12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лодягина Елена Евгеньевна40

Разработала: учитель музыки МОУ « СОШ№6»

Лодягина Е.Е.

Методическая разработка « И пусть поколения помнят…» Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню снятия блокады Ленинграда.

Цель и задачи: 

Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому

Развитие осознания принадлежности к великой нации, великой стране; гордости за ее героическое прошлое

Формирование гордости к героическим деяниям старшего поколения

Оборудование и технические средства:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран
2. Мультимедийная презентация 
3. Музыкальный центр

4. Музыкальное оформление:

"Седьмая симфония"Д.Шостаковича
Минус песни Б. Окуджавы» Ах, война, что ты сделала подлая»

Звуки воздушной тревоги

"Концерт № 1 для фортепиано с оркестром" П.И.Чайковского

Стук метронома

Песня» Дети всей земли»

Ход мероприятия:

Презентация Слайд 1

Музыка 1 фон

Ведущий (старшеклассник)

Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается...

Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...

Мальчишкам и девчонкам, юношам и девушкам далекого 41 посвящается...

Ленинградцам и ленинградкам, сохранившим свой город в страшные дни блокады посвящается...

Поколению, вступившему в жизнь и тем, кому сегодня 17. Тем, кто не знает, что такое война, посвящается... Чтобы помнили... Чтобы поняли...


 

1 чтец(старшеклассник)

Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды — слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

На землю нашу грозно враг ломился

Под орудийный грозовой раскат...

И ученик солдатом становился

И воевал бесстрашно, как солдат.

Презентация Слайд 2

Музыка 2 Б. Окуджавы

Ведущая читает стихотворение под песню Б. Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.


 


 

Презентация Слайд 3

1 чтец ( старшеклассник)

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...


 

Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...


 


Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.


 

Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.

Презентация Слайд 4

1 девушка( старшеклассница)

Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы-девчата, Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне... Идут по войне девчата, Похожие на парней.

2 девушка (старшеклассница)

И вот в свои семнадцать лет
Я стала в солдатский строй…
У всех шинелей серый цвет,
У всех — один покрой.

1 девушка

Мы уходили, за плечами
Оставив школьные пороги
И мать, застывшую в печали
На пыльной и пустой дороге.


2 девушка
С восторгом нас девчонок не встречали
Нас гнал домой охрипший военком…
Так было в 41-ом, а медали
И прочие регалии потом…

На сцену выходит девушка (старшеклассница) музыка 3

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!

...Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось ещё восемьсот...

Презентация Слайд 5

Музыка 4

Звучит сигнал воздушной тревоги ( старшеклассница)

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.
Была одна судьба на всех.
Мы растеряли светлый смех.
Мы усмиряли темный страх.
Мы умирали на постах.
Мы умирали…
Город жил –
Исполнен малых наших сил.

Презентация Слайд 6

Ведущие

1.Не было топлива.

Замерло электричество.

Вышел из строя водопровод.

Начался голод.


 

2. По Ленинграду ходила смерть.

Но не сдавался город.

Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград.

С суши, с моря, с воздуха

Бросали на город даже морские мины.


 

1. В городе начались пожары.

Рушились дома от обстрелов.

Люди погибали в домах и на улицах.

Но ленинградцы держались.


 

2. - Ленинград в блокаде! — набатом неслось по стране.

Жителей города должны были убить голод, бомбёжки, обстрелы и наступившая зима.


 

1.Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит; почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище …Много детского почему?


 

2. Всё, что происходило у детей на глазах, наводило ужас. Им пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте.


 

1. Спит малыш, обняв игрушку

Длинноухого щенка.

В мягком облаке – подушки

Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,

Пусть продлится счастья миг.

О войне и о блокаде

Он узнает не из книг…


 

2. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Важной задачей города было обеспечить им безопасность, как можно скорее вывезти за пределы города.

Презентация Слайд 7

Музыка 5 звучит седьмая симфония Шостаковича.

Из воспоминаний девочки, Милы Аниной, написавшей сборник стихов, пережившей блокаду Ленинграда


 

(девочка, среднее звено)

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.


 

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла...


 

Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
                                (Мила Анина «Война»)


 


 

Ведущий: Война обрушилась на детей - теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.


 

Голос Милы Аниной (пятиклассница)

Меня зовут Мила Анина. Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…


 

Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.


 

Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!


 

Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…


 

Голос (пятиклассница): Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…


 

 Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков».


 


 

Голос: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно, очень страшно и очень одиноко. Я все чаще оставалась одна и днем, и ночью. Тогда впервые мне отчетливо захотелось умереть. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел».


 

Голос:

Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…


 

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните.

Презентация Слайд 8

Звучит музыка 6 ( все участники (дети) композиции по одному выходят на сцену)


 

Ведущий . Для нас Великая Отечественная война - история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

Стук метронома

Ведущий 2 : . По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит город живет и борется.

Репин А: Священное место для каждого ленинградца - Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.

Презентация Слайд 9

музыка 7

Минута молчания - прошу всех встать, почтим память погибших минутой молчания.

Старшеклассник: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Старшеклассница:  В местах захоронения жителей блокадного города, погибших от голода и обстрелов, возвели мемориальные комплексы. На Пискарёвском кладбище зажгли Вечный Огонь. На площади Победы установили монумент героическим защитникам города. В 60-х годах на боевых рубежах, на подступах к городу, где его защитники остановили врага, поставили 60 памятников, посадили аллеи. Так возник мемориальный комплекс «Золотой пояс Славы». В 1965 году, городу было присвоено звание «Город – герой» и вручен орден «Золотая Звезда».

Старшеклассница: Прошло много лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах.

Презентация Слайд 10

Выходят все остальные

1( девочка, среднее звено)

О чем мечтают дети?

У нас мечта одна:

Пусть будет на планете

Мир добрый, как весна.

 2. ( старшеклассница)

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

3. (старшеклассница)

Там, где пушки не гремят,

Там, где солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

4. ( пятиклассница)

Взрослые, вас просят дети,

Чтобы мир вы берегли!

Чтоб светило солнце детям

В каждом уголке Земли! 
 

Презентация Слайд 10

Музыка песни «Дети земли» ( девушки 8 класса)


День снятия блокады Ленинграда
PPTX / 1.14 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.