Классный час по биологии на тему «Всемирный День Земли» (8 класс)
Тема: «Всемирный День Земли»
Цель: создание условий для осознания учащимися своей моральной ответственности за судьбу родной земли, формирования экологической культуры.
Задачи:
1) познакомить учащихся с историей праздника Всемирный День Земли;
2) формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы;
3) воспитание заботливого и бережного отношения к природе.
План занятия:
1. Орг.момент. Сообщение темы.
2. Беседа и просмотр презентации.
3. Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Орг.момент. Сообщение темы.
Здравствуйте! Присаживайтесь! Сегодняшний наш классный посвящен такой теме, как Всемирный День Земли.
2. Беседа и просмотр презентации.
Праздник "День Земли (Всемирный День Земли)" отмечается 21 марта. Эта дата была выбрана по той причине, что на это время выпадает день весеннего равноденствия. Считается, что ежегодно в день весеннего равноденствия происходит смена биологического ритма планеты и обновление природы. Этот праздник начали отмечать жители многих стран мира для того, чтобы как-то выделить тот момент, когда в Северном полушарии начинается весна, а в Южном – осень. ООН отмечает День Земли обычно 20-21 марта. Каждый год в честь этого праздника в штаб-квартире ООН, которая расположена в Нью-Йорке, звонят в Колокол мира.
Идея проведения Дня Земли зародилась в США. Она была заложена бизнесменом и издателем Джоном Макконеллом, который стал также создателем флага Земли.
Флаг и символ Земли
В мире существует Флаг Земли. При этом он не считается официальным символом. Этот флаг представляет собой фотографию нашей планеты, снятой из космоса. В этом качестве сейчас используется снимок планеты на тёмно-синем фоне, который был сделан астронавтами Аполлона-17 на их пути к Луне.
Традиционно этот Флаг связан и со многими другими подобными международными мероприятиями, которые направлены на охрану окружающей среды и поддержание мира. Выбран был и специальный Символ Дня Земли. Он представляет собой греческую букву Θ зеленого цвета, расположенную на белом фоне. Этот символ появился в 1971 году, его автором стал Гайлорд Нельсон.
Причем, этот символ практически совпадает с символом эсперанто. Он призван побудить человечество обратить пристальное внимание на то, какой хрупкой является экосистема Земли и стараться делать все для ее сохранения. Различные антропогенные воздействия приводят к нарушению структуры и функционирования природы.
В ноябре 1969 года, в рамках конференции ЮНЕСКО, посвященной вопросам охраны окружающей среды, он представил свой проект празднования этого дня. Руководство города Сан-Франциско издало Декларацию о Дне Земли. 21 марта 1970 года состоялось первое организованное празднование этого дня.
Традиции на праздник «День Земли». Колокол Мира
По сложившейся традиции, в разных странах в День Земли принято звонить в Колокол Мира. Этот звук должен призывать всех жителей Земли хотя бы на этот миг ощутить всепланетную общность. Они должны задуматься о сохранении красоты нашей планеты. Колокол Мира является символом мирной жизни, дружбы и солидарности всех народов. Кроме того, он служит призывом к сохранению жизни на Земле. Ведь от нас сейчас зависит будущее наших детей и нашей планеты в целом.
Первый такой Колокол Мира в 1954 году был установлен в нью-йоркской штаб-квартире ООН. Подарила его Японская ассоциация содействия ООН. Интересен тот факт, что отлили этот колокол из монет, которые были пожертвованы детьми шестидесяти стран со всех континентов. Также в него были вплавлены разнообразные ордена, медали и другие знаки отличий из разных стран.
На Колоколе имеется надпись, гласящая: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Укрепили японский Колокол Мира под сводом сооружения из кипарисового дерева, которое внешне напоминает синтоистский храм.
Затем такие же колокола начали устанавливать и в других странах. В 1996 году такой колокол появился в венской штаб-квартире ООН.
Название «День Земли» используется по отношению к различным мероприятиям, которые проводятся весной с целью побуждения жителей всего мира проявлять больше внимания к окружающей среде нашей планеты, которая является хрупкой и уязвимой. Как известно, люди сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву и воду, осушают водоемы. Все это не проходит бесследно, очень большую роль в этом играет рост промышленности. Экологическая ситуация, сложившаяся сегодня на Земле, является очень непростой и продолжает ухудшаться с каждым годом. Отношение человека к природе должно меняться сейчас, иначе будет слишком поздно. Этот день неразрывно связан с охраной окружающей среды. На территории нашего района находится (слайд 14) национальный парк Смольный.
