Урок по окружающему миру «Как зимой помочь птицам?» (1 класс)
Урок окружающего мира.1 класс
ТЕМА: Как зимой помочь птицам?
Цели: - познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
- обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для формирования заботливого отношения к птицам;
- изготовить меню для птиц ( практическая работа в паре), пополнять словарный запас детей;
- выполнить мини-проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к животным;
- запомнить правила подкормки птиц;
Оборудование: картинки кормушек, птиц, надписи корма для птиц, плакат «Перелётные и зимующие птицы»
Ход урока
1.Орг. момент.
Создание эмоционального настроя. Постановка целей и задач.
Дети (хором)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, а над чем мы сегодня будем работать, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это….(птица)
- Правильно, ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.
- А кто даст характеристику птицам?
- А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)
Создание проблемной ситуации
- Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)
- Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.
- А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.) А если голодно? Как? А что птицам страшнее: холод или голод?
Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало.
- А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек ловить? А сейчас и мошек нету.
- Значит, какие птицы бывают? (перелётные и зимующие)
- А каких зимующих птиц вы знаете? (Работа с плакатом «Перелётные и зимующие птицы)», показ иллюстраций зимующих птиц или на слайде.
Работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены. Назовите их.
- А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки. (Дети характеризуют птиц по внешнему виду)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет.
Крохи собирает.
Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
Хорошо. А кто из вас знает, почему так называется птичка воробей?
(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека.
3. Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.
4.Кто в беретке ярко – красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
5. Я бы мог еще так много
Про лесных сказать певцов.
Как средь стужи и морозов
Вывел он своих птенцов.
Рассказ учителя о клёсте.
- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Почему мы не видим его на кормушке?
- Чем же отличается клёст от других птиц? (Выводит зимой птенцов)
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)
6. Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы.
И торопятся куда – то
Ярко – красные щуры
7. А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя эта птичка получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет все, что сможет найти. Но если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.
- Ребята, всех этих птиц, как можно назвать одним словом? Какие они? Почему?
Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»
(Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.)
- Посмотрите, что это Муравьишка-вопросик прячет за спиной? (Ответы детей)
- А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать кормушку?
( Ответы детей. Учитель показывает пакет из-под сока, молока, бутылку с зерном, домик, сало на верёвочке)
- А кормушки бывают ещё и такие. (Показ видов кормушек на слайдах.)
Работа по учебнику.
Муравьишка-вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?
А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»
Посмотрите, какая у меня есть кормушка.( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.) Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.
Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).
- Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны, если кто забыл, как выглядит птичка, какие у вас есть подсказки? (учебник и атлас-определитель).
Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите, какая у нас хорошая получилась кормушка! Какие птички на нашей кормушке?
Физкультминутка
Прилетели птички
Птички – невелички
Смотрят к нам в окошко
Просят хлеба крошку
Создание проблемной ситуации.
Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?
А что надо положить в кормушку?
Работа по учебнику.
На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц. (Читает хорошо читающий ребёнок)
Обобщение. Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб)
- А сейчас мы выполним ещё один мини-проект «Составление меню»
А сейчас мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова?
Учитель читает из Толкового словаря значение слова «меню»
Сейчас вы птички. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат наименования блюд и основа. Что вам надо сделать? (Подписать листок, выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню)
Вспомните, какие блюда нельзя предлагать птичкам! Выполнение работ.
Я – официант, сейчас буду собирать заказы. (Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.)
А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой» (Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
- Ребята, а теперь оцените наш урок: нарисуйте на смайлике личико улыбающееся, если вам всё понравилось, серьёзное, если что-то вы не поняли и грустное, если вам всё не понравилось, покажите мне.
Я сделаю соответствующие выводы.
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
Я думаю, что за выходной все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.
- Спасибо, дети, за урок!