Творческий час во 2 классе на тему «Россия — Родина моя»
Творческий час на тему "Россия – Родина моя"
Цели: -способствование формированию и воспитанию чувства патриотизма;
-воспитание любви к месту, где ты родился.
Задачи:
- усиление патриотических качеств личности;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к истории Отечества;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие памяти, речи учащихся;
- привитие чувства любви к своей Родине;
- воспитание уважения к старшим, к традициям своего народа.
Ход творческого часа
- Ребята, сегодня мы проведём необычный творческий час, но очень важный для каждого из нас. Послушайте песню и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
-Так о чём мы будем говорить на нашем занятии?(Слайд 1)
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и песни под гармонь, и ромашковые поля. Это место, где ты родился и вырос. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. (Слайды 2,3,4-рисунки)
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Отношение народа к Родине выражено в различных произведениях искусства. Талантливые люди: поэты, художники, музыканты – сложили и написали немало стихов, картин и музыкальных произведений, изображающих и прославляющих красоту нашей русской природы.
- Посмотрите на репродукции картин известных художников: (Слайды 5,6,7-картины)
“Первый снег” И. Шишкина, “Март” и «Деревня зимой»И. Левитана…
-Что объединяет эти картины? ( на них изображены уголки нашей Родины)
- Можно ли эти картины подписать словом "Родина"?
- Итак, выражение чувств художниками к Родине мы видим через картины, а писатели пишут о Родине в своих произведениях, где также показывают своё отношение к Родине. На слайдах вы видите название книг о Родине. (Слайды 8,9-книги о Родине)
Теперь давайте послушаем, как поэты выражают свои чувства через стихи.
- Послушайте стихотворение Васильева "Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?(Лиза)
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзку у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём? (Лера)
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём? (Ксения)
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды.
Звёзды мира над Кремлём.
- Ребята, а как называется ваша Родина, страна, в которой вы живёте? (Россия)
- Верно, наша Родина – это Россия, страна, в которой мы родились, живём, учимся.
(Слайд 10)- Велика наша страна, необъятны её просторы.
Какими словами можно назвать Родину?
(Отчизна, страна, Россия, Русь, матушка, государство, отечество…)
(Слайд 11)- Послушайте, что написал о Родине великий писатель и педагог Константин Дмитриевич Ушинский:
Наше отечество (Оля)
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов…. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина.
- Что вы узнали из рассказа о Родине?
- Как нужно к ней относиться?
- Почему мы зовём Родину Отечеством? Матерью?
- Какую пословицу вы услышали в этом рассказе?( Одна у человека родная мать – одна у него Родина).
- Любовь человека к Родине русский народ выразил не только в стихах и рассказах, но и в своих пословицах и поговорках :
Поиграем в игру «Собери пословицу» (Слайд 12)
· Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
· Нет в мире краше Родины нашей.
· Жить – Родине служить.
· За Родину – мать не страшно умирать.
· Родина – мать, умей за неё постоять.
· С родной земли – умри, не сходи.
· Своя земля и в горсти мила.
· Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Послушайте ещё одно стихотворение о России.
Россия…(Саша Ш)
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.
- Итак, ребята, мы продолжаем говорить о родной для нас стране. Вы знаете, что у любой страны есть государственные символы, назовите их. ( герб, гимн, флаг России) (Слайд 13)
- Что вы знаете о цветах флага?
(белый означает мир, чистоту, совершенство; синий — цвет веры, верности и правды; красный символизирует постоянство, энергию, силу, отвагу и кровь, пролитую за Отечество.)
- Что символизирует двуглавый орёл на гербе?
(Есть мнение, что одна голова орла олицетворяет правителя (президента) государства, а другая – церковь (духовную власть). Сам орел в этом случае выступает как образ целого государства (в данном случае Российской Федерации).
- А знаете ли вы, что кроме государственных символов, есть ещё негосударственные, неофициальные. Так, у каждого государства есть символ – дерево:
Кедр - символ Ливана. (Слайд 14)
Сакура - символ Японии. (Слайд 15)
Канадский клен - символ Канады. (Слайд 16)
Липа и дуб - символы Латвии. (Слайд 17)
Кактус - национальный символ Мексики. (Слайд 18)
- А какое дерево – символ России? (Слайды19,20)
- Какое милое, очаровательное дерево - стройная берёзка! Как похожа она на нежную, красивую русскую девицу в белом сарафане. А уж сколько песен о ней сложено! Давайте вспомним одну из них.
Хоровод “Во поле берёзка стояла”
-А сейчас я предлагаю вам проверить ваши знания по теме
“Знаете ли вы Россию?”. (Задания на карточках тестового характера). Работа в группах.
1. Столица России?:
o Москва
o Киев
o Петербург
2. Древнерусское сооружение?
o собор
o мечеть
o кремль
3. Жилой дом русского народа?
o хата
o изба
o юрта
4. Праздник проводов русской зимы?
o рождество
o масленица
o крещение
5. Предметы одежды русских женщин?
o чалма
o сарафан
o кимоно
- А сейчас продолжаем говорить о негосударственных символах России.
- Ромашка, как и берёза, символ русской природы. “По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда...
(Слайд 21) (Таня)Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнётся в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет её и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остаётся совершенно сухим.
(Слайд 22) (Вика)А ещё ромашки похожи на удивленные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,- это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки целых семь месяцев - с апреля до сентября - смотрят в небо, стараясь понять движение облаков, звёзд и планет. Смотрят-смотрят, утомятся, вот тогда-то и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает тебе самые сокровенные тайны. А тайн у ромашки великое множество.
Ромашка любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе. Ну, конечно же, это его белые лепестки обрывали, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."”
- А сейчас сыграем. (Слайд 23)
Игра “Что отдашь Земле родной?”
- Ребята, у каждого из вас на парте лепесток ромашки, ответьте письменно на вопрос: “ Если хочешь быть со мной, что отдашь Земле родной?”
(Ребёнок должен написать, что он сделает для Родины, когда вырастет, например: посажу сад, буду строить красивые дома...).
Ещё один символ России – ромашка завершит урок. Она выкладывается из лепестков).
- Чего не хватает в нашей ромашке? (Сердцевины)
- Какой формы сердцевина? Что она символизирует?
- Давайте встанем в круг, образуя сердцевину цветка.
Клубок-рефлексия
- У меня в руке клубок ниток жёлтого цвета, сейчас я начну передавать его по кругу. Когда клубок попадёт вам в руки, оберните виток ниткой у указательного пальца своей руки, загадав при этом самое сокровенное желание. (Нить возвращается к учителю)
- Что сделала с нами нить? Как вы думаете хорошо это?
- Верно, нить объединила нас, сплотила. Мы всегда должны держаться вместе, помогать друг другу, жить в мире и согласии и тогда наша страна будет славиться и процветать!
- Общение с вами было очень плодотворным и приятным. Чтобы сохранить наглядную память о нашей встрече, я хочу унести с собой этот круг. Он связал нас в единое целое. А чтобы сохранить эту нить, нам необходимо обратиться ещё к одному негосударственному символу – символу единения, семьи, дружбы. Назовите символ России – деревянную игрушку, пришедшую, кстати, из Китая.
(Слайд 24)- Верно, это матрёшка. Что вы знаете о матрёшке?
- Она прячет, оберегает, хранит меньших матрёшек, как мать оберегает своё дитя. Может, и нашу нить с заветными желаниями она сбережёт и сохранит?
Итог.
Много вы сегодня услышали и узнали о России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая жизнь. А в заключение урока предлагаю вам спеть песню о России.
Музыка: Г. Струве Слова: Н. Соловьёвой «Моя Россия»