Классный час для проекта на тему «150 культур Дона» (5–11 классы)
Классный час для проекта «150 культур Дона»
Классный руководитель 6 «В» класса Горбачева О. И. –
учитель изобразительного искусства МБОУ Багаевской СОШ №2
Культура Грузии
Цель:
- формировать представление и систематизировать знания учащихся о культуре грузинского народа;
- способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями «нация», «национальность»
- познакомить учащихся с особенностями культурного наследия Грузии;
- создать условия для воспитания у учащихся черт толерантной личности - чуткой и ответственной, открытой восприятию других культур, способной ценить, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята.
Начать сегодняшний урок я хочу со стихотворения В.Степанова:
Живут в Ростове разные народы с давних пор.
Одним тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод,
Один кумыс готовит, другой готовит мед.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия, у нас у всех одна.
Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
Национальность - принадлежность к какой-нибудь нации, народности
Учитель: таким образом, ребята, мы можем сделать вывод, что все эти понятия очень близки.
Учитель: Современный Донской край – это многонациональный регион. Давайте же, вместе с вами определим, какие народы проживают у нас в крае?
-Вспомните, ребята, свой класс, свою школу, улицы вашего города и скажите, какие народы проживают на Дону: у вас в классе? в школе? в городе? (ответы учащихся). Молодцы, вы очень хорошо знакомы с национальным составом Донского края.
Учитель: Что же позволяет таким разным людям (разной национальности, веры, культуры, представлений о жизни) жить в одном крае, что делает эту жизнь возможной? (ответы учащихся)
Вывод. Нужно изучать культуру других людей.
Учитель: А кто же казаки? – спросите вы, это народ или национальность. На этот вопрос нет однозначного ответа. Казачество как отдельный народ в России не выделяют.
Казак – это воин, защитник, а культура и быт казачества сложились во времени нелегкого и славного пути служения своему государству.
В казаках могли быть люди разных народностей, но подчинявшихся одним законам и правилам казачьего устоя. Вот почему, в культуре и быте казачества мы так часто находим много общего с другими народностями. Сегодня мы с вами познакомимся с культурой Грузии.
2. Культура Грузии
Учитель: Культурная жизнь Грузии восходит к 5 в. Несмотря на культурное влияние Персии, и Турции, грузины всегда тяготели к Европе. Грузия в 11–12 вв. пережила эпоху Возрождения, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи.Грузия – страна с древней и богатой самобытной культурой, истоки которой берут начало в глубине тысячелетий. Культура Грузии давно пересекла национальные границы и вышла на международный уровень, потому что это достояние и наследие всего человечества. После создания Грузинского государственного танцевального ансамбля в конце 19 в. грузинские танцы завоевали признание во всем мире. До сих пор сохраняется традиционное ремесленное искусство, в том числе роспись по эмали и художественная обработка металлов (ювелирное искусство, чеканка). Расцвет светской культуры произошел в 19 в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей, обогатили литературный язык и создали богатую национальную литературу.
Грузинская монументальная архитектура, музыка, книжная миниатюра, богатая духовная и светская литература, красочные проникновенные танцы, работы ювелиров, чеканщиков и художников, и конечно сам гостеприимный и хлебосольный грузинский народ, все это является частью древней страны.
Своеобразное географическое расположение Грузии на стыке Европейского и Азиатского континентов отразилось на развитии ее культуры, впитавшей в себя ближневосточные, европейские и местные кавказские традиции. Важные торговые пути, идущие через территорию Грузии и соединяющие север с югом, а восток с западом стали источником проникновения сюда элементов новых культур, традиций, веяний, тенденций и учений. Здесь, в Грузии, сошлись неторопливая мудрость Востока и прогрессирующая динамичность Запада.
Период XI-XII вв. – эпоха возрождения грузинского государства, когда монахи в академиях, церквях и монастырях выдвигали новые гуманистические идеи. Уже в средние века в Грузии процветали философия и историография, теология и право, поэзия и искусство. Развивались архитектура, астрономия, география и другие отрасли знания. Стало зарождаться прикладное искусство и особенно – ювелирное дело и художественная обработка металла (чеканка), процветающие до сих пор.
Расцвет светская культура Грузии претерпела в XIX в., когда грузинские писатели и художники под влиянием европейских идей обогатили сокровищницу национального и мирового искусства. В сокровищнице духовной культуры грузинского народа самое значительное место занимает музыкальный и танцевальный фольклор – искусство многоголосого хорового пения и национальные танцы, получившее признание во всем мире.
Прикладное искусствоТрадиционное грузинское прикладное искусство в основном представлено высокохудожественными изделиями из керамики, металла, дерева, кости. Грузия славится своим ювелирным мастерством, гравировкой по металлу, оружейным мастерством.
