Урок по окружающему миру «Как зимой помочь птицам?» (1 класс)

0
0
Материал опубликован 24 October 2015

Урок окружающего мира.1 класс

ТЕМА: Как зимой помочь птицам?

Цели:  - познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для формирования заботливого отношения к птицам;
- изготовить меню для птиц ( практическая работа в паре), пополнять словарный запас детей;
- выполнить мини-проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к животным;
- запомнить правила подкормки птиц;
Оборудование: картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы»
 

Ход урока

1.Орг. момент.

 

Создание эмоционального настроя. Постановка целей и задач.

Дети (хором)

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Ребята, а  над чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.
Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это….(птица)

 

- Правильно, ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.

- А кто даст характеристику птицам?

- А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)
 

Создание проблемной ситуации
- Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)

- Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.

- А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.) А если голодно? Как? А что птицам страшнее: холод или голод?

Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало.

- А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек ловить? А сейчас и мошек нету.

- Значит, какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)

- А каких зимующих птиц вы знаете? (Работа с плакатом «Перелётные и зимующие птицы)», показ иллюстраций зимующих птиц или на слайде.

Работа по учебнику.

Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены. Назовите их.

- А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки. (Дети характеризуют птиц по внешнему виду)

Маленький мальчишка                            

В сером армячишке    

По двору шныряет.

Крохи собирает.         

                                                                                    

 

Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

 

Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется  птичка воробей?

(Есть такое предположение, что воробей -  сложилось  из двух  слов:  вора  бей!   Так  называли  воробьев русские  крестьяне, у которых  на огородах, в полях   воробьи  обклевывали  спелые   семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
 

 

2. Спинкою зеленовата,                        

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

 

Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в            поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека.

 

3. Чернокрылый, красногрудый,

          Не боится он простуды –

          С первым снегом тут как тут!

 

Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.        

 

 4.Кто в беретке ярко – красной,

     В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит.

 

5. Я бы мог еще так много                          

Про лесных сказать певцов.

Как средь стужи и морозов

Вывел он своих птенцов.

 

Рассказ учителя о клёсте.
- У клеста  необычный клюв- с загнутыми  перекрещенными  концами. Этот  клюв  хорошо  приспособлен  для  шелушения  еловых шишек, семенами  которых  он  питается  зимой. Почему мы не видим его на кормушке?


- Чем же отличается клёст от других птиц? (Выводит зимой птенцов)
-  Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

 

6. Как с утра и до заката                                 

На репьях гостят  щеглы.

И торопятся куда – то    

Ярко – красные щуры

 

7. А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых  в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

    -  Ребята, всех этих птиц, как можно назвать одним словом? Какие они? Почему?

Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»

(Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.)


- Посмотрите, что это Муравьишка-вопросик прячет за спиной? (Ответы детей)
- А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать кормушку?

( Ответы детей. Учитель показывает пакет из-под сока, молока, бутылку с зерном, домик, сало на верёвочке)

- А кормушки бывают ещё и такие. (Показ видов кормушек на слайдах.)

Работа по учебнику.

Муравьишка-вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?

А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»

Посмотрите, какая у меня есть кормушка.( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.) Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.

Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).

- Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны, если кто забыл, как выглядит птичка, какие у вас есть подсказки? (учебник и атлас-определитель).

Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите, какая у нас хорошая получилась кормушка! Какие птички на нашей кормушке?

Физкультминутка

Прилетели птички

Птички – невелички

Смотрят к нам в окошко

Просят хлеба крошку

Создание проблемной ситуации.
Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?
А что надо положить в кормушку?

Работа по учебнику.

На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц. (Читает хорошо читающий ребёнок)

Обобщение. Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб)
- А сейчас мы выполним ещё один мини-проект «Составление меню»

А сейчас мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова?

Учитель читает из Толкового словаря значение слова «меню»


Сейчас вы птички. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат наименования блюд и основа. Что вам надо сделать? (Подписать листок, выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню)

Вспомните, какие блюда нельзя предлагать птичкам! Выполнение работ.

Я – официант, сейчас буду собирать заказы. (Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.)

А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой» (Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

- Ребята, а теперь оцените наш урок: нарисуйте на смайлике личико улыбающееся, если вам всё понравилось, серьёзное, если что-то вы не поняли и   грустное, если вам всё не понравилось, покажите мне.

Я сделаю соответствующие выводы. 

За то, что вы слушали  всё  внимательно,
Задания все  выполняли  старательно
Хочу  я  картинки  с  птицами  вам  подарить.
Картинки  раскрасьте, а птиц  не  забудьте   кормить!       

Я думаю, что за выходной все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.                 
- Спасибо, дети, за урок!

Комментарии
Комментариев пока нет.