Классный час, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда
Классный час, посвящённый
Дню снятия блокады Ленинграда.
Тема: «Музы не молчали…»
Цель: познакомить детей с творчеством композитора и поэтов – блокадников, вызвать чувство сопричастности к трагическим страницам истории своего народа.
27 января исполняется 81 год со дня снятия блокады Ленинграда. Каждый год в этот день мы вспоминаем эти трагические события. Каждый год понемногу мы узнаём всё новые и новые факты из жизни блокадного Ленинграда. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этих событиях?
(Дети рассказывают о голоде и холоде блокадной зимы).
Ребята, из ваших рассказов можно сделать вывод, что город медленно умирал. А город жил, очень трудной жизнью, но всё-таки жил!
(Далее идут слайды, иллюстрирующие текст).
На свет появлялись дети. 95 тысяч детей появилось во время блокады Ленинграда.
Работали ясли и детские сады.
Работали школы. Только это были школы на дому, ведь одну комнату легче было согреть дыханием, чем большой класс. Не было бумаги. Дети писали на старых газетах.
Женщины и старики разбирали завалы, разрушенных бомбёжкой, зданий.
Работали заводы. Танки и бронемашины приходили прямо с фронта и после ремонта сразу из цехов снова шли в бой.
Радио работало круглые сутки. Люди слушали звук метронома. Он стучал, как будто стучит сердце города. При обстрелах звук становился быстрее, при отбое – медленнее.
По радио выступали поэты, писатели, просто жители города. Радио объединяло всех жителей, помогало им решать какие-то бытовые проблемы.
В блокадном городе оставалась поэтесса А.А.Ахматова. Сейчас мы услышим в записи стихотворение «Мужество» в исполнении самой Анны Андреевны.
(слушаем запись стихотворения «Мужество» в исполнении автора).
Музой блокадного Ленинграда называли и поэтессу Ольгу Берггольц. Каждый день она выступала по радио перед ленинградцами. Её стихи внушали людям веру и надежду, что они смогут перенести все тяготы блокадной жизни и обязательно доживут до светлого дня Победы!
(Слушаем стихи О. Берггольц в исполнении автора).
С первого дня блокады горькую участь ленинградцев разделял и композитор Д.Д.Шостакович. Он жил на осадном положении прямо в здании консерватории. По ночам дежурил на крыше, сбрасывая «зажигалки» после налётов, а днём писал свою знаменитую Седьмую симфонию, которую назовёт «Ленинградской». Эпиграфом к этой симфонии он написал такие слова: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе посвящается эта симфония». Представляете, ребята, впереди четыре страшных трудных года войны, а композитор верит в победу и своей музыкой убеждает всех в том, что мы обязательно победим!
Давайте послушаем фрагменты этого большого музыкального произведения, прочувствуем волшебную силу искусства.
(слушаем фрагменты Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича).
Первая часть начинается с темы, по бодрому, энергичному характеру которой, мы можем сказать, что это образ мирной довоенной жизни. (слушаем 1 тему), Отмечаем вместе с детьми мажорный лад, широкие интервалы, маршевый характер музыки.
Как будто мы слышим, как город живёт, работает, суетится.
Затем музыка успокаивается, город засыпает. И вот, совсем тихо, у флейты, звучит нежная светлая тема. Так тихо, светло и безмятежно бывает перед рассветом. (Слушаем тему связующей партии). А теперь давайте вспомним, во сколько часов началась война? Наверное и тогда люди спали и ничего не предвещало беды.
И вот в оркестре мы слышим даже не музыку, а какой-то шорох, который постепенно нарастает. И уже ясно слышна барабанная дробь и на фоне этой дроби звучит маршевая тема, которая , казалось бы, не предвещает ничего плохого. Но тема нарастает и упорно повторяется, она превращается в нашествие, которое способно всё смести на своём пути. Эту тему Д.Д.Шостакович так и назвал – тема фашистского нашествия. (Слушаем тему).
А дальше музыка поведает нам о трагедиях, которые приносят людям войны, о надежде, без которой невозможно пережить эти трагедии. Но в рамках одного классного часа мы не можем прослушать всю симфонию. Поэтому, давайте послушаем, как композитор передал в музыке образ грядущей победы.
(Слушаем фрагмент 4 части симфонии).
Какова же судьба этой блокадной симфонии? Ноты этой симфонии были вывезены из блокадного Ленинграда и впервые она была исполнена в городе Куйбышеве.
А вот как собирали музыкантов в блокадном Ленинграде, чтобы исполнить эту симфонию в самом городе и чтобы услышали её ленинградцы, которым она посвящена, - это отдельный рассказ, не менее трагический.
И всё – таки симфония была исполнена. Её транслировали по всем репродукторам. Её слышали даже фашисты на линии фронта. Они думали, что город уже мёртв, а там люди слушают музыку! Да, такой народ победить невозможно!
То, о чём мечтал композитор и выразил в музыке своей симфонии, наконец произошло. 27 января 1944 года голос И.Левитана по радио возвестил…(слушаем сообщение Левитана о снятии блокады)
Вот так, ребята, искусство тоже участвовало в войне. Оно помогало людям не терять надежду и верить в грядущую победу!