Классный час «Мы разные, но всё-таки мы вместе!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермского края
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Мы разные, но всё-таки мы вместе!»
Старцева Ксения Николаевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
Возраст: 2 класс
Продолжительность: 1 урок
Описание: Занятие строится в игровой форме. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Цели:
Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.
Задачи:
-воспитывать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу;
-способствовать расширению знаний воспитанников о взаимоотношениях людей, о дружбе;
- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения
Ход занятия:
1.Вводная часть
- Улыбнитесь друг другу, подарите и нам свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.
- Чтобы узнать тему нашего занятия, нужно собрать пазл. У вас на столах лежат конвертики. Выньте из них содержимое. Это части картинки, если её соберёте, то узнаете тему нашего занятия.
- Кого вы видите на картинке? (Детей).
- Они похожи? (Нет).
- А почему? (У них разный цвет кожи, разный пол, волосы, глаза и т.д.)
- Сегодня мы с вами проведем занятие, на котором ещё поговорим о толерантности. Давайте узнаем, что значит это слово?
2. Основная часть
- Давайте прочитаем в словаре Ожегова, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ!
Toлepaнтнocть – дoбpoжeлaтeльнoe oтнoшeниe к чeмy-либo. Этo yвaжeниe иныx кyльтyp, пpизнaниe иx paвнoцeннocти, пoнимaниe paзныx cпocoбoв caмoвыpaжeния и индивидyaльныx чepт в пoвeдeнии и внeшнeм oбликe. Мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение.
- Я вам прочитаю стихотворение С. Маршака "Всемирный хоровод". Слушайте внимательно и скажите, почему я выбрала его для нашего сегодняшнего занятия?
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
– О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом).
- Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно и быть добрыми друг к другу?
В Толковом словаре Ожегова дается такое определение доброты:
«доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других»
- Если мы посадим семечко Доброты, даже самое маленькое, будем о нем заботиться, то вырастет большое дерево.
- Листочки на дереве непростые, это добрые слова. Какие добрые слова вы знаете? Давайте скажем их друг другу.
4. Динамическая пауза. (песня)
5. Групповая работа.
Все мы люди, но мы такие разные.
Чем вы отличаетесь от других ребят?
• Выслушайте ответы и запишите их на доске или изобразите в виде символов (цвет волос, цвет кожи, предпочтения и вкусы и т.п.)
Мы отличаемся друг от друга не только внешне, но и тем, что нам нравятся разные вещи, то есть у каждого из нас есть свои предпочтения.
• Попросите нескольких детей назвать, что им нравится. Запишите результаты на доске.
• Некоторые вопросы для опроса:
›› Кто из вас любит заниматься спортом? Какой вид спорта ваш любимый?
›› Кто любит темный шоколад, а кто белый?
›› Кому голубой цвет нравится больше, чем зеленый?
›› Кому нравятся кошки больше, чем собаки?
- Мы также отличаемся внешне друг от друга.
- Сколько человек в классе с карими глазами, а сколько со светлыми; сколько детей с темными волосами, а сколько со светлыми.
- Сейчас вы выполните задание «Автопортрет» с помощью системы Мультимайнд, а также «Мои предпочтения», а после этого все вместе обсудим, чем мы можем быть похожи, а чем отличаемся.
(Обсудите с детьми, есть ли в их группе дети с одинаковыми предпочтениями или вкусами).
- На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.
- Вспомним, как закончилось стихотворение, которое я прочитала в начале занятия.
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
Учитель. Давайте на этой солнечной поляне составим хоровод и поселим их в домики.
Обсуждение, все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод. Быть разными – это хорошо или плохо.
3. Заключительная часть
- Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
- Перед вами лежат кубики с буквами. Из этих букв вам нужно составить слово. Какое слово получилось? (дружба)
- В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, и дружба не было бы ни ссор, ни ругани.