Классный час на тему «Их имена — гордость России» (4–7 классы)
Классный час "Их имена - гордость России"
Цель:
- Формирование гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свое Отечество и развитие интереса к истории своей страны, ее памятным датам и выдающимся личностям.
Задачи:
- Способствовать повышению интереса к культурному и историческому наследию своего народа;
- Воспитывать чувство товарищества, командного духа;
- Повышать мотивацию к изучению героических страниц истории России;
- Развивать познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение выдающихся людей страны;
- Расширять знания о великих открытиях и изобретениях мира.
Ход классного часа:
-Ребята, посмотрите на видеоряд и определите тему классного часа.
(Презентация)
Презентация
PPTX / 5.24 Мб
- Сегодня мы продолжим разговор о нашей замечательной стране – России.
-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Россия?
-Наша страна – это большое независимое государство с бескрайними степями, плодородными землями, густыми лесами, полноводными реками и необозримыми полями. Но славится страна, в первую очередь, людьми: спортсменами, врачами, поэтами, композиторами, художниками, учеными.
-Давайте посмотрим короткий ролик о тех открытиях и достижениях наших соотечественниках, которые прославили Россию на весь мир.
(Ролик)
https://www.youtube.com/watch?v=VK4jkuodDTA
-Каких известных людей можно было бы добавить в данный список?
-Предлагаю вам проверить, насколько хорошо знаете своих соотечественников, которые внесли весомый вклад в историю государства, прославили страну в области освоения космоса, совершили какие-то научные открытия.
-Разделимся на 3 команды. Каждая команда получит маршрутный лист, в нем прописаны названия станций, которые необходимо пройти. На каждой станции вас будут встречать педагоги, которые будут задавать вопросы. Если команда дает неверный ответ, можно обратиться к карточкам-подсказкам. Все ответы надо сохранять до окончания квеста, затем мы разместим их на ватмане. В конце мероприятия получается готовый продукт – проект «Их имена – гордость России».
(Шаблон проекта)
Задания квеста
Станция «Великие полководцы»
Учитель: Великие полководцы и флотоводцы, во все времена они вершили славную историю нашей могучей страны, служили ей верой и правдой. Делали всё возможное для того, чтобы наша страна была свободной, независимой, могучей державой.
- Ваша задача заключается в том, чтобы узнать полководца по описанию.
Вопрос1.
- Назовите имя русского полководца, который прослужил 50 лет, не проиграл ни одного сражения. Особенно он отличился во время русско-турецкой войны.
Ему принадлежат слова, ставшие поговоркой: "Тяжело в ученье - легко в бою".
- Назовите полное имя полководца.
Правильный ответ: Александр Васильевич Суворов
- Суворов участвовал в 35 больших боях и сражениях, был шесть раз ранен. Он получил самое высокое воинское звание - генералиссимус.
Вопрос 2.
- Назовите имя создателя военно-морского флота в России и организатора школ, где готовили к морской службе. О нем Александр Сергеевич Пушкин сказал такие слова:
"То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник"
Правильный ответ: Великий царь Петр 1
- Чтобы торговать с другими странами, России необходим был выход в Балтийское море. Чтобы открыть этот путь, необходимо было иметь хороший военный флот и морской путь. Для строительства флота нужны были специалисты. Пётр 1 отправился за границу учиться морскому делу. За время пребывания за границей Пётр сам овладел 12 специальностями, в некоторых из них он мог потягаться с лучшими мастерами.
Вопрос 3.
- Назовите имя русского князя, которого русская церковь причислила к лику святых. Свою первую победу в битве на реке Неве он одержал, когда ему исполнилось 19 лет. А стратегия боя на Чудском озере для многих была образцом военной тактики. Ему принадлежат слова: "Кто с мечом на русскую землю придёт, тот от меча и погибнет"?
Правильный ответ: Александр Невский
- Новгородский князь Александр Ярославович по прозвищу Невский возглавил русский народ не только как военный, но и как политик. Четырежды с огромным риском для себя ездил в Орду, дважды говорил с Батыем и отвёл от Руси опасность новых нашествий.
