Классный час "ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ МЕСТО ДЛЯ ПОДВИГА?"
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ПО ТЕМЕ
«ЕСТЬ ЛИ В ЖИЗНИ МЕСТО ДЛЯ ПОДВИГА?»
Звягинцева Инна Витальевна
учитель истории и обществознания, классный руководитель
филиала МКОУ «Поспелихинская СОШ №4» Калмыцкомысовская СОШ.
Аннотация | |
Целевые ориентиры практики | Формирование у учащихся представление о подвиге и героизме; Воспитание позитивного отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм. |
Направление воспитания в рамках программы воспитания школы | Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание; Модуль «Основные воспитательные мероприятия» |
Целевая группа | Обучающиеся 5 - 8 классов |
Применение методических рекомендаций | Методические рекомендации могут быть использованы в практике работы классного руководителя |
Апробация методических рекомендаций | Сценарий воспитального события подготовлен в рамках конкурса «Учитель года – 2023» (муниципальный этап) |
Содержание методических рекомендаций | Конспект; Презентация; Видеоролики; Раздаточный материал (домино; круговое домино; кейсы) Скачать по ссылке: - https://cloud.mail.ru/public/Ke97/LgCbruu77 |
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ
Часть 1. МОТИВАЦИОННАЯ (7 минут)
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стол. Перед вами домино. Причитайте название. Как вы думаете, чему оно посвящено.
Ответы учащихся (примеры: героям Отечества)
Наше занятие я предлагаю начать с игры (Приложение 1). Ребята, вспомните героев нашей истории и соберите домино. Начать необходимо с карточки «НАЧАЛО», а дальше ищем соответствия между именем героя и его поступком, выстраивая змейку.
Учащиеся собирают домино (Минин и Пожарский, Иван Сусанин, Суворов, Жуков, Матросов, Зорге, Гагарин, Космодемьянская, Пирогов).
Учитель: Друзья, как вы думаете, почему в домино я определила «НАЧАЛО» игры, но не поставила точку?
Ответы учащихся (примеры: потому что героев гораздо больше; потому что можно вписать новые имена и т.п.)
Учитель: Есть ли место героизму в наши дни? Можем ли мы продолжать вписывать новые имена и их подвиги в игру? Ответы учащихся
Учитель: Как известно, у каждой эпохи — свои герои. Сегодня мы поговорим о том, есть ли в наше время место для подвига и что может сподвигнуть человека на неординарный поступок.
Часть 2. ОСНОВНАЯ (20 минут)
Учитель: Ребята, как вы думаете, героями рождаются или становятся? Почему вы так думаете? Ответы учеников.
Учитель:
В какой стране живут герои?
Нужны ли особые условия, чтобы появились герои?
Каков внешне должен быть герой?
Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
Герои – это люди особой профессии?
Ответы учеников.
Учитель: Дети, а что мы называем подвигом? Ответы учеников.
Учитель: Если мы обратимся к словарю, то увидим, что само слово – «подвиг», связано со словом «движение». Получается тот, кто совершает подвиг, что-то приводит в движение, что-то изменяет. Что же именно, как вы думаете? Ответы детей.
Учитель: Ответ может быть и таким: себя. То есть что-то меняет в себе, в своей душе, в своем сердце, проявляя любовь к ближнему, к своему Отечеству.
Учитель: Ребята, предлагаю посмотреть видеосюжет о юных героях Алтайского края.
Демонстрация видеоролика № 1 (Награждение детей Алтайского края за подвиги) (Приложение 2).
Учитель: Какие чувства у вас возникли, познакомившись с подвигом юных героев?
Ответы детей.
Учитель: Хорошо, давайте ещё познакомимся с тремя героическими истории (Приложение 3). Подумайте, что общее прослеживается в данных примерах.
Учащиеся знакомятся с историями по группам, рассказывают всему классу, определяют, что не только все подвиги связаны с пожаром, а то, что их совершали их ровесники. (Во время рассказа учащихся, учитель демонстрирует презентацию Приложение 4).
