12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Николаевна Сидоренко65
учитель начальных классов
Россия, Ямало-Ненецкий АО, п. Ханымей

День снятия блокады Ленинграда.

«Непокорённые»

Подготовила Сидоренко Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ООШ № 2 п. Ханымей

Класс: 4

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и народ.


Задачи:

Сформировать у обучающихся понятие «блокада», познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны – блокадой Ленинграда.

Расширить кругозор младших школьников об историческом прошлом нашей Родины, героических страница Великой Отечественной войны.

Воспитывать чувства патриотизма, гордости за нашу страну, народ, победивший в этой жестокой войне.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, доска памяти, декорации.

Ход занятия.

(Голос Левитана: объявление о начале Великой Отечественной войне). Слайд 1

Ученица:

Против нас, полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

Ученик:

22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.

Ученица:

Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому, один из основных ударов они направили на этот город, с целью стереть его с лица земли.

Ученик:

Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Немцы стремительно прорывались к городу. Эвакуация жителей и предприятий из Ленинграда началась 29 июня 1941 года.

Ученица:

Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.

- Что такое блокада? (Слайд 2)

Ученик:

Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами.

Ученик:

Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

Ученица:

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

Ученица:

 Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. (Слайд 3)

Ученица:

На заводе работали подростки.Четырнадцатилетний подросток Фёдор Быков написал отцу на фронт: «Папа, я уже не учусь в школе, я работаю на заводе»

Ученица:

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. В город везли продовольствие, а обратно – стариков и голодных детей. (Слайд 4)

Ученица:

Только военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера, помогла выжить людям. Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. Эвакуировали детей и стариков. Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.

 Ученица:

Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. (Слайд 5)

Ученица:

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.


Как опустели целые кварталы

И как трамваи мёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ученица:

Без воды, без тепла, без света

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы всё это превозмочь.

Ученик:

Умирали – и говорили,

- Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!

Ученик:

И листовки летели с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир! Вам не снится мир?»

Ученица:

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Ученица:

Самой страшной оказалась зима 1942 года. (Слайд 6)

Ударили сильные морозы. Начался голодВ городе не хватало продуктов.  Были введены продовольственные карточки. Хлеб стал главным продуктом питания блокадников.

Ученица:

Нормы выдачи хлеба населению существовали еще до начала блокады. Согласно архивным документам, на 2 сентября 1941 года больше всего (800 г) получали военные и работающие в горячих цехах.

Ученица:

На 200 г меньше полагалось рабочим, трудившимся на заводах. Половину пайка рабочего горячего цеха получали служащие, паёк которых составлял 400 г.

Ученица:

Детям и иждивенцам выдавали по 300 г хлеба. 11 сентября, на 4-й день блокады, все нормы выдачи пайка рабочим и служащим были сокращены на 100 г.

Ученица:

1 октября 1941 года нормы хлеба в блокадном Ленинграде опять были уменьшены: для рабочих на 100 г, детям и иждивенцам выдавали по 200 г.

Ученица:

13 ноября произошло очередное урезание нормы. А через 7 дней, 20 ноября, опять было принято решение о жесточайшей экономии хлебных запасов. Минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде была определена – 125 г.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.

Ученица:

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжѐлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба -

Он почти не весит на руке…

Ученица:

Сто двадцать пять

 И больше ни грамма.

О, как бесценен каждый грамм!

Свой хлеб разрезает на части мама

И делит со мной пополам…

Хлеба касаясь руками,

Помню всегда о маме.

Мамане умирай, не надо!

Свет дадут, и пойдёт трамвай! 

Мама, будет конец блокады

МамаНе умирай!

Ученица: (Слайд 7)

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдѐшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике.

Ученица:

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берѐзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

(Чтение дневника)

Ученица:

Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда. Сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Ученик:

Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища.

Ученица:

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

Ученица:

900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли.

Ученик:

Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в январе 1944года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жителивышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радиодолгожданную радостную весть. (Звучит запись сообщения об освобождении Ленинграда) (Слайд 8)


За залпом залп, гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Не успокаивать пока,

Не утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом. (Слайд 9)

Учитель:

Если скажут нам слово – блокада

То у каждого в сердце зажмёт

И вспомним мы боль Ленинграда

На смерть обречённый народ.

Среди тех людей были дети

В глазах у них ужас и тьма

За что им страдания эти?

Проклятая, злая война.

Им игры бы надо хоть в прятки

Да под солнышком бегать гурьбой

А они в подвал без оглядки

От бомбёжки той роковой

Но и там не нашли спасенья

На сверстники тех времён

Продолжались ещё гоненья

Самолётов протяжный стон

Сколько горя они испытали

Невозможно представить нам

И поймём мы сейчас едва ли

Сколько весят 125 грамм

Если скажут нам слово – блокада

Мы тихонечко дружно встанем

И ушедших людей Ленинграда

Минутой молчанья помянем. (Слайд 10)


(Звучит песня в исполнении детей «Мы хотим чтобы не было больше войны»













































Список используемой литературы:

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-snyatie-blokadi-leningrada-konspekt-3527847.html


https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/klassnyi_chas_sniatie_blokady_leningrada


https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/43778-klassnyy-chas-malenkie-geroi-blokadnogo-leningrada-1-klass.html


«Великая Отечественная война», энциклопедия для школьников 1941-1945 – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил.


Голоса из блокады. Ленинградские писатели в осажденном городе (1941-1944)/Шефановская И.-Наука,1996


Ленинград и ленинградцы в годы блокады/ Ковальчук В.М., Чистиков А.Н.-Лики России,2014


Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда/ДЕТГИЗ, 2005

Классный час на тему “Блокадный Ленинград” / Крупенчик М.В. http://festival.1september.ru/articles/650196/


Сборник стихотворений. Блокада / Ю.Воронов http://www.wysotsky.com/0009/533.htm


Фотографии для презентации http://1941-1945.at.ua/


Видеоматериалы https://www.youtube.com/


http://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/klasnyi-chas-na-temu-velikaja-otechestvenaja-voina-11-klas.html



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.