Классный час в 4 классе, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда «Непокорённые»
День снятия блокады Ленинграда.
«Непокорённые»
Подготовила Сидоренко Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 2 п. Ханымей
Класс: 4
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.
Задачи:
Сформировать у обучающихся понятие «блокада», познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны – блокадой Ленинграда.
Расширить кругозор младших школьников об историческом прошлом нашей Родины, героических страница Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувства патриотизма, гордости за нашу страну, народ, победивший в этой жестокой войне.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, доска памяти, декорации.
Ход занятия.
(Голос Левитана: объявление о начале Великой Отечественной войне). Слайд 1
Ученица:
Против нас, полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту страшную войну.
Ученик:
22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.
Ученица:
Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица земли.
Ученик:
Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Немцы стремительно прорывались к городу. Эвакуация жителей и предприятий из Ленинграда началась 29 июня 1941 года.
Ученица:
Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.
- Что такое блокада? (Слайд 2)
Ученик:
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.
Ученик:
Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
Ученица:
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Ученица:
Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. (Слайд 3)
Ученица:
На заводе работали подростки.Четырнадцатилетний подросток Фёдор Быков написал отцу на фронт: «Папа, я уже не учусь в школе, я работаю на заводе»
Ученица:
Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно – стариков и голодных детей. (Слайд 4)
Ученица:
Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить людям. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Эвакуировали детей и стариков. Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.
Ученица:
Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. (Слайд 5)
Ученица:
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы
И как трамваи мёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Ученица:
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире силы нету,
Чтобы всё это превозмочь.
Ученик:
Умирали – и говорили,
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Ученик:
И листовки летели с неба
На пороги замёрзших квартир:
«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир! Вам не снится мир?»
Ученица:
Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинграда ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Ученица:
Самой страшной оказалась зима 1942 года. (Слайд 6)
Ударили сильные морозы. Начался голод. В городе не хватало продуктов. Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников.
Ученица:
Нормы выдачи хлеба населению существовали еще до начала блокады. Согласно архивным документам, на 2 сентября 1941 года больше всего (800 г) получали военные и работающие в горячих цехах.
Ученица:
На 200 г меньше полагалось рабочим, трудившимся на заводах. Половину пайка рабочего горячего цеха получали служащие, паёк которых составлял 400 г.
Ученица:
Детям и иждивенцам выдавали по 300 г хлеба. 11 сентября, на 4-й день блокады, все нормы выдачи пайка рабочим и служащим были сокращены на 100 г.
Ученица:
1 октября 1941 года нормы хлеба в блокадном Ленинграде опять были уменьшены: для рабочих на 100 г, детям и иждивенцам выдавали по 200 г.
Ученица:
13 ноября произошло очередное урезание нормы. А через 7 дней, 20 ноября, опять было принято решение о жесточайшей экономии хлебных запасов. Минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде была определена – 125 г.
125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.
Ученица:
В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжѐлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…
Ученица:
Сто двадцать пять
И больше ни грамма.
О, как бесценен каждый грамм!
Свой хлеб разрезает на части мама
И делит со мной пополам…
Хлеба касаясь руками,
Помню всегда о маме.
Мама, не умирай, не надо!
Свет дадут, и пойдёт трамвай!
Мама, будет конец блокады!
Мама! Не умирай!
Ученица: (Слайд 7)
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдѐшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике.
Ученица:
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берѐзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
(Чтение дневника)
Ученица:
Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда. Сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!
Ученик:
Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.
Ученица:
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
Ученица:
900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли.
Ученик:
Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в январе 1944года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жителивышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радиодолгожданную радостную весть. (Звучит запись сообщения об освобождении Ленинграда) (Слайд 8)
За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Не успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом. (Слайд 9)
Учитель:
Если скажут нам слово – блокада
То у каждого в сердце зажмёт
И вспомним мы боль Ленинграда
На смерть обречённый народ.
Среди тех людей были дети
В глазах у них ужас и тьма
За что им страдания эти?
Проклятая, злая война.
Им игры бы надо хоть в прятки
Да под солнышком бегать гурьбой
А они в подвал без оглядки
От бомбёжки той роковой
Но и там не нашли спасенья
На сверстники тех времён
Продолжались ещё гоненья
Самолётов протяжный стон
Сколько горя они испытали
Невозможно представить нам
И поймём мы сейчас едва ли
Сколько весят 125 грамм
Если скажут нам слово – блокада
Мы тихонечко дружно встанем
И ушедших людей Ленинграда
Минутой молчанья помянем. (Слайд 10)
(Звучит песня в исполнении детей «Мы хотим чтобы не было больше войны»
Список используемой литературы:
https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-snyatie-blokadi-leningrada-konspekt-3527847.html
«Великая Отечественная война», энциклопедия для школьников 1941-1945 – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.
Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996
Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков А.Н.-Лики России,2014
Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005
Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В. http://festival.1september.ru/articles/650196/
Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов http://www.wysotsky.com/0009/533.htm
Фотографии для презентации http://1941-1945.at.ua/
Видеоматериалы https://www.youtube.com/