Классный час на тему «Профориентация. Профессии»
Цели: расширить знания учащихся о профессиях; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; прививать интерес к профессиям, труду; воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий; развивать память, внимание, речь.
Оборудование: иллюстрации с изображением людей различных профессий, карточки с заданиями, столярные инструменты, различные мелкие предметы, характеризующие принадлежность к какой – либо профессии.
Ход мероприятия.
В. Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой мы будем чувствовать себя «как дома».
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
В. - Кто догадался, о чем сегодня на занятии пойдет речь? (Ответы детей)
Да, мы будем говорить о профессиях. Вы «примерите» некоторые профессии на себя. Я предлагаю отгадать несколько загадок.
-Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач)
-Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).
- Правила движения, Знает без сомнения. Вмиг заводит он мотор, На машине мчит... (шофер)
Стук летит из-под колес, Мчится вдаль электровоз. Поезд водит не таксист, Не пилот, а... (машинист)
В. - Ребята, пока вы еще дети. Но уже с первого класса должны знать, что всему надо учиться. Школа учит упорству, учит учиться. Сколько живем на свете, столько и учимся. Как можно раньше вы должны знать, какие бывают профессии, стремиться получать знания, которые вам очень пригодятся в жизни.
В. - Что же такое профессия?
«Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».
В. - Что обозначает слово «трудовая?»
Ребенок: целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей.
В. - Ребята, как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Ответы детей).
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
В. - Сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко». Будьте внимательными…
Поезд водит … ( машинист )
Пашет в поле … ( тракторист )
Самолётом правит … ( лётчик )
Столы делает … ( столяр ).
Песни нам поёт … ( певец ).
Торговлей занят … ( продавец ).
На станке ткёт ткани … ( ткач ).
От болезней лечит … ( врач ).
В жаркой кузнице … ( кузнец )
Кто всё знает – молодец!
В. -Я предлагаю вам немного поиграть. Каждый желающий готовит пантомиму, изображающую людей, занятых каким – либо делом. По движению руг, ног, тела вы должны догадаться, каким именно делом занят человек.
В. -Молодцы, ребята!
Недаром в народе говорят:
Все профессии важны, все профессии нужны!
В. Ребята, а теперь давайте посмотрим, насколько вы можете ориентироваться в мире профессий, У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделил вас на две половины – красные и синие (раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке).
В. Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком. За каждый правильный ответ команда получает жетон - «знаток профессий».
Разминка. «Угадай профессию»
В. И так, любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Врач, занимающийся изучением и лечение зубов (Стоматолог)
Главный страж, который патрулирует улицы каждого города (Полиция)
Мастерица на все руки,
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
В. Итак, первый тур – разминка – окончен. Теперь начинаем следующие туры, где вам понадобится догадливость и сообразительность, и, конечно же, знание профессий.
Задания на эрудицию.
Вызвать к доске двух ребят и провести с ними игру на мышление.
Сейчас вам будет предложена какая-то буква. Ваша задача - назвать профессии, начинающиеся с этой буквы, т.е. показать насколько хорошо вы знаете мир профессий (М) (Маляр, моряк, машинист, мэр, мясник, монтер, музыкант).
Самая-самая
Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди назвать те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят (самая зеленая, самая сладкая, самая денежная, самая общительная, самая смешная, самая редкая)
Криминалисты.
На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на ваш взгляд она принадлежит, и объяснить, почему он так считает (электрическая лампочка, ручка с красной пастой, поварешка, катушка ниток с иголкой, расческа, пробирка, термометр).
Заключительный этап турнира. Подведение итогов.
Я думаю, что все участники клуба знатоков профессий продемонстрировали сегодня много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора и сделали для себя какие-то выводы. Команда «синих» набрала больше жетонов и поэтому является победителем в турнире « Клуб знатоков профессий» и получает медали. Итак, ребята, наверняка после окончания турнира у вас возникли те или иные мысли и чувства по поводу того, насколько вы узнали мир профессии. Может быть, кто-либо хочет ими поделиться? (Рефлексия).
Рефлексивный анализ классного часа
Сегодня я понял, ….
Мне было интересно, ……..
Мне это пригодится в……………
В. А я вам всем желаю не ошибиться на вашем жизненном пути и сделать основательный и разумный выбор профессии.