Классный час «Покормите птиц зимой»
Классный час
Цель: познакомить учащихся с перелетными и зимующими птицами, расширить знания детей о птицах;
развивать наблюдательность, воображение, речь, память;
воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе, ответственность.
Оборудование: голоса птиц, иллюстрации зимующих и перелётных птиц, музыка П. И. Чайковского.
Ход классного часа.
1 Вступительная беседа.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать.
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
2. Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Ведущий: Закройте, ребята, глаза. Что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
-Когда поют птицы?
Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них погибают. В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибает.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни бояться вьюг
И улетают на зиму
На добрый тёплый юг.
Другие– те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снега идёт
И долго длится вьюга.
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Ребята, а как называют птиц, которые улетают в теплые края на зимовку?
(Перелетные)Молодцы, правильно! А каких вы знаете перелетных птиц?
(Аисты, грачи, ласточки, скворцы, жаворонки, соловьи).
Ребята, а все ли птицы улетают в теплые края на зимовку?
А как называют птиц, которые остаются зимовать?
(Зимующие) Кто знает, какие птицы остаются зимовать?
(вороны, воробьи, сороки, дятлы, клесты, синички, совы, снегири).
Зимующие птицы не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитания даже зимой.
Учитель: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наш праздник сегодня будет посвящён птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время.
- Сегодня, ребята, вам будут предложены несколько заданий, которые вы должны выполнить. У нас 2 команды: синички и снегири.
Конкурс «Разминка»
1 команда «Синички»
Куда деваются из скворечников, скорлупки разбитых яиц? (выносят в клюве их птицы)
Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве? (Грачи)
Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)
Какие птицы прилетают к нам самыми первыми? (грачи, скворцы)
2 команда «Снегири»
Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)
Какие птицы не умеют летать? (страусы, пингвины)
Какая птица резко меняет по сезонам года цвет своего оперения (белая куропатка)
Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)
2. Конкурс - «Не ошибись».
Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру «Не ошибись». Встаньте. Я буду называть птиц, если эта птица зимует у нас, то вы должны присесть, если птица улетает на юг то замахать руками, как крыльями.
Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.
3. Конкурс «Сложи пословицу» (пословицы разрезаны)
Как сорока хвостом, | так болтун языком |
Осенью и у воробья | пир |
И сова своих | деток хвалит |
Птицы сильны крыльями, | а люди дружбой |
Всякая пташка хлопочет- | своего гнезда хочет |
Птице даны крылья, | а человеку – разум |
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ | ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ |
ПТИЦУ УЗНАЮТ В ПОЛЕТЕ | А ЧЕЛОВЕКА В РАБОТЕ |
Учитель. Скажите, пожалуйста, а для чего нужны птицы в природе? ( Они создают красоту природы, являются докторами леса)
4. Конкурс. Проверим, знаете ли вы птиц?
Плотник с острым долотом строит дом с одним окном. (Дятел)
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)
Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как луг, вертится, как бес, и дорога её в лес. (Сорока)
Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. В поле ночует - коноплю ворует. (Воробей)
Спиною зеленоватая, животиком желтоватая, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)
Физминутка о птицах.
5. Конкурс «Угощение для птиц»
А чем кормить птиц зимой, вы определите сами. Сейчас вы поработаете в командах. Составьте меню для птиц.
(Крошки хлеба, зерно, семечки подсолнуха, сок, сливочное масло, творог, несоленое сало, ягоды рябины, шоколадные конфеты, семечки арбуза, семечки тыквы, крупа.)
- Давайте, проверим, каждая группа из списка называет один вид корма. Я отмечаю на доске, постарайтесь не повторяться. .
- Да, ребята, правильно.
- Итак, чем можно кормить птиц в зимнее время? Зимой птицы становятся менее разборчивы к еде и едят почти все. Поэтому можно кормить остатками пищи со стола.
(Снегири – семечки арбуза, тыквы. Голуби, воробьи – крупу, хлеб, зерно. Синички несоленое сало)
- А летом питаются семенами сорных трав, деревьев, плодами кустарников, насекомыми. А на зиму от природных даров остаются птицам плоды рябины.
Учитель. Ребята, так почему нужно кормить птиц зимой? Каких вы запомнили птиц? А для того, чтобы вы лучше запомнили зимующих птиц, я предлагаю вам выполнить творческую работу: раскрасить птичек.
Итог. Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период.
Награждение победителей.