Первые образцы керамической посуды появились на территории Грузии в VII тысячелетии до н. э. Позже, в IV—III тысячелетиях до н. э., наряду с керамикой появляются первые металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. В следующем тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. В это время ювелирное дело достигает своего расцвета. Ювелиры в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Но апогея славы средневековое ювелирное искусство достигло в XI—XIII веках.
Период многочисленных завоеваний тоже не прошел бесследно для прикладного искусства. Оно попадало под влияние европейского, персидского, азиатского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.
В XIX веке в Грузии наивысшего расцвета достигло искусство златокузнецов. Лучшие образцы золотых столовых изделий (кубки, чаши, кувшины, рога-канци) и украшений создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Изделия обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью.
С древних времен грузинские мастера при художественной обработке благородных металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX—XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. И в наше время это искусство не утратило свою силу, грузинские мастера по сей день продолжают работать в технике эмали.
В XVIII—XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица).
В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д.
Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.
Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.
Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.
Музыка и танцы (фольклор)В мире найдется немного стран с такой высокой хоровой культурой, как Грузия. Национальная самобытность грузинского народа в полной мере проявилась в многоголосой хоровой песне. Своими корнями многоголосное (полифоническое) песнопение восходит к V в. н.э. Первоначально оно существовало лишь как народное, но после принятия христианства приобрело статус еще и церковного песнопения.
Для грузинского многоголосья характерны особая голосовая техника пения на три голоса. Обычно в Грузии поют мужчины. Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые.
О точном времени зарождения грузинского фольклора до сих пор не утихают споры. Одни считают, что грузинской народной музыке более 1500 лет. Наиболее смелые утверждают, что первые сведения о грузинском танцевальном и песенном фольклоре упоминаются еще до нашей эры. Например, по свидетельству греческого историка Ксенофонта (IV век до н.э.), среди грузинских племен была широко распространена светская музыка, военные и танцевальные мелодии. Грузины даже в битву шли с песнями и танцами. В грузинском фольклоре действительно сохранились ритуальные песни и танцы как языческой, так и христианской эпохи. В 2001 году ЮНЕСКО признало грузинскую песню шедевром устного нематериального наследия.
Танцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.
В Грузии есть такое понятие как «танцевальный диалект». Это значит, что в каждом регионе Грузии своя особая манера исполнения танцев. Так различаются кахетинский, карталинский, рачинский, сванский, мингрельский, имеретинский, гурийский, аджарский, мтиульский танцы и т.д. (просмотр видеоролика «Истина в танце»)
Грузинская песенная и танцевальная культура жанрово богата и разнообразна. На протяжении многих веков формировался народный исполнительский стиль и традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Сегодня в Грузии действуют такие Храмы музыкального и танцевального искусства как Грузинский театр оперы и балета (создан в 1851 году), Театр музыкальной комедии. Тбилисская консерватория заслужила репутацию учебного заведения, готовящего прекрасных исполнителей классической музыки.
Государственный симфонический оркестр и множество ансамблей народных песен и танцев, к примеру, «Эрисиони» и «Рустави», известны во всем мире.
ЛитератураПервые грузинские литературные памятники относятся к V в. н.э. Это церковная литература периода раннего христианства – жития мучеников и святых, различные трактаты. Далее появился фольклор – сказания о героях и дидактические поэмы.
Расцвет восточной (в частности, персидской) литературы также оказал сильное влияние на развитие грузинской литературы. В эпоху раннего Средневековья появляются эпические произведения лирического содержания о несчастной любви, написанные под влиянием творчества Фирдоуси и др. восточных авторов. Символом грузинской художественной литературы является эпическая поэма «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, написанная в XII веке.
Наиболее значительный вклад в литературное наследие Грузии внесли также Сулхан-Саба Орбелиани – автор толкового грузинского словаря ( XVIII век), Илья Чавчавадзе, Александр Казбеги и Акакий Церетели ( XIX век), Галактион Табидзе («Луна Мтацминды», «Ветер веет»), Константин Гамсахурдиа («Десница» - XX в.).
Романы Нодара Думбадзе – великого грузинского писателя XX века повествуют о простых и мудрых людях, пронизаны народным юмором и глубокой философией. Произведения Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Белые флаги», «Закон вечности» изданы на 94 языках мира.
Произведения поэтов и писателей Грузии переводились и на русский язык многими поэтами, включая Бориса Пастернака и Евгения Евтушенко.
Живопись и архитектураИскусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани, Гиго Габашвили, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Корнелий Санадзе, Елена Ахвледиани, Сергей Кобуладзе, Симон Вирсаладзе и Екатерина Багдавадзе. Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели, Ираклий Очиаури и Зураб Церетели.
Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из нетитулованной ветви старинного грузинского рода Церетели. Мать — Тамара Семёновна Нижарадзе (1910—1991), также представительница княжеского рода. Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.
Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.
В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.
Мозаичное панно «Ленин» у парка Ривьера в Сочи — одна из первых крупных работ Церетели, 1970
С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Грузии,
Беларуссии и Литве.
В 1988 году избран действительным членом (академиком) АХ СССР.
