Классный час «Дети Войны», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
МАОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №35» г. Череповца
Классный час «Дети Войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне
Составитель: Ларионова Татьяна Егоровна
учитель индивидуального обучения
первой квалификационной категории
2020 г.
Цель: сформировать у обучающихся представление о Великой отечественной войне и ее героях.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о войне 1941-1945годы
На примерах героических поступков детей в военное время, развивать и воспитывать чувства гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.
Формировать активную гражданскую позицию
Планируемые результаты: обучающиеся пополнят свои знания о событиях 1941-1945годов, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Ход занятия
Здравствуйте ребята!!!
Давайте мы с вами посмотрим в окно. Обратим внимание, какая у нас погода на улице? (ответы обучающихся)
Расскажите мне, пожалуйста, с каким настроением вы сегодня пришли в школу? (ответы обучающихся)
Знаете, а мне сегодня немного грустно, но в тоже время радостно. Хотите узнать почему?
Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы попробуйте угадать, почему мне грустно.
Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Ребята я вам прочитала стихотворение. О чем говориться в стихотворении? (ответы обучающихся)
И как вы думаете, почему мне грустно? (ответы обучающихся)
Да, ребята грустно мне от того, что мы с вами сегодня будем разговаривать о Великой Отечественной войне.
Вам сейчас по 10-12 лет. Мы родились и выросли в мирное время. Мы с вами знаем, как гремят грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Мы видим, как строятся новые дома, но не подозреваем, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов.
А теперь, я попрошу вас всех представить летнее утро, пение птиц. Люди еще спят и вдруг…
Рев самолетов, взрыв снарядов, воздушная тревога.
Вот так неожиданно 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Ребята, а как вы думаете, как все люди могли узнать о начале войны? В то время не было телевизора и интернета. Я предлагаю поиграть в игру «Собери картинку» и узнать, как люди узнали о начале войны.
Игра «Собери картинку»
Посмотрите что изображено на картинках (ответы обучающихся)
В далеком 1941 году на улицах стояли специальные громкоговорители и по радио изо всех уголков доносилось… Слова Левитана о войне (аудиозапись)
Руководителем в войне был Адольф Гитлер-это жестокий человек, который хотел завоевать весь мир.
Как вы считаете, Война это плохо? Почему? (ответы обучающихся)
Да, война это самое страшное на земле, потому что в войне погибают люди, разрушаются города. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено, но как сосчитать количество горя и слез которые заставила пролить эта страшная война? Увы, этого сделать невозможно.
Ребята ВОВ длилась долгие четыре года. Наши деды и прадеды боролись за освобождение страны от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас с вами.
Знаете ребята, сегодня, накануне Великого праздника - Дня Победы я хочу вам рассказать о подвиге таких же мальчишек и девчонок как вы. О таких же как вы детях, которые в годы великой отечественной войны с 1941-1945 годов встали на защиту своей родины наравне с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том как дети вместе со взрослыми приближали Победу не жалея сил, не жалея своей жизни боролись за родную землю. О том, как они побеждали страх, усталость, голод и холод. О том, какие испытания выпали на их долю. Девчонки и мальчишки того времени не играли в войну, они жили по ее суровым военным законам.
Прослушивание аудиозаписи «Дети Войны»
Рассказы о героях:
Валя Котик (слайд 2) – Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка.
В 6 лет пошел в школу. 7 ноября 1939 года на торжественном сборе принят в пионеры. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у фашистов. Он прожил 14 лет и еще неделю, награжден орденом Отечественной войны 1 степени, похоронен в садике перед школой, в которой учился. Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Советского Союза.
Известный советский поэт Михаил Светлов посвятил юному партизану стихи:
Мы вспоминаем о боях недавних,
В них совершен был подвиг не один.
Вошел в семью героев наших славных
Отважный мальчик – Котик Валентин.
Марат Казей (слайд 3) – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.
В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.
Лёня Голиков (слайд 4). Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро-Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков.
За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.
Зина Портнова (слайд 5) – подпольщик. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. Её выдал предатель. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.
Список имен и фамилий детей, защищавших нашу Родину можно продолжить на несколько страниц. Совсем юные герои, многие награждены медалями посмертно. Они удостоены самой высокой награды Родины – звания Героя Советского Союза.
Ребята подскажите мне, пожалуйста, как можно назвать мальчишек и девчонок которые встали на защиту своей страны? (ответы обучающихся)
Я предлагаю назвать их маленькими героями большой страны. Потому что они сражались рядом со старшими. Сражались везде: в партизанском отряде, в небе, в подполье. Отложив в сторону игрушки, книжки старались из всех сил помочь взрослым. Собирали лекарственные растения, ухаживали за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях, работали на заводах и колхозных полях. Многие мальчишки и девчонки пришли в партизанские отряды, чтобы мстить за погибших родных, за сожженные жилища- за злодеяния совершенные фашистами на нашей земле.
Рефлексия:
-О чем мы сегодня говорили?
-Что вы запомнили?
-Что вас удивило?
-Что вам было известно?
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру
Игра «Собери картинку», «Собери слово»
Ребята посмотрите что изображено и написано у вас на картинках? (ответы обучающихся)
А подскажите мне, пожалуйста, когда наш народ отмечает День Победы? (ответы обучающихся)
Итог
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного детства. Простому человеку не видевшему войны невозможно представить даже маленькую часть того, что видели и чувствовали дети во времена ВОВ оказавшиеся в оккупации, ушедшие добровольцами на фронт, взявшие на себя обязанности взрослых
В 2020 году День победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком 1945 году. В этом году со дня Победы исполняется 75 лет. Это праздник для нас радостный и в то же время трагический. Давайте рассказывать об этой справедливой войне всем родным, друзьям и знакомым.