Классный час «Мы разные, но мы вместе» (4 класс)

7
0
Материал опубликован 7 January 2021

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Московской области «Балашихинский лицей»

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Мы разные, но мы вместе»

 

t1609970290ab.jpg 


 

Подготовила:

учитель начальных классов

Садыхова Татьяна Викторовна


 

Тема классного часа: Мы разные, но мы вместе

Цели классного часа:

1.Сформировать представление об «особом ребенке».

2.Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

3.Развивать чувство эмпатии к людям и людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности.

4.Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

5.Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

6.Воспитыввать уважительное, милосердное, гуманное, внимательное отношение к инвалидам и признание их как полноценных членов общества.

 

Ход классного часа

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.

Прослушивание песни «Вера» (стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой). 

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание.

А. Дементьев

- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)

- Что захотелось сделать?

- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет? (Приставка со-)

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково).

Пусть из вас ни один не скорбит,     Пусть в душе вашей вовсе не будет

Ни забот, ни тревог, ни обид.               И от этого звонкого счастья

Принимаюсь за дело с утра.                 Пусть же сердце распахнуто настежь,

И привета полно и добра…                 Верим в добрых сердец бессмертие,

В солнце мира и тишины.                    Милосердие! Милосердие!

Это слово сильнее беды.

Сообщение темы и цели занятия

Наш классный час я начала со слова «Здравствуйте!» Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.  Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

- Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

- Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать.

t1609970290ad.jpg

- Сколько лепестков было у волшебного цветка?

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид)

- Какой поступок совершила девочка? Можно ли сказать, что Женя проявила милосердие по отношению к мальчику?

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных   физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения, или в результате перенесенной болезни или травм.

 

III. Основная часть

Правильно вы говорите, что инвалидам необходимо внимание и поддержка со стороны окружающих.

Сегодня, 3 декабря – особенный день. 3 декабря Международный день поддержки инвалидов.

Они так же нуждаются в милосердии, внимательном отношении. А как вы, понимаете слово инвалид? (звучат ответы детей)

В энциклопедическом словаре это слово объясняется так (на доске запись, которую читают дети). Инвалид (от латинского слова) – слабый, немощный. Инвалидность - стойкое нарушение (снижение или утрата) общей трудоспособности, в следствие заболевания или травмы.

А как понимаете словосочетание «Общество инвалидов» (группа людей с ограниченными возможностями)

В 1992 году Организация Объединенных Наций приняла решение о праздновании Международного дня инвалида. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества, на преимущества, которые оно получает, от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни

Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов…), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Да действительно, часто это происходит из-за невнимательного отношения к самому себе и близким.

Баловство в школе, на дороге, дома, неаккуратное обращение с пиротехникой могут привести к различным травмам.

Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни (звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой)

Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница- слепая)

t1609970290ae.jpgt1609970290af.jpg

Таких людей называют «инвалид по зрению» ( на доске карточка). Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.

В больших городах есть «Общество слепых», где люди не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки) и даже могут читать книги, но специальные для слепых.

t1609970290ag.jpgt1609970290ah.jpg

 

 

Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание «Принеси предмет закрытыми глазами».

Задание 1 «Принеси предмет закрытыми глазами»

Подойдите кто-то один, завяжите глаза. А теперь подойдите к книжному шкафу и возьмите книгу со 2- ой полки. Принеси ее ко мне.

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Для нас всех это обыкновенное упражнение и при желании мы можем открыть глаза. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что инвалиды по зрению себе такого позволить не могут.

А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами ) «Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве дятел. На болоте - лягушки. Возле цветка шмель. В траве саранча».

Прочитай слова для справок жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

К какой части речи они относятся. Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось

О чем текст? (о звуках природы).

Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху (на доске карточка – инвалид по слуху)

t1609970290ai.jpgt1609970290aj.jpg

 

 

Скажите, что может привести к потере слуха.? Что нужно делать, чтобы этого избежать? (ответы детей)

Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

Задание 2 «Почувствуй доброту и поддержку»

И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: встать на ноги повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому.

- А ещё есть люди, у которых нет каких-либо конечностей (рук, ног). Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.

-А знаете ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?

Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение.

Задание 3 «Одеться с помощью одной руки»

Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Что испытывали? Что хотелось сделать?

А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице? (Ответы)

Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Таких людей много. Это и взрослые, и дети.

Как мы должны относиться к таким людям? Что нужно для этого делать? (Ответы)

 Я, хотела бы попросить вас относиться к таким людям с уважением: уступать место в транспорте, помочь перейти скользкую дорогу, помочь донести тяжелую сумку и многое другое. Может быть, тогда от вашей доброты людям с ограниченными физическими возможностями будет легче переносить тяготы и лишения.

Жизнь инвалида очень отличается от жизни обычных людей. Многие не выдерживают насмешек и неуважения и погибают, но среди них есть и жизнестойкие люди, они общаются, занимаются спортом, живут полноценной жизнью.

Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье — это движение. Давайте и мы немного поиграем-подвигаемся.

Задание 4 «Выполни задание с закрытыми глазами »

Сейчас я попрошу встать 5 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами?

Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия: 

 — Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

— Что испытывали, при выполнении, этого задания?    Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

 — Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.

