним их.
(слайд 13)
Дети. «Согласие да лад - для общего дела клад», «Согласному стаду и волк не страшен».
Учитель. А если не было согласия и единства, наступала беда. Об этом мудро написал Иоанн Златоуст. Что он говорил?
(слайд 14)
Ученик.
«… Как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там всё в жизни безопасно и вполне надёжно…»
Иоанн Златоуст, Святитель
Учитель. Вы ещё дети. Но все-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.
Дети. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы - это маленькое общество.
Живи красиво, весело и просто,
Учитель: Люби людей светло и простодушно,
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно иди вперед сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
(Слайд 15)
Помните и вы: вместе нам надо держаться, помогать друг другу, быть терпимыми, уважать чужие интересы, уметь прощать, забывать обиды.
Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!
Четыре века пролетели
Над Русью нашей с той поры,
Когда в бою мечи звенели,
И поднимались топоры.
Пожарский с Мининым спаяли
И сберегли родную Русь.
Сошлись посадский и боярин
На свой великий ратный труд.
И этот день в веках не сгинул,
Он в памяти людской живёт.
России не иссякнет сила –
Ведь эта сила – наш народ!
Молитва. «Достойно есть…».
/data/files/g1588578748.ppt (4 ноября – День народного единства)