Девять
PPTX / 6.46 Мб
/data/files/q1656303488.pptx (Девять)Сценарий классного часа «Девять»
Цель и задачи: формирование эмоциональной отзывчивости на события ВОВ на примере подвига защитников Ленинграда
Возраст участников, класс: 4 класс
Форма проведения: погружение с практической деятельностью
Структура и содержание классного часа:
Приветствие.
Демонстрация видеофрагмента о ВОВ на фоне песни А.Розенбаума
«А может, не было войны?»
!!! Вы догадались, о чем сегодня пойдет разговор?
п оследний кадр – цифра 9
!!! Перед вами тема классного часа. Назовите мне ее пожалуйста.
Сегодня поговорим о событии, которое сопровождает цифра 9. Мистика это или совпадение – решать вам.
!!!Сосчитайте количество букв в слове Ленинград.
Слайд Ленинград
!!! О каком событии ВОВ мы сегодня поговорим?
!!! Что такое блокада?
!!! Постоянные бомбежки вынуждали людей жить в темноте, через шторы не должен пробиться ни один луч света, чтобы не стать мишенью для немецких летчиков. Только звучал по радио круглосуточно метроном (запускаю). Как вы думаете что он обозначал?
метроном – символ сердца города. Когда он звучал учащенно – люди знали, что скоро будет налет, а когда размеренно, спокойно – жители знали, что город жив.
Слайд 8.09.41
!!! 8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось фашистское кольцо блокады. В плане «Барбаросса» операция по захвату Ленинграда называлась «Северное сияние». Операция по захвату города должна была продолжаться всего несколько часов.
Слайд 9.09.41
!!!9 сентября Гитлер отдал приказ о возобновлении наступления на Ленинград.
После нескольких неудачных попыток штурма города, Гитлер сменил тактику. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза продуктов и боеприпасов. Нещадно бомбить город с воздуха, и он рухнет. Весной мы проникнем в город … вывезем все, что осталось живое, вглубь России или возьмем в плен, сравняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».
С лайд 900 дней и ночей
!!!Самыми страшными днями, в течение которых жители были поставлены на грань выживания, были почти 900 дней и ночей. Их называют трагедией века. От голода погибло более 80% жителей города.
!!!Как вы думаете, кому приходилось тяжелее всего?
На фоне музыки «Дети войны»
Дети войны... Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны... В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром,
Ленинградский гремит метроном.
Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.
Дети войны – в городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны, нас баюкали русские женщины...
Буду помнить я тысячи дней
Руки добрых чужих матерей.
Руки добрых чужих матерей.
Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам была только Родина-мать.
Дети войны,
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны,
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми!
Мир их дому!
Да сбудется мир!!
!!!Конечно, детям было труднее всего, которые до какого-то момента оставались веселыми и изобретательными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их. Азартно закидывали песком немецкие зажигалки, словно это новогодние игрушки. Убегали на передовую, ведь фронт был совсем рядом. Но позже дети разучились шалить и улыбаться…
Слайд 9 страниц дневника
!!!Маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. Всего 9 страниц. И за каждой - смерть.
Слайд 9 страниц дневника в отдельности
! !!Записная книжка Тани стала одним из главных доказательств вины фашистов на Нюрбернском процессе, который проходил после окончания войны.
!!! Дневник сегодня выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
!!! А Таню спасти не удалось. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.
!!!Голод-это было самое страшное для Ленинградцев.
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
О бразовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Мы съели хлеб, что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем,
И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном…
Звон метронома
Слайд о суточном пайке
125 г хлеба
40 г сахара
16 г масла
Предполагались 40 г крупы, 13 г мяса
(ребятам предлагается практическая работа: с помощью весов и ножа отмерять продукты, составляющее суточный паек)
!!! Продуктовые карточки. Вот все, что было у Ленинградцев на сутки и больше ничего…
!!! Какие чувства у вас возникли?
!!! А у ленинградцев уже не было: в домах - тепла, на столе - еды, в семье – родных и близких. И только в душе оставалось одно – что помогало им жить. Что это?
!!! На что они надеялись?
!!! А как можно было доставить в Ленинград добрую весть, если город был в кольце?
!!! Во время блокады множество ленинградцев носило на груди жетон-ласточку с письмом в клюве, как символ добрых вестей. Об этой ласточке пишет и поэтесса Ольга Бергольц, которая так же пережила блокаду. …Ольга Берггольц была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Вера в победу никогда не умирала в сердцах детей и взрослых. И вот 18 января 1943 года у микрофона - Ольга Берггольц: «Ленинградцы! Дорогие соратники, друзья! Блокада прорвана! Мы давно ждали этого дня, мы всегда верили, что он будет… Ленинград начал расплату за свои муки. Мы знаем - нам ещё многое надо пережить, много выдержать. Мы выдержим всё. Мы - ленинградцы. Уж теперь-то выдержим, теперь-то мы хорошо почувствовали свою силу!»
