Классный час во 2 классе на тему «Люблю тебя, моя Россия!»
Классный час
«Люблю тебя, моя Россия!»
Цель: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, расширить представления о символах государства, их назначением и ролью в жизни гражданина страны, показать все грани значения слова «Родина», воспитывать любовь и уважение к своей стране, способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Звучи песня «Широка страна моя родная» (припев)
- О чём поётся в песне? (о нашей стране)
- Как же называется наша страна? ( Россия, Российская Федерация)
- Какова же тема нашего классного часа? (о России, о Родине)
Звучит она так: «Люблю тебя. Моя Россия!» ( на доске открывает тему классного часа)
1ученик
Россия! Родина моя!
Я так люблю твои просторы,
Твои зелёные леса,
Зимы прекрасные узоры.
Здесь дышится легко и твой уют
Мне часто душу согревает,
А птицы так весной поют,
Что сердце просто замирает.
И эти летние луга
Вокруг, покрытые цветами!
Во все века здесь красота
Под голубыми небесами.
Как ещё мы называем нашу страну? (Родиной, Отечеством, Матерью)
Чтение рассказа К. Ушинского «Наше Отечество»
ученик Наше Отечество, наша Родина 0 Матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши.
ученик Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорим родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
ученик. А матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт от всяких врагов.
ученик. Много есть на свете и краше России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
ученик. Касаясь трёх великих океанов.
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
ученик. Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за 10 дней –
И то едва домчится ( Н. Забила)
- Что же такое Родина?( Родина – это и Отечество, и страна, и место рождения человека)
Учитель: Родины себе не выбирают
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают.
Непременно, как отца и мать. ( М. Алигер)
- Откуда произошло само слово Родина? ( слово Родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством) учитель: Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень.
- А как называется главный город нашей страны? ( Москва)
Учитель: Москва – это столица нашей Родины. Из истории мы знаем, что основана она была в 1147 году Юрием Долгоруким. На гербе города на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Уже пять столетий стоят зубчатые стены и причудливые башни Московского Кремля. Площадь перед
Кремлём называется Красной – значит красивой. В Москве находится наше правительство.
Наше государство называется Россия.
А чем отличается одно государство от другого?
( Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, историей, обычаями, традициями, географическом положением, символами)
-Назовите основные символы государства.
(герб, флаг, гимн)
Далее уч-ся сообщают, что такое герб, флаг и гимн.
Герб – это отличительный знак государства, города, изображаемый на флагах, печатях, монетах.
Государственный герб РФ представляет собой красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Одна голова смотрит на восток, другая на запад, символизирующая единство Европы и Азии. На головах две малых короны, над ними одна большая императорская корона, соедин. Лентой. В лапах орла скипетр-жезл с драгоценными камнями и резьбой и держава- золотой шар с крестом наверху. В центре орла расположен герб города Москвы.
Флаг – это символ, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству.
Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – белого, средней -синего, нижней –красного цвета.
Белый цвет – это цвет чистоты, невинности, веры, обозначает божественный мир.
Синий – цвет верности, честности, цвет неба, воды, обозначает небесный мир.
Красный цвет – цвет мужества, смелости, преданности, обозначает физический мир – мир Земли.
Гимн- это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм.
Автор слов гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков. Автор музыки – композитор Александр Александров.
Учитель: Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Но помните, что гимн государства нужно слушать стоя.
Звучит гимн России. Учитель: О России петь, что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам.
Ученик: О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетно ловлю
Твои просёлки, перелески -
Всё, что без памяти люблю…
Учитель: Любит Россию народ, и любовь свою выражает в пословицах и поговорках.
Соберите пословицы:
Человек без Родины, что соловей без песни
Родина любимая – что мать родная
Родина – мать, умей за неё постоять.
Учитель: берегут русские люди свою родную Россию, воспевают её красоту в песнях, стихах, сказаниях. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
1ученик
За ясные зори, умытые росами.
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия…Россия… Раздолье Равнины.
Берёзы босые, седые осины-
Всё дорого детства.
