12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила65
Преподаватель истории искусства, живописи, рисунка, прикладной композиции и станковой композиции в детской художественной школе N° 3 г. Пензы, классный руководитель двух прекрасных классов
Россия, Пенза

Классный час: 


Изобразительное искусство в годы ВОВ


Целью нашего мероприятия является: Узнать было ли изобразительное искусство во время Великой Отечественной войны. И что изображали художники, на своих полотнах, в это не лёгкое время.


Задачи:

- Воспитывать чувство патриотизма,  гуманизма, любви к своей Родине и долга перед Отечеством, перед павшими героями, отдавшими свою жизнь за их свободу.

- Формировать целостное представление о подвигах русских художников, во время Великой Отечественной войны.

- Познакомить с творчеством художника Б. М. Неменского.

- Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся через активные формы обучения: умения самостоятельно работать с учебниками, с историческими источниками, с дополнительной литературой, делать собственные аргументированные выводы.

- Развивать навыки работы с графическими материалами.

- Создание композиции на тему: «Жизнь в годы Великой Отечественной войны».

Основная часть

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, магнитофон.

Зрительный ряд: диск с презентацией.

Музыкальный ряд: музыка «Прощание славянки».

Материалы для учеников: альбом, графитовый карандаш, стёрка угольный карандаш

Сценарий мероприятия:

1 организационная часть. Приветствие.

2 Постановка учебной цели. Звучит музыка.

Учитель: Что это за музыка?

Ученики: Это военный марш «Прощание славянки».

Учитель: Верно. В честь чего мы с вами сегодня собрались?

Ученики: В честь мероприятия посвящённого Великой Отечественной войне.

Учитель: Верно, а именно художникам Великой Отечественной войны. А какова цель нашего мероприятия?

Ученики: Узнать было ли изобразительное искусство во время Великой Отечественной войны. Что и как изображали художники в это не лёгкое время. Создать композицию на тему: «Жизнь в годы Великой Отечественной войны»

3 Активная беседа. Учитель: Молодцы. Великая Отечественная война была суровым испытанием для народа нашей страны. С первых дней борьбы против фашизма наши художники участвовали в военных действиях, сотрудничали с фронтовыми газетами, участвовали в выставках антивоенной направленности, рисовали плакаты и картины. На первое место в годы Великой Отечественной войны выходит агитационно – массовое искусство: плакат Климашин Виктор Семёнович «Отстоим Москву»(слайд 1), карикатура Кукрыниксы «Клещи в клещи»(слайд 2) и графика Михраняц И. А. «Сталинград» (слайд 3).

В военные годы многие художники по заданиям Студии военных художников имени М. Б. Грекова выпускали плакаты, оформляли фронтовые листовки и делали большое количество этюдов и зарисовок. Художники всматривались в тяжёлые будни на фронте, в тылу, в лесах, при этом подмечая скромные подвиги выносливости, жизнестойкости и человечности. Мы это можем пронаблюдать в работах, таких художников как:

Дейнека Александр Александрович «Оборона Севастополя» 1942г. (слайд 4)

Климашин Виктор Семёнович «Ласковые руки» (слайд 5)

Пахомов Алексей Фёдорович «На Неву за водой» (слайд 6)

Соколов И. «На Запад» 1943 г. (слайд 7)

Таким художником был Борис Михайлович Неменский (слайд 8)

Выступление ученика: Неменский Б. М. родился 24 декабря 1922 г. советский и российский живописец, педагог в области психологии художественного образования и воспитания. Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников. Закончил СХУ им. А. П, Боголюбова, в 1942 г. был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Служил в студии военных художников им. М. Б. Грекова. Создал много фронтовых рисунков и этюдов. В 1951 г. окончил Академию художеств им. Сурикова В. И. Неменский делал зарисовки, писал этюды на передовой, на обуглившихся, засыпанных пеплом и кирпичом городских улицах, только что отбитых у фашистов, в деревнях, от которых остались лишь остовы печей. Много рисовал и героев – бойцов. Вот некоторые из его работ:

 «Немного о себе» 1943 г. (слайд 9)

«Батя» 1943 г. (слайд 10)

«И снова жизнь» 1943 г. (слайд 11)

«Вязьма будет жить» 1943 г. (слайд 12)

«После боёв» 1945 г. (слайд 13)

«Мать» 1945 (слайд 14)

«Кони Клодта в Берлине» 1945 г. (слайд 15)

«Берлин 3 мая» 1945 г. (слайд16)

«Берлинские улицы» 1945 г. (слайд 17)

А ещё он вёл дневник – краткие записи о самых значимых впечатлениях и событиях.

Ребята подготовили некоторые записи из этого дневника, давайте послушаем и подумаем, как было нелегко художникам во время войны.

Ученик 1: 16 апреля 1945 года. Позади граница Германии. После Польши бросается в глаза безлюдье, пришибленная тишина деревень, посёлков и городов. Замелькали белые повязки на рукавах, белые флаги на обитаемых и даже явно необитаемых домах. В городах людей мало. В воздухе уныние и настороженность. Где-то вдруг стукнет ставня, прошмыгнёт украдкой немец или гулко и властно простучат сапоги бойца. Только около комендатур и на магистралях кипит жизнь – шумят голоса, снуют машины. Гудки, окрики.

Ученик 2: 18 апреля 1945 года. Мы за Одером. Наступление началось и развивается успешно. В штабе фронта было решено, что мы едем в Сталинградскую армию. В ту самую, что не сдала Сталинград, а теперь идёт на Берлин. Германская земля, перепаханная снарядами, в руинах. Пришла пора и ей познать войну как она есть. Запомнит ли?