История создания
Живописные ландшафты, пойменные озера, целебные родники, густые леса – все это привлекает туристов в мордовский национальный парк «Смольный».
Парк был создан в 1995 году для охраны типичных ландшафтов Мордовии, ценных с экологической и эстетической точек зрения, а также для их использования для отдыха населения.
Максимальная протяженность парка с запада на восток составляет 35 километров, с севера на юг – 18, а общая площадь - 36,4 тысячи га.
Физико-географические особенности
Территория национального парка приурочена к северо-западной части Приволжской возвышенности. Рельеф умеренно расчлененный, характеризуется значительной овражной сетью в его северо-восточной части. Максимальная отметка – 217 метров над уровнем моря, - расположена в северной части парка.
Все реки парка относятся к бассейну реки Алатырь – левого притока Суры. Для этих типично равнинных рек характерны небольшое падение и сравнительно медленное течение. Помимо рек на территории парка встречаются более 30 родников, встречаются болота и озера, в том числе два озера Дубовые – памятники природы.
Национальный парк находится в лесостепной зоне умеренного пояса. Средняя температура самого холодного месяца - января -11,5ºС, отмечались понижения до -47º С. Средняя температура самого теплого месяца - июля +18,5ºС.
Разнообразие флоры и фауны
Растительность парка весьма богата и своеобразна. Наиболее распространенный тип растительности – чистые и смешанные сосновые леса. Чистых еловых лесов мало, но встречаются сосняки с примесью ели. Широколиственные леса представлены липняками и дубравами.
На территории парка отмечены редкие виды водной флоры –чилим, или водяной орех (вид, включенный в Красную книгу Российской Федерации), наяда большая, каулиния малая. Эти виды являются редкими всюду в средней полосе России.
Всего более 40 видов сосудистых растений внесены в список редких и исчезающих в республике Мордовия. Это осока двусемянная, рдест злаковый, осока заливная, пушица изящная, кизильник черноплодный и другие виды.
Богатство растительного мира обусловило великое разнообразие фауны: 44 вида млекопитающих, 193 вида птиц, 23 вида рыб, 10 видов земноводных, 6 видов пресмыкающихся.
Здесь можно встретить лосей, кабанов, лисиц, куниц, рыжих полевок, лесных и обыкновенных мышей, орешниковую соню, бурого ушана, речных бобров, барсуков, рысей и косуль.
О птицах следует сказать особо, ведь часть лесного массива и пойма Алатыря являются орнитологической территорией международного значения. (слайд 30-31) Здесь живут зяблики, щеглы, зеленушки, многочисленные дрозды, глухари, тетерева, рябчики, летом встречаются серая цапля и серый журавль. Такие животные парка, как малая бурозубка, обыкновенная кутора, орешниковая соня, соня-полчок, речной бобр, барсук, европейская норка, рысь, косуля и ряд других занесены в Красную книгу Мордовии. Помимо этого, 18 видов животных занесено в приложения Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
В парке встречается 7 видов птиц, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы. Это большой подорлик, могильник, орлан-белохвост, степная пустельга, степной лунь, коростель, дупель.
В реках и озерах обитают щука, плотва, красноперка, линь, пескарь, налим, окунь, ерш, ротан, карась серебряный и другие виды.
3. Подведение итогов.
Мы все зависим от состояния здоровья нашей родной планеты. Сохранение и защита ее здоровья означает разумное использование наших природных ресурсов, восстановление окружающей среды, которую мы портим самим своим существованием: истощаем почвы, загрязняем воздух и воду.
Большинство экологических кризисов возникают из-за того, что люди вмешиваются в нормальные природные процессы, не понимая грозящей им опасности.
Любовь к природе и забота о ней начинается с малого: в походе и в лагере нужно пребирать за собой мусор, внимательно следить за костром, бережно обращаться с деревьями. Нужно любить и ценить планету, на которой мы живем.
На этом наш классный час окончен. Спасибо за внимание! До свидания!