С 1997 года является Президентом Российской академии художеств.
В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.
Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.
В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона. В начале июня того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта». З. Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.
Под руководством Церетели осуществлялось строительство Храма Христа Спасителя. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена подземная парковка.
Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить:
монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783—1983) присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части известный поэт Андрей Вознесенский);
монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;
монумент «Разрушить стену недоверия» (Лондон, Великобритания);
бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);
скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания).
Он автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в курортном комплексе в Пицунде (1967), в курортном городке ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973; Ленинская премия 1976 года), вгостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте (1978), в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве (1980).
Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (открыт 1995. Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом. 11 сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели — дар американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.
Монумент представляет собой 30-метровую бронзовую плиту с узким продолговатым сквозным отверстием, напоминающим разлом, внутри которого свисает гигантская зеркальная капля, отлитая из обломков расплавленных во время теракта стальных балок башен-близнецов.
В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже.
В 2012 году в курортном французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви Церетели открыл скульптурную композицию, посвященную Марине Цветаевой. Памятник является частью диптиха — другой частью которого является памятник Борису Пастернаку. Этот памятник будет установлен в Москве — во дворе Музея частных коллекций ГМИИ имени Пушкина. В этом доме Пастернак жил на протяжении десяти лет.
В 2013 году в Рузе был установлен памятник Зое Космодемьянской работы Церетели.
В 2015 году в Ялте открылся памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции.
З. Церетели является основателем Московского музея современного искусства.
ТеатрГрузинская драматургия восходит к середине XIX в. Ее основоположником считается писатель, переводчик и театральный деятель Георгий Эристави (1811–1864).
В Грузии насчитывается более 30 театров. Наиболее посещаемые из них находятся в Тбилиси. Это Академический театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Государственный академический драматический театр им. Ш.Руставели, широко известный в современном театральном мире как один из самых творческих и талантливых коллективов, Государственный академический драматический театр им. К. Марджанишвили, отметивший свой 150-летний юбилей Государственный русский драматический театр им. А.С. Грибоедова, Государственный музыкальный театр им. В.Абашидзе.
КиноРождение грузинского кинематографа произошло в начале XX в. Первый фильм был снят в 1912 году. Тогда еще никто не знал, что грузинские фильмы получат мировое признание.
Такие грузинские кинорежиссеры, как Эльдар Шенгелая («Ширекилеби»), Георгий Чхеидзе («Пиросмани»), Тенгиз Абуладзе (трилогия «Мольба», «Древо желания», «Покаяние»), Отар Иоселиани («Фавориты луны» и многое другое), Ираклий Махарадзе («Всадники дикого запада – грузинские ловкие всадники»), Георгий Данелия («Не горюй!», «Мимино» и многое другое) получили за свои работы ряд международных премий. Их работы навсегда вошли в сокровищницу мирового кинематографа.
Грузия подарила миру плеяду талантливейших актеров. Таких как Верико Анджапаридзе, Кахи Кавсадзе, Софико Чиаурели, Вахтанг Кикабидзе и многих других.
МузеиВ Грузии насчитывается около 100 музеев. В одном лишь Тбилиси их более 20. Главный музей страны - Государственный музей Грузии им. Симона Джанашиа, преобразованный в 1919 из Кавказского музея (основан в 1852 г.).
Здесь представлена крупнейшая коллекция памятников грузинской культуры: предметы материальной культуры, начиная с эпохи нижнего палеолита – орудия труда, наконечники стрел и копий, утварь, древние украшения, а также изделия художественных ремесел из разных районов Грузии, коллекция монет как грузинских, так и стран Ближнего Востока. В музее есть геологический, биологический, зоологический отделы, а также отдел по новой и новейшей истории Грузии.
Вторым крупным музеем считается Государственный музей искусств Грузии им. Ш.Амиранашвили. Его «золотой фонд» содержит богатейшую коллекцию древнегрузинского искусства (со знаменитыми эмалями Хахульского триптиха и центральной эмалевой иконой Богоматери), а также русского, советского, западноевропейского и восточного искусства.
Интересны также такие музеи, как Национальная картинная галерея, Государственный музей современного изобразительного искусства, Государственный музей народного и прикладного искусства, Музей грузинской литературы, Тбилисский исторический музей им. И. Гришашвили, Государственный музей музыки, театра и кино, Государственный дом-музей Н. Пиросмани, Историко-этнографический музей с коллекцией древних грузинских жилищ.
2. Рефлексия.
Ребята по цепочке продолжают фразы:
сегодня я узнал…
было интересно…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
3. Домашнее задание.
1. Для тех, кто любит рисовать: изобразить дружбу народов Дона и Грузии.
2. Для тех, кто увлекается компьютером: сделать презентацию, посвященную культуре грузинского народа.
3. Для тех, кто любит исследовать: проследить становление грузинского народа в нашем крае и подготовить реферат на эту тему.