Классный час на тему «Помоги птицам зимой!» (1–4 класс)

5
4
Материал опубликован 14 March 2021

Классный час на тему "Помоги птицам зимой!"


Цель: формирование у детей желания и стремления помогать птицам зимой.

Задачи:
- повторить названия некоторых зимующих и перелетных птиц;
- развивать память, речь, внимание, познавательный интерес к окружающему миру, мышление;

- воспитывать любовь к природе; чувство сопереживания птицам в холодное время года.

- формировать умение изготавливать поделки из бросового материала.

Оборудование: иллюстрации птиц с их названиями, распечатанные памятки с картинками вариантов кормушек, загадки о птицах,

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

1.1 Приветствие.

1.2 Проверка готовности.

1.3 Создание положительной эмоциональной атмосферы для восприятия материала.

2. Основная часть.

2.1 Вводная беседа.

Ребята, начать наш классный час мне хотелось бы с загадки.

Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла…
(Зима)

Тихо пришла зима. Как в сказке, за одну ночь построила свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Все белым-бело. Вся живая природа готовится к встрече с ней.

Как изменилась погода с наступлением зимы?

– Какие изменения произошли с растениями зимой по сравнению с осенью?

– Есть ли на растениях плоды и семена?

– Действительно, плодов и семян на растениях стало очень мало, а вместо опавших листьев на ветках деревьев и кустарников остались только почки.

– Можно ли встретить зимой насекомых?

– Можно ли встретить зимой птиц?

– Все ли птицы с наступлением зимы могут найти для себя необходимый корм?

– Вот именно поэтому некоторые птицы улетают осенью в теплые края.

– Каких птиц можно встретить сейчас?

2.2 Сообщение темы классного часа.

Ребята, а может вы догадались, чему будет посвящён сегодня наш классный час?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие ‒ те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

2.3 Загадки о птицах.

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и найти картинки с изображением нужных птиц.

Загадки о птицах.

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды ‒

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

На шесте - дворец,

во дворце - певец.

А зовут его...

(Скворец)

Окраской - сероватая,

повадкой - вороватая,

крикунья хрипловатая –

известная персона.

Это...

(Ворона)

Я весь день ловлю жучков,

уплетаю червячков,

в теплый край не улетаю,

здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей,

я бывалый...

(Воробей)

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица …

(Грач)

Кто в беретке ярко-красной,

в черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

все стучит, стучит, стучит.

(Дятел)

Живет она в лесу

и говорит: "Ку - ку".

(Кукушка)

Днем спит,

ночью летает,

всех пугает.

(Сова)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий,

Длинноносый,

Длинношеий,

Безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист)

Какая птица поет «Синь-синь»?

(Синичка)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

Прилетев к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка)

2.4 Игра «Верно – неверно».

Я буду называть признаки животных, и если признак характеризует птиц, то вы должны хлопать в ладоши.

1. Тело покрыто перьями.

2. Есть клюв.

3. Две пары ног.

4. Тело покрыто шерстью.

5. Отыскивают пищу с помощью клюва и лап.

6. Есть клыки.

7. Перья на хвосте отличаются особой длиной.

8. Эти животные летают.

9. Эти животные издают звуки.

10. Эти животные могут зимовать с нами.

2.5 Игра “Зимующие ‒ перелётные птицы”.

Как вы думаете, на какие две группы можно разделить птиц на данных иллюстрациях? (Ответы детей)

Молодцы! На зимующих и перелетных. Давайте поиграем в игру «Зимующие – перелётные птицы»

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт картинку с  названием  птицы: кому перелётной, кому зимующий.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих.

Давайте картинки с зимующими птицами поместим на зимнее дерево к кормушке, а с перелётными – на летнее дерево.

2.6 Сообщения детей о зимующих и перелётных птицах.

1 ученик: ‒ Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.

2 ученик: ‒ Зимующие птицы не боятся морозов и могут добывать корм даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов. Клюют шишки с семенами хвойных деревьев. А синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.

2.7 Игра «Узнай меня».

А сейчас поиграем с вами в игру "Узнай меня"! Станем в круг. Я буду называть птицу, если она перелетная, то в середину круга выходят девочки, если зимующая, то мальчики.

2.8 Беседа «Помощь птицам зимой».

Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

Правильно ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают, так как, например, ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Да, в зимнюю стужу голодные, и ослабевшие птицы легко замерзают и даже погибают. Вот поэтому, они прилетают к нашим жилищам за помощью. 

Ребята, как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Совершенно верно! Нужно сделать и развесить кормушки. Для этого выбирается тихое, безветренное место. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными. Корм насыпать нужно только сухой. Если вы будете приходить и насыпать корм в одно и то же время, то птицы привыкнут к вам.

Физминутка

А сейчас давайте немного отдохнем

Встал воробушек на лапки, 1,2,3,4,5.

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо, 1,2,3,4,5.

Приседанье сделал справно, 1,2,3,4,5.

Клювиком почистил пух.

И скорей за парту плюх.

2.9 Рассматривание кормушек, сделанных учащимися.

Давайте рассмотрим кормушки, которые сделали ваши одноклассники. Сейчас каждый из ребят расскажет о своей кормушке.

Рассказы учащихся о кормушках.

Ребята, у вас на партах лежат памятки по изготовлению кормушек. Вы можете взять их домой и вместе с родителями сделать кормушки. И давайте все вместе, дружно поможем друзьям нашим меньшим!


2.10 Работа в группах «Составление меню для птичьей столовой».

Ребята, объединитесь в группы по цвету кружков, которые лежат у вас на партах. Подумайте и составьте меню для птичьей столовой. Наклейте на листок картинки с изображением тех продуктов, которые можно положить в кормушку.

Обсуждение работы групп.

Давайте подведём итог и посмотрим корм, который я приготовила.

Семена подсолнечника едят все птички, но не жаренные.

Семена тыквы, арбуза едят все.

Овес, пшено едят воробьи, синицы.

Ягоды рябины ‒ любимая пища снегирей и свиристелей .

Остатки мясных, мучных изделий едят все птички.

Сало ‒ хорошая подкормка для птиц в мороз, его подвешивают на ниточку.

Ребята, вы посмотрели виды кормушек, увидели корм, которым можно кормить птичек. Помогайте им и наблюдайте, какие птички будут прилетать к вашей кормушке.

3. Подведение итогов

Ребята, чем запомнился вам наш классный час?

Что вы узнали нового? Что вас взволновало?

4. Рефлексия.

Ребята, у каждого из вас на парте картинка с изображением птицы. Возьмите её. Если вы довольны своей работой, классный час вам понравился, у вас хорошее настроение, то поместите картинку на верхних веточках дерева. Если что-то у вас не получалось, что-то было не совсем понятно, то на средних веточках. Если же вам было скучно, неинтересно, или вы не довольны своей работой, то поместите картинку под деревом.

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Юлия Михайловна!!!

14 March 2021

Спасибо! Надеюсь, что разработка будет полезна.

14 March 2021

Благодарю за полезный ресурс! Заходите в гости!

14 March 2021