Тренинговое занятие по профориентации старших школьников «Сложный выбор»
Тренинговое занятие «Сложный выбор»
Участники: ученики старших классов.
Цель: профориентация старших школьников.
Задачи:
· Формирование представлений о необходимых качествах в будущей профессии;
· Расширение знаний о критериях выбора профессии
· Развитие способности к рефлексии
· Сплочение коллектива.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, стулья по количеству участников, листы бумаги по количеству участников, ручки по количеству участников, круги из цветной бумаги по количеству участников (красный, желтый, зеленый).
Продолжительность: 45 минут.
Ход:
1. Приветствие. Упражнение «Подарить подарок» 3 минуты
Участникам тренинга ведущий предлагает поздороваться необычным способом, а подарить с помощью средств невербальной коммуникации (жесты, мимика) подарок своему соседу справа. Задание выполняется по кругу.
-Сегодня наше занятие я предлагаю начать с просмотра фрагмента фильма «Сбежавшая невеста». Кто из вас смотрел этот фильм? Как вы думаете, о чем он?
2. Просмотр фрагмента фильма «Сбежавшая невеста» (1:39:00-1:41:00) и обсуждение. 5 минут
Что вы увидели в кадре? (обсуждение)
Героиня фильма в этом фрагменте не знает даже каким способом приготовленные яйца она любит, а перед вами стоит более сложный выбор. Это выбор профессии.
3. Упражнение светофор. 5 минут.
Психолог предлагает поднять красный круг тем, кто еще не решил кем хочет стать, желтый тем, у кото есть мысли на этот счет, но они еще сомневаются и зеленый тем, кто четко знает на какую специальность будет поступать.
Вопросы для обсуждения:
-От чего зависит или будет зависеть ваш выбор профессии?
-Кто повлиял или может повлиять на ваш выбор?
4. Теоретическая часть – 5 минуты.
Психолог: Для того, чтобы выбрать профессию, о которой вы не пожалеете в будущем, стоит рассматривать только те варианты, которые находятся на пересечении трех важных областей вашей жизни: хочу, могу и надо.
1. Хочу – это то, что вам интересно, то, чем вы хотите заниматься. Например, вы любите писать стихи, рассказы.
2. Могу. Это то, что у вас получается. Например, вы красиво рисуете, пишете и имеете способность к языкам, любите находиться на публике.
3. «Надо» - это состояние рынка труда на данный период времени. Тут важно учитывать особенности рынка труда в том регионе, в котором Вы собираетесь жить.
Итак, в больших городах в настоящее время с такими способностями и желаниями подходит специальность пресс-секретаря или журналиста.
5. Продолжи фразу «Я хочу быть…» - 2 минуты
Участники по кругу продолжают фразу «Я хочу быть…», называя профессию.
Психолог: как мы уже говори, для того, чтобы стать успешным в профессии мало просто иметь желание, необходимы еще и внутренние ресурсы, необходимые качества и способности. Для того, чтобы заглянуть внутрь себя я предлагаю вам следующее упражнение.
6. Упражнение «Самопрезентация» - 10 минут
Члены группы разбиваются по парам, расходятся в разные стороны, берут друг у друга интервью, а затем представляют по очереди коллегу. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Задача может быть уточнена, например, назвать 5 наиболее характерных личностных качеств.
7. Упражнение «Два солнышка» - 5 минут.
Участникам тренинга предлагают нарисовать два солнца. На лучах первого солнца написать личностные качества, которые по его мнения подходят для специальности, которую он хотел бы получить, а на лучах второго свои личностные качества и умения. Затем два солнца сравниваются и делается вывод о соответствии профессии человеку и тем качествам, которые необходимо развивать.
8. Упражнение «Ладошки» - 5 минут
Каждый участник обводит свою ладонь и подписывает лист. Листы передаются по кругу и остальные участники пишут названия тех профессий, которые как бы им кажется подошли бы этому человеку.
9. Рефлексия – 5 минуты
Психолог профит участников тренинга высказать мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и своих пожеланиях.