Учитель: Как вы думаете, о каких качествах мы можем сказать, познакомившись с героическими историями? Какие качества демонстрируют дети? Ответы учеников.
Учитель: Ребята, давайте представим, что Вы оказались на пожаре. Вам разрешают взять с собой только пять качеств личности человека, которые помогут Вам справиться с ситуацией, чтобы помочь себе и другим людям. Выбранные качества запишите на листе бумаги.
Ученики в парах записывают качества на листе бумаги (Учитель должен подготовить листы бумаги и ручки)
Учитель: Через некоторое время к вам на помощь приходит Ваш знакомый (друг). У него тоже есть пять качеств. Но оставить можно только пять. Какой список качеств вы оставите для данной ситуации. И почему? Ответы учеников.
Учитель: Ребята, все перечисленные качества у человека врожденные или приобретаются со временем? Ответы учеников.
Учитель: Хочу еще познакомить с одними подростками Алтайского края, которые живут совсем рядом, в Шипуновском районе. Посмотрите внимательно на фотографии (Демонстрация презентации Приложение 4). Что мы видим? Это школьная линейка, которая у нас в школе проходит каждую неделю, где кого-то награждают, кого-то хвалят за учебу, участие в конкурсах и проектах. А этих ребят за что награждают? Ваши предположения… Ответы учеников.
Учитель: Эти ребята 12-14 лет стали лауреатами общественно-государственной инициативы «Горячее сердце» 2023.
Учитель демонстрирует сайт Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце» https://cordis.fondsci.ru/
Ученики включены в почетную книгу «Горячее сердце 2023». Вот так выглядит эта книга (Приложение 5). И на странице 34-35 есть фотографии наших героев и их подвиг. Эти ребята отличились при тушении пожара в родном селе, У пенсионеров Таисьи Константиновны и Александра Антоновича во дворе загорелся сарай, в котором хранились уголь, дрова и газовые баллоны. Пожилые люди – дети войны. Первыми на зов прибежали школьники. Схватив вёдра, ребята стали поливать водой сарай, также лили воду на уголь, чтобы огонь не добрался до газовых баллонов.
Учитель: Скажите, пожалуйста, почему ребята поступили именно так? Ответы учеников.
Учитель: Ребята, мы сегодня называли качества, которыми обладает герой. Какие качества героя есть у вас? Как можно воспитать в себе такие качества? Ответы учеников.
Учитель: Как стать героем.
1. Попробуйте отучить себя от вредных привычек – это требует колоссальных усилий воли, но если получится, то это шаг к воспитанию в себе сильного характера.
2. Заставьте себя добросовестно учиться и работать, приобретите трудовые навыки - это тоже путь к подвигу!
3 Не огорчайтесь, если вам сразу не представится случая совершить что-то необычное.
4. Сумейте сделать так, чтобы будничное, повседневное дело горело в ваших руках – и рано или поздно вы совершите подвиг!
Учитель: Ребята про героизм существует множество крылатых высказываний. Предлагаю составить известные высказывания о героизме и обсудить в парах, какое одно выражение вам наиболее ближе.
Учащиеся работают в парах с круговым домино (Приложение 6):
Можно и не быть героем, а оставаться человеком всегда и везде;
Геройство не передается по наследству;
Герой первым спешит навстречу беде;
Геройство не имеет пола, возраста и сословия;
Герой не ищет славы, а слава ищет героя.
Когда родина в опасности, герой всегда впереди.
Герой всегда держится достойно, даже в минуты поражений.
Герой не всегда бесстрашен, но всегда силен духом.
Часть 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ (3 минуты)
Учитель: Никто в стране не ведет специальной статистики, но если бы она была, то, наверное бы, стало понятно, сколько людей, благодаря героям, продолжают жить. Кого-то спасли из пожара, кого-то вытащили из водоема. Эти люди всегда приходят на помощь сами, их не зовут, не просят об этом.
Демонстрация видеоролика «Гимн Горячие сердца» (Приложение 7)
Спицына Любовь Ивановна