А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (ответы детей).

  — А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы «аукаем», чтобы не потерять друг друга, а как они?

А они общаются жестами, это — жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык — по движению губ собеседника.

Задание 5 «Пойми меня по мимике и жестам»

Я неслышно произнесу вам несколько слов — попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

А если человек лишен и зрения, и слуха? Как общаться тогда?

А тогда необходим контакт «ладонь в ладонь». Тогда пальцы «говорящего» пишут слово из букв в ладошке «слушателя». Буквы эти особенные. Такой набор «букв» называется тактильной азбукой.

Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов.

 — Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках.  Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Задание 6 «Развяжи шнурки без помощи рук»

Попробуйте без помощи рук развязать шнурки на обуви.

Рефлексия:

Что испытывали? Что хотелось сделать?

  — А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? Давайте вспомним паралимпийские игры в г. Сочи 2014 года.

t1609970290ak.jpgt1609970290al.jpg

В каких видах спорта соревновались спортсмены с ограниченными возможностями здоровья?

 — Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Послушайте притчу о путнике и калеке.

Притча о путнике и калеке (Вадим Кулик)

В одном селении жил одинокой жизнью человек средних лет. Был он с самого детства калекой – горбатым, еле передвигающимся уродцем, и за глаза все его звали «Богом наказанный». Настоящего имени он не имел, ибо был подкидышем, и дожил до столь зрелого возраста лишь благодаря заботам местных жителей.
Домом его стал старый, заброшенный сарай на окраине, который своими неуклюжими формами был похож на нового хозяина. Люди время от времени чинили его, не давая окончательно развалиться.
 Нельзя сказать, чтобы калека сильно горевал о своей тяжёлой судьбе. Крыша, хоть и немного худая, всё же имелась над его головой, а хлеба и воды, которые ему регулярно приносили, вполне хватало. 
 В солнечные дни он выползал на раскинувшуюся перед сараем зелёную лужайку, а в   ненастные слушал монотонные трели дождя. К тому же, навещавшие его люди, часто разговаривали с ним, охотно рассказывая о различных событиях.
 Жизнь калеки текла своим чередом, но в один из дней он вдруг задумался, для чего живёт на белом свете. День и ночь, размышляя над этим вопросом, он никак не мог найти ответ, и становился от этого всё печальней. 
 Однажды, мимо селения, шёл одинокий странник. В поисках ночлега он набрёл на сарай, в котором жил калека, и попросился к нему переночевать. 
 - Как я могу отказать путнику в пристанище, если сам ничего не имею в этом мире. Проходи и пользуйся всем, что здесь видишь. «Я всего лишь тень в этом жилище!» —печально сказал калека.
 Такой ответ несколько удивил путника, однако, не подавая вида, он поблагодарил и прошёл в сарай. Устроившись на куче соломы, он внимательно посмотрел на несчастного, и понял всё.
 Утром, желая продолжить свой путь, странник встал, и, подойдя к калеке, вновь поблагодарил его.
 - Полно, что вы! Меня не стоит благодарить. Жалкое подобие человека, коим являюсь я, не стоит вашей благодарности. К тому же, этот сарай мне не принадлежит.
 - Я не за ночлег тебя благодарю, - спокойно сказал странник, - а за то, что ты помогаешь людям не забывать милосердие.
 Произнеся это, он кивнул на прощание и пошёл своей дорогой.

Высказывания учащихся:

- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

Заключительная часть

Учитель:

В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч человек.

У нас состоялся очень серьезный разговор, возможно вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»

Как вы понимаете эти слова?

Думаю, многие из вас не станут смеяться над такими людьми, а наоборот по возможности предложат им свою помощь.

Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Давайте и мы украсим наше солнышко (нарисовано на ватмане) нашими сердечками, которые лежат на парте.

t1609970290am.jpg

V. Итог классного часа. 

Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», «дети с ограниченными возможностями здоровья», инвалид?

Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих?

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

Рефлексия занятия.

Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять алкоголь, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

Кто согласен с тем, что «Милосердие и доброта делают мир лучше»?  Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры и относитесь к другим с милосердием.

 

Список литературы

Карпова Т.И. Мы разные, но мы вместе!: сценарий для детей 6-7 лет /Т.И. Карпова // Книжки, нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки. – 2012. - №9. – С.57-59.

Кузьмина Н.М. Давайте уважать друг друга: сценарий / Н.М. Кузьмина // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2011. - №3. – С.102-107.

Платонова Н.А. День толерантности в образовательном учреждении / Н.А. Платонова // Воспитание школьников. – 2010. - №9. – С.75-79.

Попова Л.В. Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру: классный час для 4 классов / Л.В.Попова // Завуч начальной школы. – 2007. - №7. – С.105-109.

Ресурсы Интернет. http:// www.tolerance.ru/ - Сайт «Толерантность» посвящён проблеме толерантности и экстремизма.  Был создан в рамках Федеральной Целевой Программы.

Ресурсы Интернет.// lik-kuzbassa.narod.ru/ Stihi.htm/ Стихи о толерантности.

Целова Д.Д. Мы такие разные: игровая программа для 4-5 классов / Д.Д. Целова // Читаем, учимся, играем: сборник сценариев для библиотек. – 2010. – №11. – С.62-65.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.