Классный час «Роль фронтовых писем во время Великой Отечественной войны» для 6-7 классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»
село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай
Классный час
«Роль фронтовых писем во время Великой Отечественной войны"
Трифанова Ирина Владимировна,
классный руководитель 7 класса,
учитель истории и обществознания.
с. Теньга 2015г.
Цели: познакомить обучающихся с фронтовыми письмами, создать условия для формирования чувства уважения к реликвиям своей семьи и страны.
Задачи:
Привить интерес к истории России;
Развивать желание у детей больше знать историю Великой Отечественной войны, развивать коммуникабельные навыки;
Воспитывать любовь к Родине, к историческим реликвиям;
Развивать речь, артистические умения и навыки;
Совершенствовать навыки коллективной (парной) работы.
Планируемые УУД:
В сфере личностных учебных действий будут сформированы: уважительное отношение к своей Родине, бережное отношение к историческим реликвиям. Содержание занятия опирается на общение, на характерные особенности основного школьного возраста.
В сфере регулятивных учебных действий обучающиеся научаться планировать свои действия в соответствии с постановленной задачей; выполнять действия в речевой и умственной форме; контролировать себя по времени.
В сфере познавательных учебных действий: осуществлять поиск информации, через прочтение фронтовых писем; строить речевое высказывание в устной форме.
В сфере коммуникативных универсальных действий: формировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; работать в группе.
Методы обучения:
Словесный: реликвия
Наглядный: видео –фрагменты, презентация, фронтовые письма
Практический ассоциации, написание письма ветерану
По характеру учебной деятельности: частично-поисковый
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая
Оборудование:
Фронтовые письма, удостоверения, медали и фотографии из личного архива учителя Трифановой И.В..
ТСО: проектор, ноутбук.
Электронные ресурсы:
Видео-фрагменты:
«Начало В.О. войны» Левитан-1минута.
«Письмо, пришедшее с войны» О. Сидоров.-4минуты
«Первое празднование Победы»-1минута.
Сайты
2. Прошу Вас, храните солдатские письма http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=617.pCJzi2Sk5XaGaQySgQZO9kI2xvym5ocbyy2Iedxnz8gbw032IlOLC6ZDJPPLB1NVOLx0MwihJ4ffkw67G26YPKxqaWinCntT5NOXirjw8pk.4b322ea591dc9902461134dd4ed2a4730b58f8da&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW9GQoIVjtsoO7iooTyKrIJ6nDKj7aR
3 «Поклонимся великим тем годам …» Работа: Кузинская Е.В, 10 класс. Руководитель: Нелаева В. М., учитель истории. МОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа» Вологодская область.
Ход классного часа.
1.Организационный момент. 1-2 минуты.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Здравствуйте. Приготовьте, пожалуйста, ручки и простые карандаши сегодня на классном часе они нам будут нужны. |
Здороваются. Готовят все необходимое на классный час |
Личностно-смысловая – я пришел на классный час, чтобы.. |
Включение в учебный процесс |
II. Актуализация знаний. 4-5 минуты.
Цель: Возникновение проблемной ситуации:
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
Отрывок из выступления Б. Левитана «22 июня1941г.-начала войны» Ребята, какие у вас ассоциации возникают со словом «война»? Создается кластер Война
|
Слушают Участвуют 2 в сценки. Называют слова: смерть, кровь, враг, страх, потери и т.д. |
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. |
Включение в учебный процесс. Самооценка. Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности. |
III. Постановка учебной задачи. 4-5 минуты.
Цель: обсуждение затруднений
Учитель: создание проблемной ситуации |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
22 июня 1941 года жизнь нашей страны нарушила нападением фашистская Германия. Цель нашей страны была одна освободить нашу великую Родину от врага. Эта война длилась 4 долгих года, 1418 дней и ночей. Около 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой страшной войне. Из села Теньга на фронт ушло примерно 400 человек и более половины не вернулись. Каждая советская семья хранит память о тех днях. Это семейные реликвии? Что такое реликвия?
Реликвия-это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. (Википедия)
Реликвиями военных лет могут быть: ордена и медали, удостоверения к ним, фотографии, военная форма, другие предметы и конечно фронтовые письма. (учитель демонстрирует военные реликвии своей семьи) Сегодня мы поговорим о фронтовых письмах. О чем будем говорить? Какую проблему будем решать?
Проблема: Какую роль играли фронтовые письма?
|
Слушают. Смотрят слайды. Отвечают. Рассматривают реликвии военных лет. Проговаривают цель классного часа. |
Учебно-познавательная – анализ, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении |
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. |
IV. «Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения) 7-10 минут.
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Учитель |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД |
Оценивание/ формы контроля. Результат. |
||||||
Ребята внимательно посмотрите на военное письмо и современное письмо (раздаются копий фронтовых писем). Какие особенности вы видите у фронтового письма? Письма с фронта, как исторические документы письменные источники, имеют ряд особенностей.
