Классный час «Мы помним их имена» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артемовского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов» (МАОУ СОШ № 56)
ИНН 6602003095 КПП 660201001
ул.Свободы, 82, г.Артемовский Свердловской области, 623782
тел. (34363) 57-156, 57-119; e-mail: myschool56@mail.ru
материалы на конкурс методических разработок
ко Дню Победы
классный час в начальной школе
«Мы помним их имена…»
Автор:
Рязанова Людмила Александровна
Учитель начальных классов
Педстаж-33 года
МАОУ СОШ № 56
апрель 2021 г.
г. Артёмовский
Классный час в начальной школе
«Мы помним их имена…»
Цель: развитие патриотических чувств и формирование чувства гордости за свою Родину, за свой народ, воспитание уважительного отношения к историческому наследию своей страны.
Задачи:
-формировать у учащихся представление о Великой Отечественной войне;
-знакомить с историей страны;
-формировать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершённый советским народом;
-познакомить с пионерами-героями Великой Отечественной войны;
-воспитывать уважение к старшему поколению;
-воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою Родину.
Возраст учащихся: 9-10 лет
Информационное обеспечение:
-Е.Н. Арсенина, Внеклассные мероприятия в начальной школе,- Волгоград, Учитель. 2017
- М.Ю. Женило. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины. Игры для учащихся 4-х классов,- Ростов н/Д, Феникс, 2016
- Ф.Н. Невская, В.А.Синицын, История Отечества, разработки уроков, - М, Изд-во НЦ ЭНАС, 2015
- Е.М. Тихомирова, Сценарии школьных праздников: внеклассная работа, 1-4 классы,- М, Экзамен, 2016
Оборудование: Презентация, выставка сочинений обучающихся на тему «Война в моей семье», плакаты, тема классного часа
Ход классного часа.
Учитель
- Ребята, когда люди плачут?- А могут ли люди плакать от радости? Какая это должна быть радость?
- Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. (1 слайд)
Учитель.
Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом ромашки в поле. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. (2 слайд)
Чтец:
Сорок первый – начало войны,
Сорок первый – начало беды!
Враг напал на нашу страну,
В каждый дом принес он беду.
Учитель
На борьбу с немецко- фашисткими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. «Всё для фронта, всё для победы»- повсюду звучал девиз. (3 слайд)
Чтец
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Учитель
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните! Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните! Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните! Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.(4, 5 слайд)
Учитель
1418 мучительных дней и ночей длилась эта война…(6-8 слайд)
Учитель
На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы.
Чтец:
Юные безусые герои.
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем.
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.(9 слайд)
Рассказ ученика
Марат Казей
...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
10 слайд.
Рассказ ученика
Леня Голиков
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза
11 слайд
Рассказ ученика
Валя Котик
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
12 слайд
Рассказ ученика
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
13 слайд
Рассказ ученика
Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Чтец
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, все равно.
Вы сегодня с нами. В наших мыслях.
В каждой песне, в лёгком шуме листьев.
Тихо постучавшихся в окно.
Учитель
Низко поклонимся тем, кто не дожил до счастливого дня Победы. Почтим их память минутой молчания.
Минута молчания. (14 слайд)
Чтец
Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой…
Чтец
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил…
Учитель
Велика была цена победы. Нет в России такой семьи, в которой бы не было погибших, отдавших свою жизнь за освобождение и счастье родины. Народная молва гласит: «Человек не умер до тех пор, пока память о нём жива в наших сердцах». Память…Живая память сердца… Человек может умереть дважды: там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз — в памяти народной. Второй раз умирать страшнее.
Чтец
Опять война...
А может, нам о ней забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить!»
И может показаться, правы и убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть
Она, как силы, нам нужна.
Чтец
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они? (15 слайд)
Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему «Война в моей семье»
Сочинение Ермакова Дмитрия. 4-Б класс
Война в моей семье.
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь, отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой.
(С. Михалков)
Война- это страшное слово. Война- это когда снаряды падают на землю и «уносят» многие жизни. Когда люди полны страха. Война- это голод, холод,слёзы и потеря близких людей.
Война коснулась нашей семьи два раза. В 1941- Великая Отечественная война и 1995- Чеченская. В Великой Отечественной войне воевал мой прадедушка Вася. Он был пограничником и на радость прабабушке Тасе вернулся с победой домой.
Ещё я хочу рассказать о папе роме. Его забрали в армию, а через некоторое время он получил приказ защищать чеченский народ от боевиков. Боевики обстреливали наших солдат, нападали на караульных, минировали дороги, взрывали склады с боеприпасами, брали в заложники мирных жителей. Наши солдаты отражали натиски боевиков.
Мой папа смелый, храбрый, мужественный, всегда готовый прийти на помощь друзьям.
Я хочу быть похожим на папу, но не хочу , чтобы на Земле были войны. Пусть всегда будет мир!
Сочинение Рыжова Михаила, 4 –Б класс
Война в моей семье.
Каждая война принесла людям много горя. Нашей семьи война коснулась тоже. Один мой прадед воевал на севере, на корабле «Охотник». Его корабль сопровождал военные корабли с грузами. Мой прадед защищал их от вражеских подлодок, кораблей и самолётов Воевать было тяжело. На севере очень холодно. А в это время шли бои за Сталинград. Нужны были продукты, танки, самолёты. Мой прадед был на корабле мотористом. Его корабль уничтожил вражескую подлодку. Его за это наградили. Другой мой прадед в годы войны работал на железной дороге, перевозил грузы для армии. Вся моя семья работала для победы. Я помню и люблю своих прадедов.
Сочинение Свалова Анастасия, 4 –Б класс
Война в моей семье.
Война была далеко от нашего затерявшегося в Приуралье городка. Но мою семью тоже коснулась война. У меня на войне воевали прадедушки: Забелин Антон Александрович, Свалов Никандр Михайлович, Никонов Вениамин Гаврилович. Антон Александрович мой прадед погиб в 1942 году. Никандр Михайлович, Вениамин Гаврилович вернулись с войны с боевыми ранениями. Они моим родителям рассказывали об этой страшной войне: про голод, холод, страшные бомбёжки, о том, как фашисты поджигали дома, убивали детей, стариков, отправляли людей в концлагеря, заставляли там работать, били за непослушание. Но наша армия, наш народ выстоял в этой страшной войне и разбил врага. 9 мая 1945 года пришла долгожданная победа. Наступило мирное время, но мы не забудем эту войну никогда, и будем гордиться нашей страной.
Учитель
Война не обошла стороной и мою семью. Мой дедушка- Синюхин Платон Федотович, работал в годы войны мастером в вагоном депо ст. Егоршино, сопровождал военные грузы под обстрелом врага. Был награждён Орденом Ленина, медалью за трудовую доблесть за самоотверженный и доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. (16 слайд)
Чтец (17 слайд)
Давно умолк последний выстрел,
Последний стон сороковых.
Спешат года походкой быстрой,
И тает строй солдат живых.
За наши жизни умирали
Те, кто сегодня старики.
С последним выдохом кричали:
"Вперед!" – смертям всем вопреки.
Учитель (18 слайд)
Государство увековечило подвиг безымянных героев Вечным огнём Славы над могилой Неизвестного солдата в Москве, у кремлёвской стены. Там написано : «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.»
Чтец (слайд 19-27)
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей.
И наших внуков внуки.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!
Учитель
Помните! Через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните.
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
13