Станция «Великие учёные и деятели науки»
Учитель: Ребята, 8 февраля отмечается День Российской науки. В нашей стране всегда было много талантливых, выдающихся деятелей, внесших большой вклад в российскую и мировую науку. Мы должны помнить, ценить и знать имена великих сынов России, которые своим трудом и знаниями обогатили мир.
- Вам необходимо назвать имена нескольких ученых.
Вопрос 1.
-Этот ученый прославил Россию как оплот наук. Он изобрел периодическую таблицу химических элементов, активно занимался разработками в области химии, биологии, геологии и даже экономики. Он создавал удивительные приборы и аппараты, стремился познать как можно больше и поделиться своими знаниями с окружающими.
Правильный ответ: Дмитрий Иванович Менделеев
- Дмитрий Иванович в своей жизни совершил много научных открытий, проводил лабораторные исследования. А еще он сам мог шить себе одежду, увлеченно плел качественные чемоданы, которые очень быстро раскупались в Москве и Петербурге богатыми купцами.
Вопрос 2.
-Назовите имя академика, русского ученого, реформатора русского языка, поэта, историка и художника. Движимый стремлением к знаниям, в 19 летнем возрасте он пешком приходит в Москву и поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. Он был создателем первой химической лаборатории в России при академии наук, в которой ученый занимался исследованием веществ и разрабатывал новые способы получения материалов.
Правильный ответ: Михаил Васильевич Ломоносов
- Ломоносов прославился открытиями в различных областях науки. Например, его самым известным и масштабным достижением в области астрономии стало открытие у планеты Венеры атмосферы. Кроме того ему принадлежит усовершенствование устройства телескопа.
Вопрос 3.
-Назовите имя ученого, который одним из первых нашел практическое применение электромагнитных волн, в том числе для радиосвязи. Создал совершенный для своего времени вариант радиоприемника.
Правильный ответ: Александр Степанович Попов
- Александр Попов занимался исследованиями в области медицины. Он изучал рентгеновские лучи и первым сделал снимки человеческих конечностей.
Станция «Покорители космоса»
Учитель: Неизведанные просторы Вселенной всегда были загадкой для человека. Стремясь постичь эти тайны, в ХХ веке
началось освоение космического пространства. Космонавты это смелые, отважные и физически подготовленные люди, всегда готовые на самопожертвование. Каждый из них – герой. Известные на весь мир представители профессии стали первооткрывателями в своем деле.
-Вам необходимо назвать имена трех известных космонавтов.
Вопрос 1.
-Назовите имя летчика-космонавта, который первым из землян совершил космический полет на корабле "Восток". За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета в космос был объявлен праздником - Днём космонавтики.
Правильный ответ: Юрий Алексеевич Гагарин
-Первый свой самостоятельный полет Юрий Гагарин совершил на самолете Як-18 после окончания Саратовского аэроклуба. В честь этого летчика- космонавта был переименован его родной город Гжатск.
Вопрос 2.
- Назовите имя женщины-космонавта, которой присвоен почётный титул «Величайшая
женщина XX столетия». Свой космический полёт она совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он продолжался почти трое суток. Одновременно на орбите находился космический корабль Восток-5, пилотируемый космонавтом Валерием Быковским (муж).
Правильный ответ: Валентина Владимировна Терешкова
- Перед полетом в космос Терешкова сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов, о полёте они узнали из новостей по радио. Спускаемый аппарат «Восток-6» благополучно приземлился в Алтайском крае.
Вопрос 3.
-Назовите имя летчика-космонавта, который впервые совершил выход в космическое пространство. Два раза был удостоен звания Героя Советского Союза, имел звание генерал-майора авиации.