ПИСЬМА С ФРОНТА. Дегтярёва Наталья. 1995 год
Не много из истории моей бабушки Афанасьевой Августы Михайловны. Во время войны на фронт бабушки проводила отца, трех братьев и первого мужа. Последнее сохранённое письмо от своего брата Афанасьева Виктора Михайловича бабушка получила 15.01. 1943 года из военного училища г. Барнаула. 17 сентября 1943года пришло известие самое страшное во время войны, похоронка. Память об Афанасьеве Викторе Михайловиче у нас остались только фотографии и два фронтовых письма. Письмо с фронта. Асадов Э. Зарницы войны. - М.: Воениздат, 1989г. Солдатские треугольники ждали в каждом доме. Это письма немногословны, в них - любовь защитника Отечества к своим близким, тоска по родным местам, ненависть к немецко-фашистским захватчикам, твердая вера в силу Красной Армии. И даже через десятилетия невозможно читать их без волнения. У Епистинии Федоровны Степановой из г.Тимашевск Ростовской области ушли в разное время на фронт 9 сыновей. Вот одно из писем Героя Советского Союза Александра Степанова матери. (Приложение раздаточный материал).
Ребята, сейчас у вас появилась возможность прочить фронтовые письма. (Копия фронтовых писем сложены треугольником. Парная работа). Какие чувства, вы испытывали, когда читаете фронтовые треугольники? Какие особенности еще заметили в письмах? (Приложение раздаточный материал).
Особенности фронтовых писем. 1.Боец, отправляющий, весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. 2.Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». 3.Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. 4Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. 5.В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом. Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем могли писать солдату из дома? «Сынок, будь осторожнее!..», «Береги себя, любимый!..», «Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернешься домой?», «Любимый, жду!..», «Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись...». Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви... Какие ассоциации у вас вызывает слово «МИР»?
МИР
|
смотрят.
Находят особенности фронтовых писем.
Читает ученица. Учащиеся: слушают. Смотрят слайд-шоу. Читает стихотворение ученица. Читают письма. (Раздаточный материал №3) Смотрят видеоклип. Выделяют особенности фронтовых писем: Солдат тосковал по дому. Письма короткие. Письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. О своих подвигах писали скромно. Во фронтовых письмах видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине. Отвечают: о доме, хозяйстве, о детях, о селе или городе, о любви, о надежде, о скорой победе и т.д. Смотрят видео-фрагмент Называют ассоциации: победа, свобода, радость, встреча, родные и т.д. |
Учебно-познавательная – следят за логикой изложения материала учителем, устанавливают соответствие между ключевыми словами и материалом. Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание таблицы. Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация. Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение. Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности. Коммуникативная – умение слушать, речь педагога – образец публичного выступления Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация. Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.
Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.
Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого, ключевыми словами.
Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство патриотизма. |
Участие в диалоге, интерактивной беседе. Развитие учебно-познавательной мотивации. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Участие в диалоге, принятие точки зрения других. Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, Сравнение с ответами других учащихся. Самооценивание по заданным критериям. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Осознанное, продуктивное чтение писем, структурирование познавательного материала, соотнесение с планом классного часа. Предметная. Умение ориентироваться в содержании предмета. Информационная. Коммуникативная Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Умение систематизиро вать, обобщать изученное. |
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний. 4-5 минут.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Со всем скоро Россия и весь мир будет праздновать Великий праздник День Победы. В настоящее время проходит акция «Спасибо деду за Победу!». У меня к вам предложение написать небольшое письмо своему прадедушке, который воевал, или неизвестному солдату, который покоится в братской могиле, или нашим фронтовикам-ветеранам: Шадурову Карче Мултабаевичу и Попову Андрею Петровичу, письма с пожеланиями и добрыми словами. (Если письма написаны ветеранам, предлагают их унести во время проведения тимуровской работы). |
Пишут. Зачитывают классу. Сворачивают в треугольник. |
Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала. Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация |
Корректируют свои предположения на основе работы с письмами фронтовикам. Информационная. Коммуникативная - освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока). 2-3 минуты.
Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
||
Учитель задает вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? • Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Ребята, возвращаемся к нашей проблеме. Проблема: Какую роль играли фронтовые письма на войне?
Заполняется кластер.
Фронтовые письма – документы особые. Солдат писал их своим родным, выплёскивал самое сокровенное и уж, конечно, это было самое личное.… Под свист пуль и осколков, разрывов бомб спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового «треугольника» искренна, здесь нет фальши. За каждой строчкой стоит человек. Фронтовые письма – это целый мир мыслей, чувств, страстей людей, испытавших на себе бремя войны. Это свидетельства бессмертных подвигов наших воинов, прошедших самую кровопролитную войну, выпавшую на долю человечества. Прошу Вас, храните солдатские письма. Они и просты, и порою грустны, В них столько надежды и вечного смысла, Прошу Вас: храните солдатские письма, Тревожную память людской доброты! |
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Примерные ответы детей: информация, связь с близкими людьми, поддержка, вера в ПОБЕДУ и т.д. |
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы. Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение. |
Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения. Соединять части в целое. Высказывать суждения свои суждения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения и воспитания. |
VII. Формулирование домашнего задания.1-2 минуты.
Цель: формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.
Учитель: |
Учащиеся: |
Компетенции/ аспекты компетенции/УУД |
Оценивание/ формы контроля |
Учитель: Узнать дома, какие фронтовые реликвии сохранились в вашей семье. Продолжить работу над проектом «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». |
Учащиеся: Запоминают. |
Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на классном часе. Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин |
Логическая завершенность урока. |
Эмоциональная разрядка. Положить правую руку себе на голову и сказать: «Какой я сегодня МОЛОДЕЦ!».