Урок окружающего мира в 1 классе «Как зимой помочь птицам»
Пояснительная записка к презентации
Урок окружающего мира
1 класс
«Как зимой помочь птицам»
Попова Вера Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Кишертская СОШ»
Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи: - Предметные результаты: учить различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях; правильно подбирать корм для птиц.
- Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; наблюдать и делать выводы; знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; проговаривать в логической последовательности свои действия; учиться делать самооценку своей деятельности на уроке
Личностные УУД: формировать интерес к изучению родной природы; понимать важность заботы о зимующих птицах.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах, группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, шапочки для сценки.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название ЭОР, используемых на уроке |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин) |
1. |
Мотивация к учебной деятельности. |
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Начинается урок, Сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире. Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу – помогут стать вам мудрее. Желаю вам удачи! |
Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку. |
2 мин |
|
2. |
Актуализация знаний и постановка проблемы |
Аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года»
Слайд2(зимняя поляна)
Слайд3(следы птиц) Слайд 4, (птицы) |
Учитель включает аудиозапись и под музыку рассказывает сказку. СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители. Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц) - Вспомните, кого называют птицами? (Это животные, тело которых покрыто перьями) - А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища) - Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? - А кто из вас может назвать их? - Как вы думаете, почему они улетают в тёплые края? - А как их называют птиц, которые остаются зимовать? - Знаете ли вы зимующих птиц нашего края? - А каково птицам зимой? - А можете ли вы помочь зимующим птицам, как? |
Слушают сказку Отвечают на вопросы Затрудняются назвать зимующих птиц |
5 мин |
3. |
Определение темы и цели урока |
Слайд 5 (Как зимой помочь птицам?) |
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Прочитаем главный вопрос, на который нам предстоит ответить. - Что мы должны для этого узнать? (карточки) 1. Зимующие птицы нашего края. 2. Какие бывают кормушки. |
Работают по учебнику стр.74 Читают план на карточках. |
2 мин |
4. |
Изучение но |
Слайд 6 (сорока) Слайд 7 Видеролик «Зимующие птицы» Слайды 8-9 (кормушки учеников из класса) Слайд 10 Физминутка для глаз |
1.Игровая ситуация. - Ребята, а это что за птица? Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. - Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот и решили зимующие птицы собраться на кормушке. - Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь. - А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя. 2.Работа в группах «Зимующие птицы» - Рассмотрите птиц на кормушке стр.74. Прочитайте названия птиц и подготовьтесь рассказать о каждой, по каким характерным признакам их можно различать. - Каким источником можно воспользоваться? (атлас – определитель «От земли до неба») Выступления групп. - Каких птиц вы бы добавили на кормушку? Очень много птиц зимой умирает от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало. 2. Какие бывают кормушки. - Как же помочь птицам пережить трудное время года? - А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) - А из чего можно сделать кормушку? - Посмотрите внимательно на выставку кормушек разных видов в учебнике стр. 74. - Какая кормушка вам понравилась больше всего? Какая кормушка не понравилась? Почему?
Физминутка для глаз |
Отгадывают загадку Дети заинтересованы Работа в группах. Пользуясь учебником и дополнительной литературой, готовятся рассказать о зимующих птицах. (просмотр видеоролика) узнают о других зимующих птицах Отвечают на вопросы Рассказывают о кормушках, которые сделали дома с родителями. Работа по учебнику стр.74. |
10 мин |
5. |
Первичное закрепление материала. Практическая работа. |
Слайд 11 |
Игра «Птицы на кормушке».(каждая пара детей получает картинки птиц: свиристель, воробей, синица, снегирь, поползень, сорока, дятел, дрозд, щегол, ворона) - Посмотрите, какая у меня есть кормушка. (На доске прикреплена кормушка).Но птичек нет. А птички у вас на партах. -Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (узнать птицу и раскрасить) Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. - Какие птицы прилетели на нашу кормушку? |
Работа в парах. Раскрашивают птиц и прикрепляют к кормушке на доске (плакат) Называют зимующих птиц |
5 мин |
6. |
Проблемная ситуация. |
Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать? - А что надо положить в кормушку? Ребята, давайте попытаемся разобраться, а помогут нам сами птички. (Сценка) Сорока. Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают! Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленные. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли. Синица. Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят. Ворона. Осталось голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове! Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки. Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке. - Ребята, как вы думаете, какие ошибки они допустили, когда строили кормушки и подбирали корм? Вот видите, ребята, мало сделать кормушки, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. - Прочитайте важную информацию на странице 75 в учебнике, и запомните, какой корм подходит для птиц. - Что узнали нового, чем подкармливать птиц? Что за природные столовые есть у птиц? - О каких зимующих птицах ещё узнали, почему их так называют? |
Отвечают, некоторые ученики затрудняются. Участвуют в сценке. Рассуждают Самостоятельно читают в учебнике. Отвечают на вопросы. |
8 мин |
|
7. |
Применение полученных знаний. |
-Сейчас мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова? (словарь, интернет) - Прочитаем в толковом словаре значение слова «меню» Сейчас нашим птичкам на кормушке нужно подобрать корм. На партах у вас лежат наименования блюд. Вам надо выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню. |
Работа с Толковым словарем. Читают значение слова «меню». Работа в группах. 3 группы выбирают картинки с кормом для птиц, приклеивают на плакат. Одна группа детей работает у компьютера с электронным приложением. |
5 мин |
|
8. |
Рефлексия. |
Слайды 12-16 Слайд 17 |
Посмотрите, какой рисунок у нас получился, как бы его назвали? («Покормите птиц зимой!») У Александра Яшина есть замечательное стихотворение – призыв, которое тоже так называется, послушайте. - Оцените свою работу на уроке. Продолжить предложения. Сегодня на уроке я узнал…… Мне было интересно…… Я хотел бы поблагодарить на уроке…. - Оцените свои достижения на уроке (смайлики) Я думаю, что все, у кого ещё нет кормушек, сделают их и будут всю зиму подкармливать птиц. |
Слушают стихотворение. Оценивают себя и одноклассников за работу на уроке. |
3 мин |
Приложение к плану – конспекту
Перечень ЭОР, используемых на уроке.
Таблица 2
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Источник |
1. |
Чайковсковский П. И. «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» |
информационный |
Аудиозапись |
AudioPoisk.com›track/4aikovskii/mp3…goda-dekabr… |
2. |
Презентация к уроку |
информационный |
Мультимедийная презентация |
Авторский медиапродукт |
3. |
Зимующие птицы |
информационный |
Видеоролик, иллюстрация |
Авторский медиапродукт |
4. |
Физминутка |
практический |
презентация |
Авторский медиапродукт |
5. |
Помощь птицам зимой |
практический |
Интерактивное задание |
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс |
Литература
1.Галанжина Е.С. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета. 2013.
2. Максимова Т.Н.Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс.- М.:ВАКО. 2014.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное.- М.:ООО «А ТЕМП», 2013
4. Плешаков А.А.Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учрежд. в 2 ч.- М.: Просвещение. 2011.
Чайковсковский П. И. «Декабрь»
MP3 / 10.7 Мб
Чайковсковский П. И. «Декабрь