12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ивонина Гюльнара Фазиль-кызы1359
Учитель физической культуры высшей категории
Россия, Волгоградская обл., ст.Михайловская
Материал размещён в группе «Классные руководители»

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – МЕРА ЕГО СВОБОДЫ

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Ст. 2. Коституция РФ

Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.

Английская пословица

В мире слов и понятий: права человека, правило, право, свобода, личные права человека.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ БЕСЕД

1. Виды права.

Это нужно знать!

Становление прав и свобод человека относится к XVII–XVIII векам, к началу нового времени, к эпохе просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав – личные и политические права, они получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями, поэтому первое поколение прав можно обозначить красным цветом.

Второе поколение прав – социально-экономические и культурные права, они стали утверждаться на рубеже XIX–XX веков. Во второй половине XX века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах Организации Объединенных Наций. По аналогии с голубым флагом ООН эти права можно обозначить голубым или синим цветом.

К концу XX оформилось третье поколение прав – права целых народов и наций, среди которых – право нации на самоопределение, на свой язык и культуру, а также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, этот же цвет можно присвоить третьему поколению прав.

Естественные права человека тесно связаны с его естественными обязанностями. Если кто-то имеет право, значит, у кого-то другого есть обязанность. Самые главные обязанности – уважать права других людей, а также исполнять обязанности гражданина своей страны. Без этого невозможно говорить о правах человека.

Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл прав. С другой стороны, права и обязанности «конфликтуют» друг с другом.

2. Личные права и свободы:

 Право на жизнь.

 Право на свободу и личную неприкосновенность.

 Право частной собственности.

 Право на благоприятную окружающую среду.

 Свобода передвижения, выбор места жительства.

 Свобода определять национальную принадлежность.

 Свобода совести.

 Свобода мысли и слова.

– Здесь перечислены некоторые основные личные права и свободы гражданина. Какими из них вы пользуетесь?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. На чистом тетрадном листе попробуй цветными карандашами нарисовать, как в твоей повседневной жизни сочетаются все три поколения прав.

2. Ответь на следующие вопросы:

1) Каковы главные проблемы с правами и обязанностями в твоем классе, в твоей школе?

2) В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются твои права?

3) К какому поколению прав они относятся?

4) В каких ситуациях и в отношении кого ты чаще всего не выполняешь своих обязанностей?

3. Приведи пример конфликтов прав и обязанностей, с которыми тебе приходилось сталкиваться в жизни.

4. Заполни недостающие графы в таблице:

Действие

Уточняющий
комментарий

Какие права
и правила имеют
к этому отношение

Спал и проснулся

Никто не мешал спать

Право на отдых и соблюдение тишины

Умылся

Пользовался водой, зубной пастой

 

Слушал радио

Никто не мешал

 

Пошел в школу

Шел по улице

 

5. Какие права Буратино были нарушены в известной сказке «Золотой ключик» А. Толстого?

6. Кто в сказке «Красная шапочка» Ш. Перро нарушает право на жизнь и свободу?

7. Прочитай текст и выпиши личные права несовершеннолетних, определяемые российским законодательством.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правилами совместного проживания людей, другие – нормами права, в частности нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными.

Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, – органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то в суд.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решения вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Опубликовано в группе «Классные руководители»




Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.