12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Венедиктова Елена Сергеевна1459
Учитель биологии, математики и физической культуры. Педагогический стаж-15 лет.
Россия, Тверская обл., п. Плоскошь
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
9

Классный час «Мы разные, но мы вместе»



ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»


 

Классный час

«Мы разные, но мы вместе»

Учитель: Венедиктова Е.С.

П. Плоскошь, 2016 г.

Тема: «Мы разные, но мы вместе»

Цели:

Формировать представление о людях с ограниченными возможностями.

Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;

Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;

Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «3 декабря – День инвалида», платок, лента, доска, мел.

Ход классного часа

Организационный момент.

Основная часть.

(Слайд 1с названием)

Беседа.

Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.

Здоровье очень важно для человека, поэтому необходимо научиться его беречь. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.

Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

Я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева "Цветик- семицветик".

- Сколько лепестков было у волшебного цветка? (Слайд № 2)

- Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

- Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. (Слайд № 3)

- В 1992 году Организация Объединенных Наций объявила 3 декабря Днём инвалида. ( Слайд № 4). Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

- Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)

Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? Сидеть за партой 40 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?

Бывает, что дети рождаются инвалидами или становятся инвалидами в результате несчастных случаев или болезней. Например: из-за укуса клещ, кто-то попал прямо под колесо машины, кого-то толкнули, и тот ударился и получил травму, кто-то защищал свою Родину и семью от (бандитов...), кто-то во время тренировки что-то повредил.

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства. (слайд №5)

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем посёлке, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашем посёлке таких людей много. Это и взрослые и дети.

Вопросы для обсуждения:

Бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? (Ответы детей)

Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту? (Ответы детей)

- Некоторые виды профессий связаны с опасностью для здоровья: подводные, химические, связанные с большим напряжением, вибрацией, радиацией и другие. Представители почти всех профессий в большей или меньшей степени подвержены каким-либо опасностям. Все виды большого спорта, балет, цирк тоже очень травмоопасны.

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, большая высота многоэтажек, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы, наводнения и т.п.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и контузий.

Случается, что человек заболевает. Не все болезни пока еще подчинились врачам и иногда из-за болезней люди также становятся инвалидами.

- А есть врачи, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Всего два месяца было маленькой пациентке Краснодарской детской больницы Сонечке Куливец, когда из-за неправильно сделанной инъекции, девочке пришлось ампутировать ручку. Эта трагедия потрясла всю страну. И, чтобы такое не повторялось, вы должны очень хорошо учиться и стать дисциплинированными работниками. Ведь в ваших руках окажутся и ваши судьбы, и судьбы других людей.

- Прежде чем продолжить разговор дальше, предлагаю послушать строки из хорошо знакомой вам песни(звучит песня «Волшебное стекло» в исполнении Дианы Гурцкой) (Слайд №6)

- Кто исполняет эту песню? Чем она отличается от других исполнителей? (ответы детей, эта исполнительница - слепая)

- Таких людей называют « инвалид по зрению»

Внешне, они мало отличаются от нас с вами. Но им живется намного сложнее, чем нам, ведь они не видят окружающие нас предметов, различные ориентиры на дороге и дома.

Задание 1

- Мы много говорим сегодня о здоровье. Здоровье - это движение. Давайте и мы немного подвигаемся. Сейчас я попрошу вас встать 3 человек, закрыть глаза и представить себя в темной незнакомой комнате. А теперь будьте предельно внимательны и осторожны, выполняя мои команды.

Команды: сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться влево, шаг назад, еще раз повернуться влево, шаг вправо и вперед, повернуться вокруг себя.

Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, где вы находитесь, куда пришли? А прийти вы должны были туда, откуда начали движение.

Рефлексия:

Откройте глаза. Получилось ли прийти в нужную точку? Что вы чувствовали, двигаясь с закрытыми глазами? (Варианты ответов могут быть неожиданными: от страха до интереса).

2.Задание «Нарисуй дом с закрытыми глазами».

Приглашаются 2 человека.

- С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

3. Задание « Принеси предмет с закрытыми глазами»

- Подойди к столу и возьми книгу. Принеси её мне.

Рефлексия:

Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?

Учитель: - Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Существует специальная азбука - азбука Брайля, (Слайд № 7) чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? ( ответы детей)

Есть «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

А сейчас, предлагаю вам, прочитать отрывок из произведения (на доске текст с пропущенными словами ) (Слайд№8)

« Стою и слушаю эти прекрасные звуки природы. На дереве …. дятел. На болоте ….лягушки . Возле цветка …. шмель. В траве ….. саранча».

Прочитай слова для справок: жужжит, стучит, стрекочет, квакает.

-Вставьте глаголы по смыслу в текст. Прочитайте вслух, что получилось. О чем текст? (о звуках природы).

-Мы с вами можем слышать все эти звуки, а вот люди, которые это сделать не могут, у них нет слуха – их называют инвалиды по слуху.

-Скажите, что может привести к потери слуха.? Что нужно делать, чтоб этого избежать? ( ответы детей)

-Правильно, нужно остерегаться громких звуков, не ходить в мороз без шапки, не ковырять в ушах острыми предметами.

Учитель: - А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь.(Слайд №9) Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда неслышащие люди могут понять и наш язык - по специальной программе Эмилии Леонгард их обучают считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.

Задание 4.

- Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня.

- А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (Дети пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)

Учитель: (Слайд № 10) - Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Задание 5.

- Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.

Задание 6

- Попробуйте без помощи рук завязать шнурки.

Рефлексия:

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

Учитель: -А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют? И зря не верите. (Слайд№ 11)

Мэри Верди – девочка на инвалидной коляске очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением. Мэри создала группу “Танцующие колеса”.

(Слайд№ 12)

Итог занятия. Рефлексия

- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить детям с ограниченными возможностями.

- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как

сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает отношение людей к нам».

- Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды - Ангелы земли

Сколько незаслуженной обиды

На себе они перенесли

Сколько раз ,они лицом в подушку

Чтоб не плакать на глазах у всех

Говорили ночи как подружке…

Разве то что есть мы ,-это Грех?

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, недобрых, немощных людей

Немощны они не телом бренным..

Немощны душой своей холодной

Не помочь пытались детям бедным

Прочь всегда их гнали взглядом злобным

Не грустите матери не надо

Ваши дети- ангелы, не зло

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, тепло.

Ну а тех кто их не понимает

Пусть простит Господь за волю их

Пусть они услышат как рыдают

Мамы у кроваток чад больных

Но не все на свете равнодушны,

Больше тех кто хочет им помочь.

Открывая душу им радушно

Горе помогают превозмочь.

Пусть Господь рукой своей нетленной

Осенит крестом весь мир людской

Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной

Мир всегда царил, царил покой

Чтоб ни войн и не землетрясений

Ни цунами страшных, НИКОГДА

Сбереги Господь от потрясений

Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...

- Многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот предложат им свою помощь. А вот как мы можем помочь им, я хочу

услышать от вас. ( Ответы детей: – сделать специальный вход и выход из магазинов, транспорта, предназначенным для инвалидных колясок; - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.) (слайд №13)

- Мне кажется, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчив ее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам»

- Я уверена, что мероприятие принесёт пользу и нам, и окружающим нас людям, нуждающимся в нашей помощи «Мы разные, но мы вместе» (Слайд №14)


 

Интернет источники:

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabot...has-ko-dnyu-invalida

shklovoshkola.okis.ru/metodicheskaia-shkatulka

(день инвалида ) festival.1september.ru/articles/556383//data/files/c1483641050.pptx


день инвалида
PPTX / 2.36 Мб

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.