И всё же не можешь никак наглядеться.( А. Левушкин)
2 ученик.
Над Родиной голубизна такая
И так светло, что больно мне смотреть.
И соловьи на зорьке, не смолкая.
Готовы бесконечно петь и петь.
…И в поле, в тёплых солнечных полосках,
Согнувшиеся ивы у ручья,
И русские красавицы-берёзки…
Как ты красива, Родина моя!!! (Н. Старшинов)
3 ученик.
В поле звон раздаётся лазоревый.
Льётся с птичьими трелями в лад.
Почему-то в России особенно
Колокольчики нежно звучат. ( Я. Козловский)
4 ученик.
Много стран есть на свете других,
Те же птицы там в воздухе реют,
Те же зёрна там в яблоках реют,
Те же косточки в вишнях тугих
Но такая как наша одна!
Всю её омывают волнами.
Вся она в полный рост перед нами
Озарённая солнцем видна. ( Д. Алтаузен)
5 ученик.
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия!
Поля. Холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет,
И первые уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О, Родина святая!
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя? ( В. Жуковский)
6 ученик.
Только вдумайся, вслушайся
В имя Россия!
В нём и росы, и синь,
И сиянье, и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила –
Чтобы снова Враги не пошли на Россию. ( Ю. Друнина)
Учитель:
Родная земля: она нас кормит хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не ожжет. Обязанность защищать родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.
1 ученик.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию-
Без неё нам не жить,
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой! ( Е. Синицын)
О малой родине
Учитель: Ребята. А как называется наша область, в которой мы живём? (Брянская)
1 ученик.
Наша Брянская область-
Удивительный край.
Здесь грибов да черники-
Поезда нагружай!
А озёр и озёрец,
А речушек и рек-
Сосчитать не сумеет
Ни один человек!
Будто клады – картошка,
Будто лес – конопля,
Хлеб и сахар и сало –
Всё даёт нам земля.
И машины, и сукна,
И хрусталь, как слеза.
Это наша работа,
Наших рук чудеса!
И нигде на планете,
Подчеркнуть это рад,
Столько нет, как у Брянцев
Партизанских наград!
Наша Брянская область –
Край легенд, красоты.
Мы хотим, чтоб в России
Стала первою ты!
1 ученик
Есть на свете уголок красивый,
Есть богаче, шире есть края.
Только мне из всей моей России
Ближе к сердцу Брянщина моя!
Звучит песня «С чего начинается Родина?» (исполняют дети) – 1куплет
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
Ученик.
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка –скромница
И ромашковый бугор.
А кому-то может вспомнится
Свой родной Стародубский двор.
Или степь от маков красная
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у вех она одна.
Учитель: У каждого человека есть своя малая родина, край. Село, город, где он родился. Послушайте сочинения ребят о своей малой родине, о нашем Стародубе.
(чтение сочинений)
читель: А теперь, ребята, послушайте стихотворение о нашей малой родине
Стихотворение поэта Александра Якушенко.
Есть город в глубине России,
Овеянный славой большой,
С глазами пронзительной сини,
С крестьянскою щедрой душой.
Он помнит набеги монголов,
Он видел победы Петра.
Подворья его стодолы
Взрывали эпохи ветра.
Старинный прославленный город,
Моею ты юностью был.
Как юность красивый и гордый
Вместил ты легенду и быль.
Не помню я старого дуба,
Но парки забыть я не смог.
Шумят они средь Стародуба,
Как будто бы время само.
Старенью оно не подвластно,
И гс грустью я сам отмечал,
Как светятся солнечным счастьем
Глаза Стародубских девчат.
По улицам, где проходили
И сам Пугачев, и Рубец,
И былями веет седыми
И светом счастливых сердец.
И город стремительной силой
В грядущее время летит.
Я мог бы сюда возвратиться,
Но прошлое не возвратить.
Давайте подведём итог классного часа.
Что нового узнали?
Кому было интересно? Почему?
-Какие уроки извлекли?
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то. Что называю
Одним широким словом Русь!!!
Цветорефлексия.
Танец «Сохраним Землю»
7