12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Распопова Светлана Юрьевна1838
Россия, Калмыкия респ., Лагань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Классный час «Права потребителей»

Цель:

познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов.

сформировать элементарные умения защиты своих прав в этой области и навыков поиска решения конфликта законным образом, учить учащихся грамотному поведению на рынке товаров.

 

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя

Где мы приобретаем товары, и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд (ответы учащихся):

Товар приобретается в магазинах:

магазины продовольственные;

магазины промтоварные;

магазины хозяйственные;

магазины радиотоваров;

торговые центры, гипермаркеты.

Назовите предприятия, где могут оказать услуги?

аптеки;

поликлиники;

ремонтные мастерские;

банки.

Представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «»Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.

Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Кто же такой потребитель? (ответы учащихся)

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

В каких случаях герои сказок были потребителями?

Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К.Чуковский)? (Да);

Старик, по отношению к золотой рыбке (А.С.Пушкина)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);

Робинзон Крузо на необитаемом острове (Д.Дефо)? (Нет, он же ничего не покупает).

В каких случаях книга может быть товаром?:

- Если вы ее продаете (да);

- Дарите маме (нет);

- Даете почитать учителю (нет).

Работа с законом «О защите прав потребителя»

Потребитель защищен законом «О защите прав потребителя». Этот закон довольно строг. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя. День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1961 году, когда президент США сказал: "Потребители, по определению, это все мы. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение... Но это единственный голос, которого зачастую не слышно". На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:

Право на информацию

Право на безопасность

Право на выбор

Право быть услышанным

Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.

В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) -Всемирная организация потребителей. Организация работает более 50 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International:

Право на информацию

Право на безопасность

Право на выбор

Право быть услышанным

Право на возмещение ущерба

Право на здоровую окружающую среду

Право на потребительское образование

Право на удовлетворение базовых потребностей

Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.

9 апреля  1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне  Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие  региональные  и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус.

Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей».

Как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

Какие права имеет потребитель?

1. Право на просвещение. (Знание своих прав как потребителя)

2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).

3. Право на качество.

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то потребитель имеет законное право потребовать:

- безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

- замены на товар аналогичной модели, марки;

- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

- соразмерного уменьшения цены;

- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Г) Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.

Практическая часть.

Скажите, вы как потребитель, какие вещи стремитесь приобрести?

А продавец какие цели преследует?

Как правильно поступить, если купленная в магазине, обувь оказалась с дефектом, что мы можем предпринять?

Необходимо обратиться в магазин, где приобретался товар и:

заменить товар на товар аналогичной марки;

заменить товар на товар другой марки с перерасчетом цен.

Или магазин должен:

возместить расходы на устранение недостатков;

возвратить деньги, уплаченные за товар;

безвозмездно устранить недостатки.

Однако не все товары подлежат обмену.

Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену:

предметы личной гигиены;

парфюмерно-косметические товары;

посуда, столовые и кухонные принадлежности;

товары бытовой химии;

изделия из серебра и золота;

автомобили;

прогулочные суда;

мотовелотовары;

лекарственные препараты.

Задание:

Вы работники комитета по защите прав потребителей. К вам пришли посетители со своей проблемой: их права нарушены. Разберитесь в ситуации и предложите выход из нее.

Гражданка Иванова И.В.купила сотовый телефон 27 декабря в ООО «Контакт» с гарантией на 6 месяцев. Спустя месяц в телефоне стали проявляться недостатки: он стал отключаться, отсутствовала блокировка кнопок, пропадали данные на дисплее. С требованием устранения недостатков телефона Иванова И.В. обратилась с магазин. Ей была выдана квитанция, согласно которой ремонт сотовых телефонов может производиться до 40 дней. По истечении данного срока Иванова И.В. пришла в магазин за телефоном, но оказалось, что его потеряли, предложили зайти через неделю. В условленный срок Иванова И.В. вновь зашла за телефоном. Ей сообщили радостную новость: телефон отыскался, будет доставлен из Москвы, куда его отправляли для ремонта, но гарантийный срок на него закончился и ремонт необходимо будет оплатить.

Обсуждение ситуации.

Выход в данной ситуации – написать исковое заявление в суд.

 

Заключение.

Задание:

Выполните коллаж из вырезок из журналов и газет, цветной бумаги, используя маркеры, чтобы отразить тему «Современный потребитель – какой он?».

Каким должен быть потребитель?

должен знать законы;

уметь пользоваться этими законами;

быть неравнодушным человеком;

не терпеть, когда тебя обсчитывают, хамят;

сообщать о недоброкачественной продукции в контролирующие органы.

Чтобы противостоять некачественным товарам нам необходимо знать положения Закона «О защите прав потребителя» и действовать в соответствии с этими положениями. И если вы обнаружили некачественный товар и у вас возникли проблемы с заменой товара, вы всегда можете обратиться в соответствующие организации:

Источники

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://www.profistart.ru/ps/blog/20932.htm
  3. http://termin.bposd.ru/publ
  4. http://www.calend.ru/holidays/0/0/20/
  5. Северина О.В. Нетрадиционные формы воспитательной работы в школе. – Волгоград: Панорама, 2007
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.