Дети читают стихотворение «Блокадная ласточка»
БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА (примечание: здесь напечатан фрагмент)
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна -
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
...Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!
Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень - к роднику.
Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?
Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?
Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны...
О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне...
1945г.
Ольга Бертгольц
! !! Ленинград был в кольце и единственной нитью, связывающей город со страной был навигационный путь по Ладожскому озеру. С наступлением зимы начала действовать знаменитая Дорога жизни протяженностью 32 км, по которой доставляли все необходимое для жизни и обороны города. Дорогу день и ночь бомбили немцы. Водитель, который садился за руль машины не был уверен, что останется жив.
Как вы думаете, глядя на карту, почему было возможным функционирование дороги жизни только поздней осенью, зимой и ранней весной?»
!!!Ответы детей – вода замерзала, не было фашистских кораблей в водах Ладожского озера. Зимой бомбили только с воздуха.
!!! Какой транспорт военного времени вы знаете?
Видео о полуторках на фоне песни А.Розенбаума
Командир бригады Биберган принял командование автобатальоном, а спустя 9 дней повел первую автоколонну;
Перед запуском автотранспорта была проведена разведка трассы командой из 9 человек;
Автомобильная трасса находилась в 9 км от позиции немцев.
Слайд 18 января 1943 года произошел разрыв блокады
Слайд 9 км разрыв
Слайд Снятие блокады 27 января 1943 года
!!!Блокада прорвана, люди открыли окна и в домах снова стало светло.
!!!Каким город предстал перед глазами освободителей?
!!! Проанализируйте фотографии, создайте коллаж и дайте ему название.
Коллаж, фото на зеленый пояс славы,
расположение коллажей
!!!Вставая и передавая блокадную ласточку, прошу вас назвать те качества людей, которые помогли им выжить и победить!
Минута молчания
Зеленый пояс славы
! !! Обратите внимание на цвет ленты - у нас в руках – зеленый пояс славы. Именно так называется мемориальный комплекс вокруг Санкт-Петербурга. Памятники установлены по 200 километровому кольцу блокады, а так же Дороги жизни в память о людях, живших в Ленинграде, защищавших свой город и погибших в нем.
Именно там установлен дневник Савичевой Тани.
Слайд 9
!!! люди, увлекающиеся магией чисел считают, что число 9-является числом гармонии. А если при этом объединяются способности и желание – успех гарантирован.
А как вы считаете, число 9 в этих событиях сыграло мистическую роль или это просто совпадение?
Не важно, мистика это или совпадение – главное, что мужество и самоотверженность защитников Ленинграда и всех солдат нашей страны позволило одержать победу в этой страшной войне. Для нас 9 мая -замечательный праздник Победы со слезами на глазах.
Слайд 9 мая
Рефлексия:
!!! Прошу вас уже после всего услышанного и увиденного сегодня поделиться со мной своими ощущениями. Получили что-то для ума или для души? (жестом)
- Благодарю
!!!
Дети прикалывают всем гостям на память блокадные ласточки
Фото на память
САМОАНАЛИЗ КЛАССНОГО ЧАСА
Актуальность:
Для проведения классного часа я выбрала событие ВОВ блокада Ленинграда, как один из ярких примеров подвига людей во время войны.
Санкт-Петербург. В этом году страна отмечала 75-летие снятие блокады.
Возрастные особенности:
Используя подростковое стремление к необычному, я обозначила тему классного часа «Девять».
Цель – формирование эмоциональной отзывчивости на события ВОВ на примере подвига защитников Ленинграда.
Цель поставлена неслучайно. В последнее время в СМИ довольно часто появляются очерки об эмоциональной холодности некоторых людей к событиям ВОВ.
Для достижения поставленной цели мною выбрана нестандартная форма проведения погружение с практической деятельностью. Классный час в форме погружения позволяет передать атмосферу военного времени. Этому способствовало музыкальное сопровождение во время занятия, видео, фотоматериалы, интерьер класса.
Я использовала следующие методы и приемы: мозговой штурм, театрализация, рефлексия, практическая работа с хлебом. Показателем эффективности использованных методов стала заинтересованность детей, их эмоциональный отклик. Постаралась сочетать индивидуальные и групповые формы работы детей на классном часе.
Так как был виден эмоциональный отклик детей, я считаю, что цель классного часа достигнута (высказывания о хлебе, рефлексия, слезы)