Правильный ответ: Алексей Архипович Леонов
- Время нахождения Леонова в безвоздушном пространстве составило 12 минут и 9 секунд. Его переполняли невероятные эмоции: восторг и огромная значимость происходящего. К ним примешивались и неприятные ощущения. Скафандр раскалился, космонавт страдал от невероятной жары, пот буквально лился у него по лицу. Когда подошло время возвращаться на корабль, возникла снова проблема. Во время пребывания в безвоздушном пространстве, скафандр сильно увеличился в размерах, поэтому никак не проходил по размерам в шлюзовую камеру. Космонавт немного спустил давление, таким образом, он добился уменьшения объема костюма.
Учитель:
-Подведем итоги нашей работы. Учащиеся 1 команды зачитывают вопрос, называют правильный ответ. Остальные команды уточняют ответ, исправляют, если он неверный. (Педагог дополняет ответы учащихся).
-По второму вопросу выступает 2 команда, остальные дополняют ответ.
- Третий вопрос озвучивает 3 команда.
(Фото и текстовый материал размещается на ватмане).
-Ребята, как вы поняли из ролика и заданий квеста, люди, населяющие Россию, постоянно стремятся к успеху. А будет ли страна успешна в дальнейшем? От кого это зависит?
-Конечно, вы – будущее нашей страны.
-А что необходимо человеку, чтобы добиться успеха?
-Человек, стремящийся к успеху, должен для себя поставить определенную цель и стремиться к ней. Чтобы добиться цели, надо составить программу деятельности, реализовав которую человек и добьется поставленной цели.
-Предлагаю каждому из вас составить чек-лист «Что я могу сделать для своей страны».
(Чек-лист)
-Кто хочет зачитать свой чек-лист?
-Ребята, я и ваши родители очень хотят, чтобы каждый из вас добился успеха. В нашей стране созданы все условия для этого. Мы в вас верим!
-Закончить классный час я предлагаю флеш-мобом под песню «Мой успех рожден в России».
https://zaycev.net/pages/30112/3011245.shtml?spa=true&trackId=3011245
Приложение
Заимствованные материалы:
Россия
https://100-faktov.ru/wp-content/uploads/2014/09/a49209910d9afbc6535b.png
Картинки для презентации
https://rused.ru/upload/139/den_zashchity_detey_01.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0d27/000bf406-94e164a1/img5.jpg
https://cdn.photosight.ru/img/6/35d/4631990_large.jpg
https://lookw.ru/8/865/1476178927-russia-moscow-rivers-478099.jpg
https://s-english.ru/images/likatama/16-2.jpg
https://img2.goodfon.ru/original/6852x4723/8/f0/moscow-russia-kremlin-city-277.jpg
https://img.gazeta.ru/files3/589/7711589/upload-RIAN_02682600.HR.ru-pic4_zoom-1000x1000-80399.jpg
https://primetnik.ru/wp-content/uploads/2020/04/1.3.jpg
https://cdn.fishki.net/upload/post/201502/07/1418773/66486cdf67970b990a4077654416f83b.jpg
https://cdn.photosight.ru/img/b/d7d/6946044_xlarge.jpg
https://u.livelib.ru/reader/LenaTerehova/o/arm3r6kl/o-o.jpeg
https://sch962sv.mskobr.ru/files/NEWS/noyabr/789.jpeg
https://cdn5.vectorstock.com/i/1000x1000/39/54/leather-notebook-vector-3673954.jpg
Фото:
Суворов
https://images.chesscomfiles.com/uploads/v1/user/43213712.687a8e22.1200x1200o.eae0d7ef2c22.jpeg
Петр 1
Александр Невский
https://peterburg2.ru/uploads/19/09/09/ga2_lec00.jpg
Менделеев
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eeb/00107622-9dfe57f4/hello_html_7a205447.jpg
Ломоносов
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/Mikhail_Lomonosov2.jpg
Попов
http://ardf.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%90%D0%A1.jpg
Гагарин
https://pbs.twimg.com/media/D37E3gcU0AAGft1.jpg
Терешкова
https://www.energia.ru/ru/history/tereshkova/im/photo_64.jpg
Леонов
https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/aleksej-leonov-3.jpg
Вопросы квеста
https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-viktorina-velikie-polkovodci-621040.html
https://urok.1sept.ru/articles/596425