Классный час «Сложный выбор» (Профориентация, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Классный час «Сложный выбор»
Тема |
«Сложный выбор» |
||
Целевая аудитория |
5 класс |
||
Цель |
оказать информационную помощь в выборе профессиональных предпочтений, наиболее отвечающих индивидуальным особенностям |
||
Задачи классного часа |
формировать навыки конструктивного взаимодействия, уверенности в своих возможностях относительно самореализации в будущей профессии; раскрыть содержание профессионального самоопределения для подростков |
||
Образовательные ресурсы |
Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube. |
||
План классного часа |
Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение нового материала. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Итоги классного часа. Рефлексия. |
||
Методы обучения |
Фронтальная работа, групповая работа. |
||
Формы обучения |
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные УУД |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания при выборе будущей профессии. |
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. |
испытывать чувства сострадания и ответственности. |
|
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Я хочу начать классный час с прочтения отрывков из известных Вам литературных произведений.
Слайд 1.
"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подъячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение, и может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца."
"Станционный смотритель" А.С.Пушкин
Слайд 2.
"Он прислушивается к импровизациям слепого музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживленную мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в ее полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря."
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Как Вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать? Что в этих отрывках описывается? (ученики предполагают возможную тему классного часа)
Слайд 3.
Да, Вы правы, это описание профессий. И мы сегодня посвятим наш классный час беседе о выборе будущей профессии.
Как Вы думаете, нужно ли это и надо ли этому время посвящать именно сейчас? Ведь времени ещё довольно много до того, когда Вы будете поступать в учебные заведения и выбирать себе профессию. (ученики отвечают).
Слайд 4.
Жизнь человека - череда многочисленных выборов, от которых зависит будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии
Вопрос правильного выбора профессии - это один из важнейших вопросов, который возникает в жизни каждого человека. Это не простое и очень важное дело, которое не надо откладывать на потом.
Слайд 5. Ребята, я хочу у Вас спросить. Как выбирается профессия? (ученики предлагают возможные варианты).
Для выбора профессии часто необходимо выявить внутренние психологические тенденции, которые лежат в основе профессионального выбора личности. Наиболее распространенной научной точкой зрения является рассмотрения интереса к определенному виду деятельности. Интерес порождает склонность, которая реализует интерес к конкретной деятельности.
Интерес – этим термином обозначают чаще такие понятия как внимание, любопытство, сосредоточение, целенаправленность, желание.
Склонность – этим термином обозначают любое сильное, постоянное стремление к действию. Чаще склонность является врожденным качеством.
Слайд 6.
Я хочу Вам предложить рассмотреть схему и давайте её обсудим.
Слайд 7.
Давайте посмотрим видеоролик "Кем стать?" / Мультсериал "Калейдоскоп профессий" https://www.youtube.com/watch?v=_3T7R4z-bAI
Слайд 8.
Оказывается ещё и различают профессию и специальность.
Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки (образования).
А специальность – это более узкая разновидность деятельности в рамках одной профессии.
Давайте попробуем разделить эти два понятия. Разделитесь на 2 (3) группы. Я Вам даю карточки, распределите их на «ПРОФЕССИИ» и «СПЕЦИАЛЬНОСТИ». (практическое задание).
Слайд 9.
Все профессии разделяют (классификация профессий по Климову) на следующие категории:
- "человек – человек", этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп.
- "человек – живая природа", это люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами.
- "человек – знаковая система", сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами.
- "человек – художественный образ", профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность.
- "человек – техника", это люди, которые имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты.
Давайте вернёмся к нашим карточкам с профессиями и специальностями. Предлагаю Вам сейчас разделить их на категории: "человек – человек", "человек – живая природа", "человек – знаковая система", "человек – художественный образ", "человек – техника". (практическое задание группам).
Я хочу Вам предложить игру «ПРОФЕССИИ». Всем Вам известна игра «ГОРОДА». По её правилам будем называть известные Вам профессии. Например:
АгенТ - ТракторисТ – ТкаЧь – ЧиновниК – КапитаН - ….
Слайд 10.
Рефлексия. Я предлагаю подвести итоги нашего занятия и на стикерах написать короткие ответы на вопросы и потом вклеить их себе в дневник.
- Что нового ты сегодня узнал на занятии?
- Какие трудности испытывал и почему?
- Какие выводы ты сделал после сегодняшнего занятия?
Слайд 11. Подводя итог классного часа, хочу сказать:
“Вот, что я тебе скажу — забудь о проторенной дорожке. Если ты действительно хочешь взлететь, то брось все силы на то, что тебя по-настоящему зажигает. Не проходи мимо своего призвания. У каждого оно есть. Прислушайся к своему сердцу и успех обязательно придет”.
Опра Уинфри
На досуге, в свободное время я Вам рекомендую посмотреть мультсериал о профессиях и труде.
ШКОЛЬНИКАМ НАЧАЛЬНЫХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ: "НАВИГАТУМ: КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ" - мультсериал о профессиях и труде
https://www.youtube.com/playlist?list=PLfZgzqsQWFx_oPXWC-_WAApI696b5RO7N
И КАКИЕ ПРОФЕССИИ БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ в 2030 ГОДУ
https://www.youtube.com/watch?v=vLA2l0F-EJk
Используемые ресурсы:
http://domashka.pro/profession/10-vdohnovlyayushhih-tsitat-o-vy-bore-professii/
Дементьева Ирина Михайловна
Семяшкина Ирина Васильевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Смирнова Маргарита Александровна
Семяшкина Ирина Васильевна
Наталия
Семяшкина Ирина Васильевна
Завадская Елена Владимировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Лещёва Светлана Николаевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Вячеслав
Семяшкина Ирина Васильевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Максим
Семяшкина Ирина Васильевна
Ирина Валерьевна