Ученик 3: 21 апреля 1945 года. Нагнали свою часть ещё вчера. Кругом сильная стрельба. Говорить нужно громко. Сегодня с рассветом двинулись дальше. Немцы сбиты и почти бегут к Берлину. Рисовать в таком движении почти не удаётся. Но видим много. До Берлина 20 километров. Всё дальше и дальше! Поток наших войск втягивается в окраины Берлина. Даже пять верблюдов, обвешанных гитлеровскими орденами, чинно шествуют к Берлину – из Сталинграда.

Ученик 4: 24 апреля 1945 года. В Берлине. Идёт переправа через Шпрее. Фашисты сопротивляются отчаянно. Работать трудно – всё горит, сыплются осколки – визжат, пищат, мяукают. Около переправы тяжело ранило очень талантливого живописца, военного художника Павла Глобу. Осколок прошёл лёгкое и застрял под сердцем. Почти без сознания, с вмиг посеревшим лицом, отнесли Пашу в санчасть, перевязали и сейчас же эвакуировали в тыл. Выживет ли? Шпрее форсирована!

Ученик 5: 27 апреля 1945 года. На одной из улиц устроился рисовать. Среди развалин, на горящей, заваленной брошенным барахлом и обломками улице, среди снующих взад и вперёд машин, танков, солдат уселся я в прекрасное кожаное кресло, неизвестно почему очутившееся посреди улицы, и открыл этюдник. Работать было непросто. Пепел покрывал палитру, попадал в глаза, рот, нос. От соседнего дома несло нестерпимым жаром, сзади стоял подбитый танк, грозя взорваться. Бой перемещался вперёд. Бойцы пододвигали мой «трон», чтоб не завалило. Целый день я «ехал» на этом кресле по улице, по той странной, невероятной мастерской…

Ученик 6: 30 апреля 1945 года. Агитмашина распространяет сообщение о самоубийце Гитлера. Всеобщее ликование! Это приближение конца.

1 мая 1945 года. «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые – его призвали всеблагие, как собеседника на пир…» - когда-то написал Ф.Тютчев. Сейчас именно такое, великое время – это должно случиться с минуты на минуту.

2 мая 1945 года. Берлин капитулировал! Сдаются целыми частями. Только эсэсовский полк (не может понять, что «аллес капут» - всем конец) стреляет. Ничего, скоро выкурят и их. А за каналом уже начинается мирная жизнь. Выползают из подвалов берлинцы с тюками и перинами; ходят, весело улыбаясь, солдаты-победители. На берлинских улицах наш праздник!

Ученик 7: 4 мая 1945 года. Пошёл к центру с блокнотом. У Бранденбургских ворот неожиданно встретил группу наших грековцев, вошедших в Берлин с армией Берзарина. Осмотрели рейхстаг и обнаружили, что нашего полку опять прибыло – подошли грековцы, вступившие в город с войсками 1-го Украинского фронта. Набралось нас человек десять. Хорошее место и день для встречи военных художников!

Ученик 8: 5 мая 1945 года. Сидел рисовал на площади у центрального собора. Какой-то солдат в странном комбинезоне, в затянутом сеткой шлеме подъехал на «виллисе» и стал фотографировать меня. Я подозвал: «Ты кто?» Подбежал, руку к козырьку: «Американец». Оказался корреспондентом какой-то калифорнийской газеты. Вот и первая встреча с американцем. Потом были и другие. Весёлые встречались, хорошие ребята. Только как большие дети – непосредственные и очень наивно мыслящие. Хорошо это или плохо? Чересчур всё легко для них.

Ученик 9:9 мая 1945 года. Войне капут! Ура! Сегодня писать некогда!

12 мая 1945 года. Повсюду висят первые приказы Берзарина – коменданта Берлина. Немцы подробно изучают. У колонок очереди за водой. У магазинов – за продуктами. Дали свет. Всё входит в мирное русло. Наступившая после боёв тишина кажется чем-то необычайно новым и приятным. Жизнь, мирная жизнь началась. Эх, как сразу захотелось в Москву! Пройти по освещённым московским улицам – я их уже не помню такими, влиться в бурный темп её жизни, слышать вокруг себя родную речь, прийти к себе домой. Впереди мир, добро, свет!

После такой страшной войны люди не смогут остаться такими же. Всё должно измениться.

Учитель: Прослушав выступления, какие выводы можно сделать?

Ученики: Что очень тяжело было рисовать во время войны, но, несмотря на это художники писали картины, делали зарисовки и этюды, рисовали плакаты и выпускали газеты. И что их вклад в победу тоже очень велик.

Учитель: Молодцы. Когда мы узнали, что рисовали художники во время Великой Отечественной войны, нужно закрепить результат.

4 Самостоятельная практическая работа. Учитель: Вам нужно нарисовать небольшую композицию на тему: «Жизнь в годы Великой Отечественной войны». И помните, ваша работа должна быть оригинальной, интересной, построена по правилам композиции. На альбомном листе простым карандашом намечаете главное и второстипенное. Затем отрисовываете передний, средний и дальний планы мягким материалом. Разбираете по тону, и помните, фигуры людей должны быть контрастные по отношению к фону.

5 Подведение итогов. Выставка работ и обсуждение.

Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я надеюсь, что оно было интересным и полезным. Спасибо за внимание.


Список используемой литературы:

  1. Ежемесячный журнал Союза Художников СССР, Академии художеств СССР, ЦК ВЛКСМ «Юный художник» под редакцией Л. А. Шитова. 1982 г.
  2. Манин В. С. «Неменский Б. М.» Союз – Дизайн. 2009 г.
  3. my@1september.ru
  4. ru.wikipedia.org/wiki /
  5. wwii- soldat.narod.ru
  6. www.deineka.ru
  7. gallerix.ru
  8. www.artsait.ru
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.